Значения репетиций в работе режиссера

Епетиционный процесс

Репетиционный процесс - процесс полного создания спектакля, включающий все театральные компоненты:

- от актерской игры

- до работы постановочных цехов.

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция (От лат.Repetitio – повторение) - основная форма подготовки спектакля, предусматривающая чтения и обсуждения пьесы, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом.

Репетиция проводится под руководством режиссера.

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

- добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

- стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Различают:

- застольные репетиции;

- репетиции в "выгородке";

- монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя:

- первую читку пьесы по ролям;

- уточнение реплик;

- беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля;

- действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Разводка - в театре - распределение актеров, запятых в спектакле, по различным местам сценической площадки.

Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.

Во время репетиций в выгородке:

- намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

- идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

- актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

Этюдный метод - метод проведения репетиций, в основу которого положены импровизация (этюды) на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды, предлагаемые постановщиком спектакля, позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений персонажей.

Вокальная репетиция - репетиция, на которой репетиторы по вокалу ставят вокальные номера, входящие в спектакль.

Пластическая репетиция - репетиция, на которой специалисты по сценическому движению ставят сценические бои, пантомимические номера и т.п.

Танцевальная репетиция - репетиция, на которой балетмейстеры ставят танцевальные номера, входящие в спектакль.

Монтировочная репетиция (от фр.Monter – поднимать) - предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля. Во время монтировочной репетиции:

- производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом;

- разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций;

- уточняется размещение предметов оформления спектакля;

- проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

Прогон, Прогонная репетиция - проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены, акта. Обычно прогон предшествует генеральной репетиции. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гримах. Во время прогонов режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора; все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

Генеральная репетиция - последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля. Обычно генеральная репетиция проводится:

- на публике;

- в полном гриме и костюмах;

- с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

 

Виды репетиций

Репетиция в театре имеет особое значение как самостоятельное театральное и жизненное действие, в процессе которого создаётся спектакль, строится коллектив, формируется личность. Постоянно изменяющиеся жизненные обстоятельства требуют от театра новых отношений. Эти действия режиссёра и коллектива, осуществляющие связи сценических задач с реальными обстоятельствами и событиями, с актуальными проблемами дня, мы называем репетиционным действием. Репетиционное действие отличается от сценического в корне. Сценическое действие условно, оно происходит в предлагаемых обстоятельствах пьесы; репетиционное действие происходит в реальных обстоятельствах жизни. Репетиционное действие организует и направляет сам процесс коллективной творческой деятельности театра, связывает работу над спектаклем с жизнью общества, театрального коллектива и личности. Видов репетиций много, основные из них это репетиции застольные (по ролям, актерам, характерам), в «выгородке», и выход на сцену! В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т.д. Репетиции (как творческие, так и технические) проводятся и при подготовке концертных и цирковых программ. Параллельно сценическим актерским репетициям назначаются репетиции для техническо-постановочных цехов: монтировочные и световые, когда окончательно определяются, ставятся, монтируются и отрабатываются все перестановки декораций и световое оформление спектакля, создаются монтировочные и световые партитуры.

Репетиции в «выгородке» проходят в условиях временной сценической установки, которая приблизительно воспроизводит будущее оформление спектакля. Основное в режиссерской работе этого периода - поиски мизансцен, одного из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли. В потоке сменяющихся мизансцен выявляется сущность происходящего действия. Характер мизансцен определяет стиль спектакля. Третий период работы протекает на сцене. В это время происходит окончательная отделка спектакля, его шлифовка. Приводятся в соответствие все элементы: актерская игра, сценографическое решение, свет, грим, костюмы, музыка, шумы - все, что создает целостный образ спектакля. Результат этой работы проверяется и закрепляется на генеральных репетициях. Однако и после премьеры работа над спектаклем не прекращается. Что-то уточняется, корректируется на зрителе, спектакль продолжает расти и совершенствоваться в результате встречи со своим адресатом. На этом этапе особую важность приобретает координация всего репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать текст, танцы, пластические элементы и пр. - только на этих условиях подготовка спектакля будет развиваться по поступательной, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т.д. Промежуточное место в этой структуре работы занимает заведующий музыкальной частью: организация записи музыкальной партитуры спектакля осуществляется в рабочем контакте не только с композитором, но и с заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами. Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, т.е. непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля.

3 этапа репетиции

Репетиционный процесс включает в себя самые разнообразные виды репетиций.

1) Как правило, первый этап - это репетиции застольные. Они включают в себя первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик (в том числе - сокращения или перестановки текста, т.е. - создание сценического варианта пьесы); беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

2) Репетиции в выгородке (на профессиональном театральном языке «выгородка» - «выгораживать, размечать пространство»). Они проходят, как правило, в репетиционном зале, когда места действия, география сцены и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами - стульями и другой мебелью, станками - кубами и другими конструкциями. Во время этого периода намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет напряженный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей. В этот же период некоторые постановщики практикуют репетиции «этюдным методом» - импровизации на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей. Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей, с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, как правило, костюмерные цеха предоставляют актерам некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.). В этот период репетируются, как правило, отдельные сцены будущего спектакля.

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т.п.

Переход к репетициям на сцене осуществляется по мере готовности хотя бы части декораций, когда у монтировочного цеха появляется возможность хотя бы приблизительно выгородить реальное сценическое пространство будущего спектакля. Как правило, переход на сцену оказывается для актеров достаточно сложным и болезненным: изменяется пространство спектакля, к которому приходится адаптировать все предыдущие актерские находки и наработки. По мере появления всех декораций, костюмов и реквизита будущий спектакль обрастает плотью, приобретает зримые сценические формы.

3) заключительная стадия - сборка всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. В этот период режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам высказываются по окончанию прогона. Параллельно с репетиционным процессом идет подготовка к последнему важнейшему этапу - организации проката спектакля. Так как без зрителя театр невозможен, необходимо создать оптимальные условия для показа спектакля максимальному числу зрителей. Это - главное условие как для художественного, так и для коммерческого успеха представления. Эта часть работы находится в ведении заместителя директора по зрителю и подчиненного ему штату театральных администраторов. Разрабатывается оптимальный график проката спектакля на стационаре и гастролях, организуется распространение билетов. При этом учитываются интересы и потребности разных социальных и возрастных категорий зрителей, привязка тематики спектакля к календарным датам или иным событиям. Так, одной из распространенных практик проката спектаклей классического репертуара является предложение билетов в школах в тот период, когда данное произведение драматургии изучается в рамках школьной программы.

Еще до премьеры организуется рекламная кампания спектакля: разрабатываются и печатаются афиши, плакаты, буклеты, программки и т.п. К разработке рекламной кампании и графика проката привлекается заведующий литературной частью театра, организующий публикацию статей и интервью в прессе, на телевидении и в других средствах массовой коммуникации. В рамках рекламной кампании проводятся и творческие встречи со зрителями исполнителей главных ролей и других членов постановочной группы - это весьма эффективное средство формирования зрительского интереса.

Успешное осуществление работы на всех трех этапах подготовки спектакля суть организации театрального дела. В зависимости от формы спектакля, типа театра, его географического положения, количества сотрудников, степени известности коллектива или отдельных «звезд» варианты прохождения этих этапов чрезвычайно многообразны - как по времени и объему работы, так и по количеству занятых в нем специалистов. Каждый из этих этапов может быть подробен и растянут во времени, а может быть осуществлен в «свернутом» виде. Так, странствующий средневековый кукольник мог один изготовить своих «артистов», ширму для представления, пищик и свой костюм. В подготовке же современного антрепризного мюзикла может участвовать не одна сотня специалистов, включая, например, экзотического для российского театра директора по кастингу. Или: единственный театр в небольшом городе, куда приглашается для участия в спектакле актер-«звезда», может не нуждаться в широкой рекламной кампании - для серии аншлагов будет достаточно информационного обеспечения. Однако обойтись без работы по каждому из этапов невозможно, что, собственно, подтверждается всей огромной историей мирового профессионального театра.

Репетиционный процесс включает в себя самые разнообразные виды репетиций. репетиция режиссер спектакль актер

Значения репетиций в работе режиссера

Профессия режиссера требует и умения работать с людьми, и серьезного знания жизни. Помимо чисто профессиональных способностей - умения логически мыслить, сопоставлять и соотносить, режиссер должен быть контактен, знать психологию, обладать сильным характером и сильной волей. Исходя из плана, руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить текст, ноты, движения, слова; представить образное содержание исполняемого произведения, его художественно-исполнительские особенности и т. Д. Введение в эту работу элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствует решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара, развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у участников и их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения. В театре режиссер на репетиции в любой момент может изменить любую деталь. Увидеть новое, лучшее построение мизансцен, работать с актерами, со сценой, видеть весь будущий спектакль воплоти и самое важное это постараться предотвратить любые случайности! Изменение той или иной мизансцены может менять оценочный ряд, как для актера, так и для зрителя! Репетиция - акт творчества. И не только для исполнителей, но в первую очередь для режиссера. Никогда нельзя сказать, как она пройдет: посетит ли вас вдохновение или, как говорили в старину, Аполлон не снизойдет на вас. Конечно, очень многое зависит от профессионализма, мастерства, знания законов режиссерского ремесла (есть и такое понятие). Все это приобретается с годами и с опытом. Но есть ли способы, позволяющие застраховать себя от возможной неудачи на репетиции? Ведь от того, как прошла репетиция: творчески и вдохновенно или скучно и формально, - зависит состояние всего коллектива. Скажу сразу: абсолютно надежных способов не существует. Можно дать лишь некоторые рекомендации. Вы должны с максимальной степенью ясности представлять себе, чего вы хотите от сегодняшней репетиции, от отдельных исполнителей. Один из прекрасных театральных педагогов профессор Борис Евгеньевич Захава говорил, что сверхзадача спектакля должна быть доведена в сознании режиссера до степени ослепительной яркости. Это можно отнести и к отдельной репетиции. Вместе с тем вы должны быть готовы к импровизации, к тем неожиданностям, которые может преподнести вам (и преподносит!) сегодняшняя репетиция. Вы должны быть готовы встретить эти неожиданности во всеоружии и ответить на них еще большим всплеском вашей фантазии, изобретательностью, оригинальностью театрального решения эпизода, сцены или целого действия. Для этого вы должны быть свободны. Иногда, не обладая подлинной внутренней свободой, режиссеры подменяют ее суетливостью, а то и банальной развязностью. А без свободы нет творчества, нет Театра! Никогда не натаскивайте своих учеников, не учите их «с голоса», не заставляйте их копировать внешний рисунок роли. Ведите их через процесс - это единственное, что нужно делать в репетициях. Помните: не будет процесса - не будет и результата. По сути дела, спектакль - всего лишь этап процесса, но вынесенный на публику. Недаром же только в театре существуют генеральные репетиции со зрителем. Представить себе что-либо подобное, скажем, в симфоническом оркестре или балете трудно. Спектакль дозревает на зрителе, растет, становится более совершенным. Как видим, процесс не прекращается никогда. А если он все же близится к своему завершению, значит, спектакль перестал развиваться и его надо снимать с репертуара. Спектакль - живой организм. Он, как человек, рождается, учится ходить, болеет, выздоравливает, расцветает… Когда-нибудь спектакль умирает, оставляя по себе воспоминания, свидетельства современников и даже легенды. Начинайте каждую репетицию в том психофизическом самочувствии, в котором вы в данный момент находитесь. Не надо искусственно напрягать себя, тщетно пытаясь прийти в так называемое творческое состояние. На театральном языке это называется «не готовиться к репетиции» (не следует только понимать этот термин слишком уж буквально). И если вы устали, утомлены или чем-то огорчены, расстроены, именно в этом состоянии и начинайте… Утомленно, огорченно, чуть вяло… А если вы веселы, смешливы, радостны, начинайте бурно, стремительно, громко… Это позволит вам сохранить естественность, органичность. В ходе репетиции, если вы увлечетесь ею, ваше самочувствие сольется с вашим творческим состоянием, и вы забудете, что были чем-то огорчены или обрадованы. Репетиция должна вызывать душевный подъем. По окончании репетиции вы и ваши артисты должны чувствовать себя лучше, чем до того, как она началась. Должно быть жаль, что все закончилось. Если же что-то не получается, прервите репетицию на самом интересном месте - прием почти что детективный, но верный. Неудачу ни с кем не обсуждайте, переживите ее молча. И в следующий раз начинайте все сначала. Так же, как при анализе пьесы, вы должны найти исходное событие репетиции, чтобы построить дальнейший ее ход. В период пристройки режиссеру нужно определить, какая из создавшихся ситуаций затрагивает интересы всех, от какого жизненного события сегодня больше всего зависит осуществление сценической задачи репетиции. Этот жизненный факт станет исходным событием репетиции. Оно может нести в себе положительный творческий заряд или быть препятствием для нормальной репетиционной работы. Исходное событие- это факт жизни общества, внутренней жизни коллектива или отдельной личности, который затрагивает интересы всех участников, интересы общего театрального дела и требует их коллективного действия. Выбор исходного события зависит от режиссера, но в момент режиссерского обострения исходного события оно становится событием для всех. Но это еще не всё. Репетиция должна иметь завязку, репетиционное событие, композицию и т.д. Первое режиссерское задание сталкивает жизненный факт с сегодняшней сценической и общественной задачей коллектива. Оно переводит исходную ситуацию репетиции в открытый репетиционный конфликт и требует от каждого участника репетиции выражения своего отношения к жизненному событию необходимым театральным действием. Ответное действие коллектива создает завязку репетиции. Здесь возникает новая репетиционная ситуация. В жизнь коллектива входят события сценического действия пьесы, авторская тема. Задача режиссера - в процессе работы над спектаклем, вместе с коллективом театра, искать сегодняшние связи между ситуацией сценического действия и жизненными событиями, волнующими коллектив, раскрывать авторскую тему с точки зрения сегодняшних: актуальных, общественных и нравственных проблем. Каждая репетиция неповторима. Невозможно определить заранее все репетиционные ситуации и режиссёрские действия, которые возникают в творческом процессе создания спектакля. Мы выделяем только основные, общие моменты репетиционного действия. Таким общим признаком первого периода репетиции становится поиск «горячей точки», встречи жизненного факта, волнующего всех, со сценическим действием пьесы. Произошло центральное сценическое действие - сценическое действие, ситуация пьесы вызвала новое жизненное действие, нравственную оценку своего отношения к коллективу. С этой критической точки поворота репетиционного действия к личности участников начался второй период репетиционного действия- путь к главному событию. Сейчас сценическое действие участников было направлено уже к активному выражению своего чувства ответственности за театр. Режиссёр стремился расширить это личное восприятие авторской темы, связать ее с событиями, происходящими за стенами театра, в трудовых коллективах, где сегодня повышение личной ответственности стало ключевым вопросом выполнения всенародных задач, с тревожными событиями международной обстановки, когда особенно возросла мера личной ответственности каждого за сохранение мира. Кто-то нашел сегодняшнюю газету, кто-то вспомнил о рабочем собрании в своем цехе… Личное чувство ответственности проверяется в любом деле, и в том, как дальше пойдет репетиция… Режиссерский заряд последствия- заряд будущего спектакля, который действительно стал событием в жизни театра. Отсюда выводится и еще одно понятие: репетиционное событие. Репетиционное событие - это жизненный факт, случившийся в результате художественного действия репетиции и повлиявший на духовный мир ее участников. Главное репетиционное событие - это одновременно факт художественный и жизненный, это открытие нового в пьесе, в авторской теме. Оно происходит в зоне художественного действия театра, но является результатом общественного и нравственного поступка участников репетиции и открывает новые человеческие и творческие возможности всего коллектива и отдельной личности. Новые жизненные обстоятельства продиктуют новый путь к пьесе, но яркий след добытого своими усилиями творческого озарения остаётся надолго. Ради этих, счастливых моментов люди стремятся на репетицию. Каждое репетиционное открытие неповторимо, оно может произойти только в данной художественно-жизненной ситуации, в сиюминутном единстве поэтического и жизненного события. Не каждая репетиция дарит праздник общего открытия. Репетиционные события бывают разных масштабов и не всегда они затрагивают всех участников. На репетиции происходят и личные, невысказанные всем открытия нового в театральном искусстве и в жизни, которые активно влияют на духовный мир человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: