Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник

Посвящается Иззи в надежде, что, когда она вырастет, её «ночная» музыка станет и дневной музыкой тоже Хенли Д.: Кратчайшя история музыки. Самый полный и самый краткий справочник …

Предисловие

«Я никогда не считал музыку чем – то необычайно высоким и священным. Когда один отличник в школе дал мне послушать Пятую симфонию Бетховена на старой поцарапанной пластинке, я не упал на колени в благоговении. Честно сказать, мне не пока­ залось, что она чем – то отличается от композиций Дюка Эллинг­ тона, Джона Колтрейна, Бадди Холли или какой – нибудь другой хорошей музыки, которую я в то время слушал. Я просто при­ свистнул и воскликнул: «А это здорово!» Примерно так же я отно­ шусь к музыке и сегодня. «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, «Ol'Blue Eyes» Синатры и даже Элтон Джон с группой «Blue» у меня в голове находятся в одной большой папке с надписью «Величай­ шие произведения, которые должны послушать все». Поэтому, когда на Classic FM мне предложили вести программу о музыке «без болтовни, без заумных слов и уж определённо без всякой высокомерной чуши», я подумал: «А ведь точно. Эта работёнка как раз по мне!»

На основе этой серии передач была создана книга, в которой рассказывается многое (но далеко не всё!) о разных направлениях классической музыки: от того, что написала Хильдегарда на коро­ нование Барбароссы, до того, что написал Ханс Циммер в честь освобождения Нельсона Манделы. Это вовсе не научный трактат, но если книга пробудит ваше любопытство и вам захочется узнать о музыке больше, я с чистой совестью воскликну: «А это здорово!»»

Тони Робинсон

Радиопередача, на основе которой составлена данная книга, называется «Дружественный справочник по музыке от Classic FM»; её ведущий Тони Робинсон удостоен золотой медали в номи­ нации «Лучшая музыкальная программа» на Нью – Йоркском международном фестивале радиопрограмм.

 

Дружественное слово перед началом

Если вы сейчас стоите перед полкой в книжном магазине, чи­ таете эти строки и думаете, покупать ли вам книгу, то мы помо­жем вам сделать верный выбор.

Пролистав следующие двести с небольшим страниц, вы быстро поймёте, чем эта книга не является. Это вовсе не подробный научный трактат о классической музыке, один из тех, что

прода­ются в специализированных магазинах и предназначены не для простых смертных. В ней нет никаких заумных рассуждений о контрапунктах и синкопах, как нет и рассказов о неопубликован­ных произведениях давно забытых авторов. Короче говоря, эта книга вряд ли вам поможет, если вы уже считаете себя экспертом в области музыки и собираетесь писать докторскую диссертацию.

Вместо этого она предназначена для всех остальных людей, особенно для тех, кто никогда бы и не подумал покупать выше­ описанные трактаты, но тем не менее хочет узнать побольше о том, что же это за штука такая – классическая музыка.

Если вы узнали себя в целевой аудитории, то вам, вероятно, понравится, что в этой книге нет никаких непонятных и пугаю­щих терминов, которые иногда отождествляют с миром класси­ческой музыки.

Широкое распространение популярной музыки на протяжении большей части двадцатого века привело к тому, что классическую музыку стали считать достоянием элиты. Предполагается, что её слушают люди, обладающие определённым социальным стату­сом и не желающие разделять свои восторги с теми, кому закрыт доступ в их тесный круг. Посторонним кажется, что классическая музыка окружена своего рода непробиваемой каменной стеной.

Концерт «Трёх теноров», прошедший в Риме на открытии чем­пионата мира по футболу 1990 года, ознаменовал собой возрожде­ние общественного интереса к классической музыке. Мнения, что получать наслаждение от классической музыки могут все люди, независимо от их возраста, происхождения или национальности, придерживается и радиостанция Classic FM, основан­ная в 1992 году, и этим же принципам она следовала на протяжении всей своей истории.

Необходимо помнить и о том, что классическая музыка в своё время была как раз музыкой популярной. В дни, когда ещё не существовало не только радио, телевидения и Интернета, но и вообще какого – либо способа распространения записей музы­кальных произведений, музыку исполняли вживую в церквях, дворцах, кофейнях, концертных залах и в обычных домах по всей Европе. Композиторы сочиняли произведения, приуроченные к конкретным событиям и для исполнения перед широкой аудиторией. Они считали, что музыка, как и искусство вообще, будь оно религиозным или светским, оказывает облагораживающее воздействие на общество.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: