Задания для самостоятельной работы студентов

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Кафедра педагогики и профессионального образования

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Практические занятия

2019-2020

Практическое занятие №1

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

3. Гуманистическая направленность личности учителя.

4. Пути формирования педагогического мастерства.

5. Мастерство выдающихся педагогов.

Литература

1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Современной школе нужен современный учитель. Школа ждёт новое поколение учителей. А каков он, современный учитель? Живущий и работающий сегодня? Понимающий современных школьников? Мыслящий современными категориями? Что значит быть современным учителем?

2. Подготовьтесь к дискуссии на практическом занятии по педагогике на тему «Какого учителя ждёт современная школа».

3. Проведите опрос среди школьников по предложенной теме, например, создав группу во «В Контакте».

4. Прочитайте и проанализируйте одну из педагогических притч Ш.А. Амонашвили http://pritchi.ru/part_317

Практическое занятие № 2

Мастерство педагогического взаимодействия

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и принципы педагогического взаимодействия.

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и обучающихся. Коммуникативная компетентность педагога.

3. Функции педагогического  общения

4. Мастерство педагога в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.       

Литература

1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1.  Проанализируйте педагогическую ситуацию. Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка в отношении юноши.

 

В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

— Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

— Какой ценой? — остолбенел юноша.

— Ценой вашего падения.

 

2. Подберите и проанализируйте диагностические методики, измеряющие уровень сформированности коммуникативной компетентности личности педагога.

3. Составьте карту коммуникативного самовоспитания.

Литература

1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.

Практическое занятие №3

Учитель как субъект педагогического процесса

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональное сознание и позиция педагога.

2. Профессионально значимые личностные качества учителя в структуре педагогического мастерства. Критерии успешности учителя.

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство.

4. Готовность педагога к творческой деятельности.

5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.                

Литература

1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проанализируйте схему дневника профессионального становления из учебного пособия «Основы педагогического мастерства» Зязюна И.А. и др. (с. 31-32). Оцените уровень сформированности своих профессиональных качеств и умений. Разработайте примерную программу профессионального становления студента, будущего педагога.

2. Проанализируйте проект клятвы учителя http://school2100.ru/upload/iblock/832/8322ab2d3f774710c5f4835740e86b3f.pdf

3. Попробуйте составить свод правил для педагога. Обсудите эти правила со своими однокурсниками. Определите, готовы ли вы к выполнению сформулированных правил.

Практическое занятие №4

Педагогическая технология

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая технология как компонент педагогического мастерства.

2. Слагаемые педагогической технологии.

2.1. Основные элементы педагогической технологии:

· технология педагогического общения;

· технология педагогического требования;

· технология педагогической оценки;

· технология педагогического конфликта.

2.2. Дополнительные элементы педагогической технологии:

· технология создания психологического климата;

· технология организации групповой деятельности;

· технология создания ситуации успеха и неуспеха;

· технология этической защиты.

3. Педагогическая импровизация.

Литература

1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2008.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.

Задания для самостоятельной работы студентов

Проанализируйте предложенные педагогические ситуации, аргументируйте свои варианты решения

 

Ситуация 1

На занятии учащиеся задали Вам вопрос, на который Вы в данный момент затрудняетесь ответить. Как Вы поступите?

а) опираясь на свои знания и имеющийся опыт, дадите приблизительный ответ, чтобы выйти из затруднительного положения;

б) сделаете вид, что не услышали вопрос;

в) признаетесь, что затрудняетесь ответить в данный момент, но обязательно ответите на следующем уроке;

г) откажетесь ответить под предлогом, что этот вопрос будет изучаться в другой теме;

д) другие варианты.

 

Ситуация 2

Что Вы предпримите, если заметите, что во время занятия у учащихся снижается интерес к учебной работе?

а) постараетесь какими-либо новыми заданиями активизировать работу учащихся;

б) сделаете ученикам замечание и продолжите урок, рассчитывая на собственную активность;

в) продолжите занятие, не обращая внимания на пассивность учащихся;

г) сделаете паузу, расскажите интересный научный факт, привлекая общее внимание;

д) другие варианты.

 

 

Ситуация 3

Как Вы поступите, если установите, что часть учащихся вашего класса не усвоила на уроке учебный материал?

а) повторяете объяснение на следующем уроке;

б) даете классу разные по трудности задания и помогаете выполнять отстающим;

    в) остаетесь работать с отставшими учениками после уроков;

г) даете ученикам на уроке одинаковые по трудности задания и помогаете выполнять отстающим;

д) другие варианты.        

 

Ситуация 4

С чего Вы начнете разговор с родителями учащегося, вызывающего ваше беспокойство?

а) с изложения фактов поведения учащегося;

б) с перечисления положительных качеств и возможностей ученика;

в) с выражения своих чувств сомнения и недовольства;

г) с изложения последствий, к которым могут привести поступки ученика;

д) другие варианты.

2. Какие знания по теме «Педагогическая технология» вы использовали при решении предложенных ситуаций?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: