Детские и семейные творческие программы Национальной библиотеки

                         Ведущий библиотекарь

Ксения Александровна Михайлова.

Однажды в библиотеке раздался телефонный звонок. Просили к телефону «человека, который занимается совами». Удивленные коллеги позвали к телефону меня, по той причине, что я часто провожу программу «День совы». Я подошла к телефону, взволнованный женский голос поведал увлекательную и понятную историю:

- Понимаете, у сына в школе проект…он второклассник. Мы сходили в музей, посмотрели чучела разных видов сов, перешерстили интернет, я даже купила детскую энциклопедию про сов.. но там больше картинок, чем информации…а нам не хватает именно увлекательных фактов…можете вы нам помочь? Мне сказали, что вы специалист по совам…

Во мне,  «специалисте по совам», проснулся профессиональный интерес. Я взяла у милой дамы телефон и… мы созванивались и списывались несколько дней. Под моим руководством она научилась пользоваться нашим электронным  каталогом удаленно, и мы вместе нашли статьи из журналов с теми самыми «увлекательными фактами» о совах, которые нужны были ребенку для проекта. Она научилась пользоваться электронной доставкой документов и заказала эти статьи «с доставкой на дом». Попутно, конечно, мы немного разговаривали, читательница заинтересовалась обилием наших детских программ и организовала класс сына прийти к нам на одну из них. Так смешной звонок положил начало плодотворным и взаимовыгодным отношениям библиотеки с потенциальными читателями. Это показательный пример, зачастую именно так и происходит: все процессы, услуги и программы связаны и переплетены в нашей работе.

Самая любимая лично мной часть работы – это просветительские и творческие программы, проводимые нами как для семейной аудитории, так и для организованных групп детей. Во время учебного года больше ориентируемся на классы, а в каникулярные дни – на семьи с детьми разных возрастов. На зимних каникулах 2018 года НБРК провела несколько программ для семейной аудитории (которые в общей сложности посетили более тысячи человек): новогодний праздник «Дело было в январе» собрал более 500 участников, творческая программа «В волшебном мире книг» с элементами дополненной реальности вызвала большой интерес подростков, программа «На гусином крыле по волшебной стране» собрала родителей с детьми-дошкольниками. В летнее время библиотека проводит семейные творческие программы еженедельно для сборной аудитории, а также по заказу организованных групп. Эти программы пользуются большой популярностью, летом 2017 года их посетило более 400 человек.

Творческие программы создаются чаще всего по единому принципу и состоят из рассказа библиотекаря и игры-путешествия по станциям. Лекционная часть традиционно сопровождается мультимедийной  презентацией со вставками фрагментов фильмов, мультфильмов, песенок и викторин. Хотя у нас есть программы и без презентаций, например «По страницам старых журналов», когда участникам просто даются в руки старые журналы, пока библиотекарь повествует о развитии периодики в советское время.

Большинство игровых модулей к программам формируется с помощью т.н. «конструктора игровых методик». Под «Конструктором» скрывается простая и понятная таблица, обобщающая всевозможные игры и занятия, которые можно использовать, чтобы пробудить больше интереса к книге. В верхней графе пишется название темы или книги, к которой нужно придумать игру, а в первом столбце наименование разновидностей игр. Как верхнюю графу, так и первый столбец можно продолжать практически бесконечно по вашему усмотрению. «Красная книга» и «Калевала» вписаны в ячейки «конструктора» для примера, в связи с тем, что именно для работы с этими книгами в Национальной библиотеке Карелии созданы самые большие комплекты игр.

Конструктор интерактивных игровых методик:

Тема Методика Красная Книга «Калевала» «Остров Сокровищ»
Сенсорная коробка      
Игра-квест (с передвижениями людей)      
Настольная игра-бродилка      
Пазлы      
Игры с бумагой      

 

Такая простая табличка дает практически бесконечное поле идей игровых методик. В нашей библиотеке руками библиотекарей создано множество игровых модулей. Неизменным успехом у посетителей всех возрастов пользуются черные сенсорные коробки: на внутренние стенки наклеены изображения ночных животных из Красной книги Карелии, нужно светить фонариком в отверстия коробки и отвечать на вопросы ведущего; после выполнения заданий о каждом обитателе коробки рассказываются основные факты. Тактильные загадки (идея пришедшая из педагогики Монтессори), используются нами почти на каждой программе. Настольные игры и пазлы могут быть изготовлены как в типографии, так и самостоятельно (нарезанные картинки): в процессе сборки ребята могут узнать, например, авторов иллюстраций (на программах по «Калевале» таким образом сделаны не только палы, но и игра «Мемори» с иллюстрациями различных авторов). Иногда эффективным и эффектным становятся простые изменения: сделать настольную игру – напольной,  и сразу программа играет новыми красками. Так устроена у нас одна из станций на программе по Красной книге. Самыми простыми и доступными всегда были и остаются игры с бумагой. Из бумаги можно создать героев любой книги, разыгрывать сценки (тем более, что «Создание мира» - любимая игра всех детей). Вариантов поделок из бумаги можно найти в интернете множество, также есть книги по разнообразным техникам (квиллинг, аппликация, оригами, поделки из рулончиков, из мятой бумаги, из гофрированной бумаги, бумажные человечки и гирлянды, самолетики и кораблики, и многое другое). В наших программах бумажное моделирование используется очень широко: мы мастерим реку Миссисипи (на программе по книгам Марка Твена), новые карельские сказки, объемных зверьков по схемам из интернета. Используем для работы природные материалы: всегда найдутся задания, которые нужно выполнить из каменного конструктора, он пригодится как иллюстрация рассказа о сейдах и лабиринтах, о мегалитических памятниках. Кроме того, создать свой сейд и сфотографироваться с ним просто приятно и забавно. Многие наши творческие программы стали широко известны. упоминаемый в начале статьи «День совы» очень полюбился младшим школьникам. В игровой части программы мы проверяем остроту слуха и зрения, измеряем размах «крыльев» (рук) и сравниваем его с размахом крыльев различных видов сов; конечно, вспоминаем Сову из «Винни Пуха» и филина Гуамоколатокинта. Программа «Маленькое путешествие по Карелии» рассказывает об основных достопримечательностях нашего края и дает подсказки, как интересно провести каникулы в Карелии: в игровой части у каждого есть возможность поймать рыбку, выучить несколько слов на карельском и сыграть в народную игру. Программа Star Trek направлена на самую сложную аудиторию, подростков: кроме увлекательного рассказа о космосе, ребят ждет кино-викторина и задания, которые получают космонавты при подготовке к полетам (чередование физических и умственных нагрузок). На программе «Остров сокровищ» (по книгам Стивенсона) библиотекари преображаются в пиратов,  и среди посетителей происходит соперничество за право сфотографироваться с ними; кроме того, расшифровываются «черные метки», учатся смотреть в подзорную трубу, заучивают наизусть клятвы и изучают пиратские карты. Надо сказать, что вообще в меру возможностей, на программах нашей библиотеки мы стараемся использовать костюмы и элементы театрализации, так программы проходят ярче и запоминаются надолго. В этом часто помогают партнеры:  неизменным успехом пользуется программа «Волшебный мир Гарри Поттера», проводимая при помощи компании «Квест Хауз»: ребята примеряют шляпу, распределяются по факультетам Хогвардса, ухаживают за магическими существами (игрушками) и даже проводят сеансы зельеварения (простейшие химические опыты).

Последнее время на программах используются книги с технологией дополненной реальности. Это очень интересно как посетителям, так и самим библиотекарям и, безусловно, привлекает подростков к печатной книге. Нередко на программе «В волшебном мире книг» объединяется опыт детей и взрослых: ребята разбираются с технологиями лучше родителей, а родители лучше знакомы с историей книги. Кроме того, получаются очень яркие фотографии с «ожившими динозаврами» из подобных книг. Другой вариант объединения детей и родителей – использование тех игр, которыми увлекались взрослые в детстве: старые испытанные «Море волнуется раз», «Горячо-холодно» и т.п. вызывают очень положительную реакцию у посетителей.

За 3 месяца 2018 года просветительские программы библиотеки посетило  более 2 тысяч ребят до 14 лет. (За 2017 год – более 7 тысяч). Они приходили на более чем  130 различных мероприятий (за 2017 год 367 мероприятий), это почти треть всех мероприятий, проводимых библиотекой.

… Сейчас мы готовим новую творческую программу «В стране кенгуру». Не раздастся ли через некоторое время еще один звонок с просьбой «соединить со специалистом по сумчатым»?.....

 

Прилагаются фото:

123 Тактильные коробки «Кто прячется в темноте?»

124 Прорицательница на программе «Волшебный мир Гарри Поттера»

125 Напольная игра «Животные карельского леса»

126 Фотозона программы «Остров сокровищ»

127 Команда библиотекарей-пиратов

128 Каменный конструктор

129 Кот-помощник в изучении карельского языка

130 Оживающий динозавр из книги с технологией дополненной реальности

131 Упражнения для будущих космонавтов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: