Техники композиции ХХ века

Техники композиции ХХ века

         ХХ век – век открытий в науке, век высоких технологий. В сфере искусства отмечаются следующие тенденции:

§ Творчество – это эксперимент, поиск, исследование, направленное на расширение границ известного. Творчество может быть как процессом интуитивным, так и сугубо рациональным, подчинённым закономерностям математики, логики, философии, эстетики.

§ Композитор – индивидуальность, формирующая свой, ни на кого не похожий стиль, манеру письма, систему мировоззрения.

§ Структура произведения тесно связывается с его содержанием, отсюда понятия формы-содержания, формы-идеи.

Предварительные сведения. Основные понятия

Звуковая материя – «докомпозиционный» запас из всего звучащего, звуки сами по себе, никак не организованные.

    Протоматериал – это материя, «витающая» в сознании композитора ещё до начала работы над сочинением.

    Музыкальный материал – это материя конкретного сочинения, организованная средствами той или иной техники.

    Тема-тезис – это музыкальный материал в экспозиции, концентрирующий в себе главнейший смысл произведения и развивающийся в дальнейшем.

    Тема-сюжет – общая структурно-смысловая траектория, по которой движется материал (идея формы-содержания).

    Интонация – «первичное» смысловое излучение музыкального материала. Интонация должна нести информацию (Э. Денисов).

    Техника композиции – это тот или иной метод организации, под действием которого звуковая материя оформляется в музыкальный материал, перемещаясь из сферы внехудожественного («сырого», по К. Леви-Строссу) в сферу художественного («варёного»).

 

Техники композиции ХХ века.

· Додекафония – серийная двенадцатитоновость.  Автор – Арнольд Шёнберг (1874-1951).

Додекафония – метод композиции, при котором вся ткань выводится из единственного первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность и есть серия. Серия – явление линейно-мелодического плана, поэтому контрапунктирование серии и её производных подчиняется закону полифонии. Серия – центральный элемент (ЦЭ) додекафонной композиции, средоточие её интонационных ресурсов. Её индивидуальность зависит от состава интервалов и связей между ними. Каждая серия имеет 4 формы: прямую, ракоходную, инверсионную и ракоходно инверсионную. Наряду с ними широко применяются производные ряды и трансформация. К производным рядам относят следующие техники:

ü Ротация ( от лат. Rota – колесо) – колесообразная перестановка звуков полного серийного ряда (1-2-3-4=2-3-4-1=3-4-1-2 и т.д.).

ü Пермутация (от лат. Permutare – менять) – перестановка с изменением серийного порядка. (1-2-3-4 = 1-3-2-4, 3-1-2-4, 1-4-2-3).

ü Интерполяция (от лат. Interpolatio – изменение, искажение) – вставка между тонами серийного ряда посторонних звуков.

ü Интерверсия (лат. Inter – в середине) – обращение «изнутри наружу». (1-2-3-4-5-6 = 3-4-2-5-1-6 = 2-5-4-1-3-6).

ü Трансформация (от лат. Transformare – превращать, преображать) – превращение данного ряда в другой путём преобразования и перестановок.

Современная музыка работает с пятью свойствами (параметрами) звука:

    Громкость;

    Длина (в тактах, в минутах и секундах);

    Высота;

    Тембр;

    Пространство.

 

Сериализм – метод композиции с помощью серий более чем одного параметра (А. Веберн, 1883 - 1945). Серийно организуются длина, сила и окраска звука, ритм, динамика, артикуляция (штрихи).

* П. Булез (1925-). «Структуры» (1952).

В основе произведения ряды из 12 высот, 12 единиц времени, 12 единиц громкости, 10 единиц артикуляции.

 

· Сонорика – музыка звучностей или «соноров» (от лат. Sono – звучать, звенеть). Истоки сонорики коренятся в колористическом развитии гармонии, фактуры, оркестровки (импрессионизм), в звуковых открытиях восточной музыки, в расширении границ познаваемого мира.

Термин «сонорика» имеет два значения – широкое (проявления сонорности в рамках разнообразных стилей) и узкое (техника композиции, оперирующая темброзвучностями, закрепилась в музыке с середины ХХ века).

    Особую важность в сонорике приобретают 2 категории:

ü Тоновость – ясная различимость высот и интервальных соотношений.

ü Шумовость – отрицание тоновости. Градации – от условно музыкального шума до определённо внемузыкального шума.

Важное место в гармоническом материале сонорной музыки занимает кластер (от англ. tone-cluster – гроздь), введённый в научный обиход Г. Кауэллом (1930).

    *К. Пендерецкий (1933 -). «Трен памяти жертв Хиросимы».

 

· Алеаторика (от лат. Alea – игральная кость, жребий, случайность) – техника композиции, предполагающая неполную фиксацию музыкального текста, досочиняемого в процессе исполнения. Такой метод композиции является мобильным (подвижным).

*В. Лютославский (1913 -). «Тканые слова», 1-я часть.

*К. Штокхаузен (1928 -). «Направь паруса к солнцу» в основе имеет текст: «Играй один звук до тех пор, пока не начнёшь различать его отдельные колебания. Держи этот звук, вслушиваясь в звуки, исходящие от других, во все сразу, а не по одиночке, и веди свой звук, пока не достигнешь подлинной гармонии и пока всё звучание не станет золотым чистым тихим светом».

    Алеаторика нашла продолжение в таких явлениях, как инструментальный театр и хэппенинг.

    Инструментальный театр (М. Кагель, 1959): «Движение является основным элементом инструментального театра… Основная идея заключается в том, чтобы звуковой источник находился на уровне постоянных преобразований: обороты, подскоки, скольжения, тумаки, гимнастические упражнения, прохаживания, махи, толкания…, дозволено всё, что влияет на звук и ведёт к образованию новых звуков».

    Хэппенинг – алеаторная акция, инициируемая в изначально заданном направлении, но с непредсказуемым течением событий и с обязательным участием присутствующих. Цель хэппенинга – помочь раскрепоститься в процессе импровизации и дать выход бессознательным побуждениям. Хэппенинг выражает тенденцию к слиянию искусства с течением самой жизни.

*Дж. Кейдж, К. Штокхаузен, С. Курёхин.

 

· Полистилистика – это композиционная техника, в основе которой лежит соединение в одном произведении двух или более стилевых моделей. Теоретик полистилистики – Альфред Шнитке, выступивший с докладом о ней 8 октября 1971 года на VII Международном музыкальном конгрессе. Различают полистилистику коллажную и симбиотическую (термин К. Штокхаузена).

Коллаж (от франц. Наклеивание) – объединение в одном произведении стилистически контрастных или чуждых фрагментов. По Штокхаузену, коллаж имеет цель «сопоставить предметы бессвязно, чтобы они сталкивались, ударялись друг о друга».

Симбиоз – слияние-взаимопроникновение разных традиций.

    *М. Кагель «Ludwig van» (1969, к 200-летию со дня рождения Бетховена) – образец коллажной полистилистики с применением принципа монтажа (соединение внутренне незавершённых эпизодов-кадров).

    *Р. Щедрин. «Российские фотографии», 3-я часть «Сталин-коктейль».

 

Средства полистилистики:

    Цитата – цитаты конкретных тем, заимствованные из классико-романтической или барочной эпохи.

    Квазицитата (псевдоцитата, по А. Шнитке) – имитация цитаты (имитация авторского стиля, исторического стиля).

    Аллюзия – по А. Шнитке, «принципы аллюзии проявляются в тончайших намёках и невыполненных обещаниях на грани цитаты – но не переступая её».

 

· Пространственная музыка подразумевает физическое пространство как особый художественный топос, как образ, поэтическая и конструктивная идея. Реализация – размещение групп музыкантов в разных пространственных плоскостях (на балконах, в зале, за сценой и т.д.). Пионером пространственной музыки считается Эдгар Варез.

*Р. Щедрин. «Геометрия звука» (1990) для камерного оркестра из 18 исполнителей, разделённого на 3 группы (размещаются на сцене, на левом и правом балконах или за кулисами).

 

· Минимализм и репетитивная техника.

Минимализм – музыка, основанная на материале в виде простейших ячеек (отдельный звук, интервал, аккорд, мелодическая попевка или сонор).

Репетитивность – понятие техническое, означает различные техники композиции, основанные на повторении коротких подобных построений.

Понятие минимализма (minimal art) появилось в американской художественной среде 1950-60-х годов, характеризовало особое направление в живописи, отличающееся аскетизмом, простотой.

В основе философской и творческой концепции минимализма лежит идея эмансипации звука как такового и новое восприятие времени.

Философия звука выражена Дж. Кейджем: «Звуки становятся «абстрактными», если вместо того, чтобы слушать их ради них самих, довольствоваться слушанием их взаимосвязей... Я же отлично знаю, что вещи взаимопроникаемы. Думаю, что взаимопроникновение звуков обильнее и сложнее, когда мной не вводится никакой связи. Вот тут-то они и объединяются и собираются в нечто единое, в единицу… Они сами по себе, они существуют. И поскольку каждый сам по себе, в единице есть множественность».

Врем я в минимализме воспринимается как дление, как поток, процесс. Роль композитора – организация и «запуск» процесса.

Принцип слушания – не «от … к …» (от мрака к свету, как у классиков), а пребывание, движение по кругу, дление, медитация, ощущение прикосновения к времени, сосредоточенность, погруженность, транс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: