Функции и составляющие логистической инфраструктуры

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Сущность и понятие логистической инфраструктуры

Первоначально термин «инфраструктура» был заимствован из военного лексикона, где использовался для обозначения комплекса тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. На региональном уровне под инфраструктурой понимается система объектов, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие субъектов экономики региона.

В настоящее время существуют различные точки зрения на определение и содержание логистической инфраструктуры. Ряд авторов выделяет лишь составные части логистической инфраструктуры: транспортную и складскую инфраструктуры, однако не дают интегрированного определения.

Между тем современные требования к логистической инфраструктуре обуславливают необходимость создания не только условий для физического распределения логистических потоков, но и эффективной координации их деятельности. При этом возникает необходимость в наличии подсистем, обеспечивающих поддержку нематериальных потоков логистики.

Существует два общепринятых подхода к интерпретации термина: логистическая инфраструктура как совокупность объектов и логистическая инфраструктура как совокупность процессов.

Классификация интерпретаций термина логистическая инфраструктура представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация интерпретаций термина «логистическая инфраструктура»

Таким образом, общее определение понятия может быть сформулировано следующим образом: логистическая инфраструктура – это интегрированная система социально-экономических объектов, обеспечивающих функционирование разноуровневых логистических систем в целях повышения эффективности функционирования материальных и сопутствующих им потоков.

В опубликованных результатах исследований различных авторов существуют расхождения в плане того, что именно может быть включено в состав логистической инфраструктуры. Большинство авторов в состав логистической инфраструктуры включают следующие подсистемы:

1) транспортная сеть в разрезе отдельных видов транспорта:

автомобильного – дороги;

железнодорожного – пути и станции;

водного – географическая и навигационная доступность;

воздушного – аэропорты, магистрали, линии сообщения;

трубопроводного – магистрали;

2) транспортный парк по видам и собственникам;

3) сеть СТОА, АЗС, стоянок, сервиса;

4) транспортно-грузовые узлы – логистические центры, терминалы, склады общего пользования, распределительные центры, склады временного хранения, таможенные склады и службы;

5) информационные каналы и системы, информационно-аналитический центр;

6) система унификации грузовых единиц и способов манипуляции с грузами – тара, упаковка, идентификация и кодирование грузов;

7) система финансового обеспечения логистических процессов;

8) нормативно-правовая система обеспечения логистической деятельности;

9) участники логистических процессов, субъекты, операторы, провайдеры, посредники.

Функции и составляющие логистической инфраструктуры

Комплексное исследование природы и сущности логистической инфраструктуры позволяет выделить, по меньшей мере, две главные функции - это обеспечивающая и регулирующая.

Первая будет состоять в обеспечении бесперебойного функционирования хозяйственных связей субъектов рыночной экономики и движения товарно-денежных потоков. При детальном анализе этой функции (обеспечивающей) оказываются и конкретные ее характеристики - для любого сегмента рынка она является внутренней, имманентной (лат. Immanens - находящийся в середине) и носит пассивный характер. Если объяснить значение данной функции, то она действительно отражает то обстоятельство, что логистическая инфраструктура находится в середине логистической системы или логистической цепи поставок. Она является "колесами" осуществление логистических активностей (логистических операций, процессов) каждого звена системы или цепи поставок.

Вторая функция - это регулирующая. Она без сомнения является дополнением и продолжением обеспечивающей функции, так как определенным образом упорядочивает и регулирует взаимодействие звеньев логистической системы или логистической цепи поставок. В противовес первой функции, эта функция является внешней и активной, поскольку регулирование логистической деятельности в пределах цепи поставок будет осуществляться непосредственно через инфраструктурные объекты. И чем они будут лучше обеспечены средствами пространственно-временной трансформации и перемещения логистических потоков, тем регулирование функционирования любым логистическим образованием будет стабильным и эффективным.

Определение функций логистической инфраструктуры обнажает специфику самой инфраструктурной деятельности и служит отправной точкой при определении логистической инфраструктуры в общей рыночной инфраструктуре.

Логистическую инфраструктуру нельзя рассматривать как арифметическую сумму логистических объектов, обслуживающих реализацию логистических активностей, то есть отдельных логистических операций или процессов, например, транспортировки, складирования или др.

Выделение логистической инфраструктуры приобретает самостоятельное значение при условии создания или логистической системы различных уровней (микро-, мезо- или макро), или логистической цепи поставок, которые выполняют ту или иную логистическую функцию или группу функций для реализации логистической стратегии.

Выделяют основные составляющие логистической инфраструктуры, а именно техническую и организационно-экономическую.

Техническая составляющая логистической инфраструктуры включает в себя систему средств по превращению потока. Техническая составляющая в себе содержит:

• на уровне региона, страны: автодороги, железнодорожные пути, воздушные порты, железнодорожные станции, контейнерные терминалы, логистические центры, различные виды и типы транспортных средств и др.;

• на уровне предприятия: склады, автомобильные / железнодорожные рампы, внутренние дороги, локализованное оборудование для перемещения товаров и информации, технические средства преобразования и перемещения материальных потоков.

Организационно-экономическая составляющая реализуется совокупностью предприятий различных организационно-правовых форм, которые создают организационно-экономические условия прохождения материальных потоков с целью их пространственно временной оптимизации.

На современном этапе целесообразно выделять третью составляющую – технологическую, элементной базой которой следует считать прикладные специализированные расчетные пакеты для компьютерных систем и сетей, например:

1) стандартные пакеты для решения задач маршрутизации при обслуживании клиентов, размещаемые на определенном логистической полигоне: PARAGON, CAST, OPTRACK и др.;

2) стандартные пакеты для управления цепочками поставок - референтная модель SCOR, для управления логистическими системами, в том числе и цепями поставок (современный прикладной программный продукт ORACLE и многие другие);

3) системы и технологии логистического направления:

• планирование потребности в материалах и других ресурсах для обеспечения деятельности логистических систем - MRP и ее модификации (эти системы имеют производственное направление, то есть направлены на усовершенствование производственного процесса);

• обеспечение конкурентоспособности логистических систем за счет оптимизации решений в сфере распределения продукции - DDT, QR, CR (эти технологии имеют маркетинговое направление, то есть направлены на совершенствование системы распределения готовой продукции в маркетинговых каналах, непосредственно "выходит" на потребителя);

• кросс-докинга (современная складская технология) и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: