Основные показатели работы транспорта

 

Показатели уровня транспортной работы определяют преимущества и особенности того или иного вида транспорта. Они характеризуют возможности транспорта,   позволяют потребителю выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания и оценить размеры работы, технико-эксплуатационные характеристики, экономические (стоимостные) данные и результаты (например,    тарифы и цены на транспортные услуги, себестоимость перевозок, рентабельность, прибыль).

Рассмотрим основные из показателей:

Объем перевозок грузов(Qт) — это число тонн перевозимой продукции в единицу времени. Единицей времени может быть любой период: час, сутки, неделя, декада, месяц, год.

Объем перевозки пассажиров(Qnacc) — это число пассажиров, перевезенных в единицу времени.

Грузооборот (Рт-км) — количество транспортной работы при перевозке определенных объемов груза на определенные расстояния. Измеряется в тоннокилометрах.

Пассажирооборот(Рпасс-км) — количество транспортной работы по перевозке определенного количества пассажиров на определенные расстояния. Его размеры зависят от транспортной подвижности населения, т.е числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения. Измеряется в пассажиро-километрах.

На основе данных о грузо- и пассажирообороте проводится расчет необходимого количества транспортных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конкретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных частей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы.

Средняя дальность перевозки (Lcp),измеряемая в километрах, —этоотношение суммарного грузооборота к общему объему перевозки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевозки пассажиров:

Грузо- и пассажиронапряженность (ε) —характеристика степени загрузкиработой определенного участка транспортной сети (т·км/км или т·пасс/км)

где L – длина эксплуатационной сети, на которой осуществляются перевозки.

 

Грузо- и пассажиронапряженность дает основу для определения возможностей повышения пропускной и провозной способностей сети. Если значение этого показателя велико — идет интенсивная эксплуатация участка сети, на которой осуществляются перевозки. Чрезмерное увеличение значения данного показателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транспортных средств, а, следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополнительных участков в том же направлении, расширения дорог. Слишком малое значение данного показателя говорит о неэффективности использования участка сети и может служить основанием для закрытия данного направления.

Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках.При рыночныхотношениях и применении логистических принципов построения транспортного процесса данный показатель имеет первостепенное значение.

Себестоимость перевозок определяется затратами,необходимыми дляпроизводства единицы транспортной работы. Она измеряется в рублях на тонно-километр (пассажиро-километр).

Удельные капиталовложения —это совокупность единовременных затрат,направленных на создание новых или реконструкцию либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), приходящихся на 1 т или 1 т-км.

Стоимость грузовой массы, находящейся на транспорте при перевозке грузов,зависит от цены груза и длительности (сроков) доставки. Показатель очень важный, так как это — оборотные средства (вложенные в товар для его реализации и возврата при продаже для дальнейшего производства). Данным показателем можно оценивать качество работы транспорта.

Производительность труда —это отношение транспортной работы к числузанятых в ней работников. Измеряется производительность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека.

Трудоемкость показатель,обратный производительности труда.Он даетинформацию о затрате трудовых ресурсов для производства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.

Плотность транспортной сети определяется частным от деления суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они расположены.

Пропускная способность дороги — это максимальное количество транспортных средств, которые могут последовать в единицу времени через сечение дороги. Можно определять пропускную способность мест перегрузки, например порта водного транспорта.

Провозная способность дороги — это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: