Неценовые факторы спроса

Кроме изменения цены, на спрос влияют неценовые факторы, которые смещают кривую спроса (их называют детерминанты спроса)

1. Число покупателей. Чем больше покупателей, тем больше будет спрос.

2. Доходы населения. При повышении дохода люди будут покупать больше товаров и услуг.

Экономисты выделили особую группу товаров – низшей категории («низшие» товары, или товары Гиффена), спрос на которые падает с ростом доходов. Если люди становятся богаче, они меньше покупают подержанные автомобили, одежду секонд-хенд, продукты питания с низкими потребительскими качествами. Те товары, спрос на которые растёт вместе с ростом доходов, принято называть нормальными.

3. Вкусы и предпочтения потребителей. Вкусы у людей разные, мода меняется, заставляя людей покупать больше или меньше. Например, есть любители мороженого, и есть люди, которые не любят мороженое. Никакое: ни пломбир, ни сливочное, ни фруктовое. И они не будут покупать его, какой бы привлекательной не стала цена. Они и бесплатно его не возьмут.

4. Потребительские ожидания. Если покупатели ждут снижения цен – они повременят с покупкой. Если вы считаете, что в ближайшее время цена на какой-то товар вырастет, вы предпочтёте купить его сейчас, даже если вам придётся залезть для этого в долги. Если то же самое подумают и другие потребители, то возникнет ажиотажный, спекулятивный спрос. Он сам по себе может стать причиной повышения цен.

5. Изменение цен на сопряженные товары (субституты и комплементы).

- Субституты – взаимозаменяемые в потреблении товары, похожие по свойствам для потребителя, так как удовлетворяют одну и ту же потребность. Классические их примеры – чай и кофе, или апельсины и мандарины.

- Комплементы – взаимодополняющие товары, блага, совместное потребление которых является для потребителя более предпочтительным, чем потребление каждого из них по отдельности: персональный компьютер вместе с монитором и мышкой; автомобиль вместе с бензином и машинным  маслом.

Изменение цены на один из них приводит к изменению спроса на другой или другие. Если повысится цена на автомобили, то снизится спрос на бензин.

Предложение

Предложение (англ. supply) — это готовность товаропроизводителя произвести (предложить) какое-либо количество товара и услуг за определённый период времени при определённых условиях.

Величина предложения — количество товара или услуги, которое имеется в продаже при определённой цене в определённое время

Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении) всеми товаропроизводителями. Часто используется как синоним валового национального продукта.

Закон предложения

Закон предложения — отражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения товара: если цена увеличивается, то величина предложения тоже растёт, и наоборот.

Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок, и наоборот.

Предложение, как и спрос, можно представить в виде шкалы или кривой, показывающей количество продукта, которое производители готовы и в состоянии продать по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определённого периода времени.

Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: