Перспективным средством ввода информации и управления компьютером является использование технологии распознавания речи. Программа принимает речевой сигнал от пользователя и преобразует его в текст. Эта технология пока не получила широкого распространения ввиду недостаточно корректного распознавания, которое ведет к недопустимо большому проценту ошибок. Во всем мире ведутся разработки в этой области речевых технологий.
Аппаратные и программные средства, обеспечивающие взаимодействие слабовидящего пользователя с компьютером
При снижении уровня восприятия окружающего мира одним из основных анализаторов (зрение, слух, осязание) повышается роль сохранных анализаторов. Вместе с тем, опыт показывает, что даже при значительном снижении уровня зрительного восприятия, оно, тем не менее, продолжает оставаться ведущим.
Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практически недоступных и вредных для дефектного зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т.д.
|
|
Излишние, не соответствующие возможностям нарушенного зрения нагрузки могут приводить к его дальнейшему ухудшению.
Для полного, правильного, быстрого, отвечающего потребностям познавательной и трудовой деятельности восприятия информации слабовидящими необходимо, во-первых, взаимодействие зрения и всех сохранных анализаторов (что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания) и, во-вторых, создание как можно более комфортных условий для использования остаточного зрения.
На правильность зрительного восприятия слабовидящих существенно влияют угловая величина объектов, их контрастность, яркость, уровень освещенности и пр. При этом создание оптимальных условий для зрительной работы слабовидящих (например, настройка параметров изображения на экране компьютера) требует индивидуального подхода, так как их содержание определяется комплексом параметров нарушенного зрения и характером заболевания.
Четких критериев противопоказаний или разрешения зрительной работы с экраном компьютера в зависимости от характера глазной паталогии не существует, ее возможность для слабовидящих должна определяться при участии офтальмолога с учетом индивидуальных особенностей зрения. Визуальная работа с экраном компьютера связана с достаточно серьезной зрительной нагрузкой, поэтому при организации рабочего процесса слабовидящих пользователей первостепенное значение приобретает задача сохранения нарушенного зрения, создание комфортных условий для зрительного восприятия.
|
|
Мониторы высокого качества
Компьютерные рабочие места для таких детей необходимо оборудовать мониторами высокого качества, так как некачественное изображение повышает утомляемость глаз и снижает зрительную и общую работоспособность.
При настройке параметров экранного изображения должны учитываться различные характеристики зрительного дефекта: острота и поле зрения, особенности свето- и цветовосприятия.
За основу при подборе оптимальных параметров компьютерного изображения для конкретного ребенка должны быть взяты разработанные в дефектологии рекомендации по подбору параметров изображения, обеспечивающих наилучшее восприятие, в зависимости от заболевания глаз, включающие требования к величине, контрастности, общей цветовой гамме, сочетанию цвета и фона и т.д.
Для создания максимально комфортных условий для работы на компьютере слабовидящего ребенка обычно используют набор специальных средств.
Встроенные возможности операционных систем
Для большинства достаточными оказываются встроенные возможности операционных систем - увеличение размера шрифта, применение различных цветовых гамм и сочетаний цветов шрифта и фона, программа типа «Электронная лупа», входящая в «специальные возможности» и позволяющая увеличивать наиболее значимую часть изображения, например, область экрана в районе указателя мыши.
Кроме того, существуют более функциональные специализированные программы, увеличивающие изображение от 1,5 до 16 крат. Высокая функциональность, компактность и быстрота загрузки делает их весьма удобными в практической работе. Максимальное увеличение при работе на компьютере не должно существенно превышать 5-6- тикратного, так как большее увеличение делает доступной очень малую часть информации, выводимой на экран, и большой нагрузке на зрительную память ребенка для получения полной и неискаженной информации. Это резко замедляет работу слабовидящего ребенка, делает ее непроизводительной и приводит к быстрой утомляемости.
Программы голосового сопровождения
Для тех, кому недостаточно 5-6-тикратного увеличения изображения, целесообразнее работать с программами голосового сопровождения. Использование звуковых средств компьютерного доступа полезно для слабовидящих пользователей даже с довольно значительным остаточным зрением, особенно при чтении информации большого объема.
Сочетание визуального доступа с использованием сохранных анализаторов является общим правилом повышения эффективности восприятия слабовидящих, так как помогает значительно снизить зрительные нагрузки.