Факторы, влияющие на здоровье

- Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериев для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:

1) биологические факторы - пол, возраст, конституция, наследственность,

2) природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

Формирование здорового образа жизни является сложной, многоаспектной и междисциплинарной проблемой. С психологической точки зрения проблема здорового образа жизни освещается через понятие «внутренней картины здоровья» Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.

Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот. Примером ведущего влияния социальных условий на здоровье могут служить падение и кризис экономики России.

Мотивация здоровьяи здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100%-ный успех.

Быть здоровым – значит иметь возможность самореализовываться, а это определяется не столько биологическими, сколько социокультурными факторами, и определяющим фактором здесь выступает общечеловеческая культура. Здоровым может быть признан лишь тот человек, который гармонично включен в свое социокультурное окружение, адекватно и полноценно реализуется в нем. Невозможно представить себе ни одну область жизнедеятельности человека – будь то образование, досуг или физкультурно-спортивную деятельность вне культуры, культура носит характер всеобщности. Исследование социокультурных и социально-психологических проблем здоровья и здорового образа жизни рассматривается наиболее приоритетным направлением образования и самообразования современного человека.

Социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасположен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска. В настоящее время выделяют 5 групп риска:

• демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица;

• профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая, транспорт и др.);

• функционального, патологического состояния: беременные; недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства;

• низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».

• лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци- ально-психологических и других коллизий: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки; лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Виды туризма и их влияние на организм человека

Туризм - это разнообразная двигательная деятельность, естественная по своему характеру и осуществляемая в природных условиях. Поэтому хорошо организованный туризм открывает большие возможности к приобретению многих важных для жизни и трудовой деятельности общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Следует различать "туристскую поездку" и "туристский поход". "Поездка" - путешествие с использованием транспортных средств, которое осуществляется по определенному туристско-экскурсионному маршруту. "Поход" - активный способ передвижения туристов по маршруту пешком, на лыжах, на байдарках, велосипеде и т. д. Очевидно, что в походе в большей мере, чем в поездке, участникам предоставляется возможность осуществить двигательную деятельность в природных условиях, укрепить и закалить здоровье, физические и волевые качества.

Туризм как вид спорта требует, чтобы занятие им предшествовало развитию определенных физических навыков. При занятиях другими видами спорта необходимые физические качества развиваются и совершенствуются в процессе тренировочных занятий и соревнований, а для участия в туристском походе следует быть физически подготовленным, сильным, выносливым, ловким, иметь хорошую координацию движений. Для развития всех этих качеств необходимо время. Поскольку лучший период года для туристских походов-лето, готовиться к ним надо с осени. Прежде всего надо начинать с оценки состояния своего здоровья, для чего следует получить подробную консультацию у врача, даже если у вас нет никаких явных нарушений в организме.

В наше время различаются множество классификаций туризма, вот наиболее распространенная классификация туризма, которая является его делением на типы, категории, виды и формы.

а) Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

- внутренний туризм - путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;

- въездной туризм - путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой-либо страны;

- выездной туризм - путешествия резидентов одной страны в какую-либо иную страну.

б) Указанные, типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

- туризм в пределах страны, включает внутренний и въездной туризм;

- национальный туризм, включает внутренний и выездной туризм;

- международный туризм, включает въездной и выездной туризм.

Указанные категории могут использоваться применительно к отдельной стране, к региону в данной стране либо к региону, включающему несколько стран.

в) Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма:

1. рекреационный;

2. лечебно-оздоровительный;

3. познавательный;

4. деловой;

5. спортивный;

6. этнический;

7. религиозный;

8. транзитный;

9. образовательный.

Влияние туризма на организм человека.

Значимыми понятиями обозначенной темы являются «здоровый образ жизни» и «туризм», которые связаны с темой данного реферата «Виды туризма и их влияние на организм».

Одними из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни людей, является гиподинамия в сочетании с неблагоприятной экономической средой.[13.C.43]

Специалисты всемирной организации здравоохранения (World Health Organisation — WHO) заявляли, что малоподвижный образ жизни может стать одной из десяти причин смерти и нетрудоспособности людей по всему миру. Сидячий образ жизни способствует увеличению смертности в целом и удваивает риск сердечных заболеваний, а также диабета и ожирения. Риск заболеть раком толстой кишки, гипертонией, остеопорозом, депрессией и повысить уровень холестерина выше у тех, кто не занимается физическими упражнениями.

С течением времени в нашей республике усиливается негативное воздействие на население и неблагополучная экологическая среда.

Городской житель проводит в помещении почти 80% своего времени. Однако, изолироваться надежно от грязного городского воздуха человек не может и отдыхая в своей квартире. Сам выход человека из жилых (или офисных) помещений на наружный воздух уже является оздоровительным фактором. По заключениям экспертов ВОЗ загрязнение воздуха в жилых помещениях в 4-6 раз больше наружного и в 8-10 раз токсичнее.

При рациональной организации туризма, по мнению ученых можно снизить общую заболеваемость населения на 30 %. [15.C.312]

Современная роль туризма в конечном счете определяется эффективностью воздействия на качество и продолжительность жизни людей. Поэтому, в туризмоведении используются понятия медико-физиологической, экономической и социальной эффективности туризма. Под эффективностью медико- физиологической подразумевается оценка влияния туризма на профилактику заболеваний населения.

Средства туризма имеют позитивное влияние на формирование здоровья детей и подростков не только на региональном уровне. Это влияние имеет глобальный характер.

Активные виды туризма отличаются от других видов спорта своей двигательной техникой. Ведь в настоящее время стоит задача сохранения генетической целостности и физических возможностей человека, иначе гиподинамия и неблагоприятная среда может его уничтожить как биологический вид. Вспомним, что с момента выделения человека из животной среды его передвижение сводилось в основном к длительной ходьбе, бегу (в процессе охоты и собирательства) и переноске на себе добытой пищи. Особенно трудоемкой эта двигательная техника стала после наступления на Земле великого оледенения. Ведь тогда охотиться приходилось на таких крупных животных, как мамонты.

Именно благодаря ходьбе, переноске тяжестей, езде на лошади, верблюде, плаванию на гребных и парусных судах человек успешно развивался как биологический вид. И лишь после промышленного переворота и появления паровоза, парохода, автомобиля, самолета, крупной промышленности, загрязняющих человеческую среду обитания, началась физическая деградация человека. И в настоящее время гиподинамия и проблемы экологии серьезно угрожают существованию человека.

Из вышесказанного можно сделать два предварительных вывода. Во-первых, физическая реабилитация человека как биологического вида по оптимальному пути возможна через его древние двигательные технологии и в экологически чистой среде, т.е. через активные туристские путешествия. Во-вторых, медико-физиологическая эффективность туризма первична по сравнению с эффективностью экономической, так как она имеет важное значение для сохранения человека как биологического вида и социального существа.

Экономическая эффективность туристской индустрии заключается также в высокой степени автономности развития по сравнению с другими секторами экономики. В свою очередь, автономность туристской отрасли заключается в возобновляемости ресурсов и относительной независимости туризма от других отраслей экономики.

Что вы знаете о коронавирусе (как передается и меры профилактики). Что такое коронавирус и как он передается?

Коронавирус - респираторный вирус. Он передается главным образом воздушно-капельным путем в результате вдыхания капель, выделяемых из дыхательных путей больного, например при кашле или чихании, а также капель слюны или выделений из носа. Также он может распространяться, когда больной касается любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. В этом случае заражение происходит при касании рта, носа или глаз грязными руками.

Основные симптомы коронавируса:

- Повышенная температура

- Чихание

- Кашель

- Затрудненное дыхание

В подавляющем большинстве случаев данные симптомы связаны не с коронавирусом, а с обычной ОРВИ.

Пути передачи:

1. Воздушно-капельный (выделение вируса происходит при кашле, чихании, разговоре)

2. Контактно-бытовой (через предметы обихода)

4. Какие меры профилактики могут защитить?

Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, - это соблюдать правила личной гигиены и сократить посещения общественных и людных мест.

Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство.

Старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час). На работе регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете.

Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

Объясните детям, как распространяются микробы и почему важна хорошая гигиена рук и лица. Расскажите детям о профилактике коронавируса. Часто проветривайте помещения. Если вы обнаружили симптомы, схожие с теми, которые вызывает коронавирус, оставайтесь дома и вызывайте врача.

Влияние физических упражнений на формирование осанки.

 Осанка – это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть и ходить, т.е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность деформации позвоночника сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, асимметричного ношения тяжестей, подражания Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу, т.е. вертикальное положение тела в пространстве. Физиологически правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата и облегчает координацию движений. Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, нужно будет запастись терпением, т.к. он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета. Придется не только выполнять специальные упражнения лечебной физической культуры (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни. Потребуется нормализовать режим дня, повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты. Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, мануальной и физической терапии. Хороший вспомогательный эффект дает санаторно-курортное лечение. Поэтому лучше, чтобы устранение нарушений будет проводиться под контролем специалиста – ортопеда, после необходимого обследования. Устранение дефектов осанки должно выполняться не только в комплексе, но и с учетом ее индивидуальных нарушений. В комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки входят: а) сон на жесткой постели; б) точная коррекция обуви, которая: устраняет укорочение одной из ног (разной длины ноги очень широко распространенное явление), что приводит к выравниванию осанки в области таза (выравнивание уровня подвздошных костей); компенсирует дефекты стопы — плоскостопие и косолапость; в) постоянная двигательная активность, включающая ходьбу на работу, прогулки, занятия физическими упражнениями и т. д.; г) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения; д) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади. Начинать исправление осанки лучше с детского возраста, когда организм наиболее пластичен. Главным средством предупреждения нарушений осанки является правильное физическое воспитание детей. Совокупность разнообразных форм физического воспитания создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия: - утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка); - физкультурные минутки; - закаливание (закаливающие процедуры). Утренняя гимнастика, одно из простых и доступных средств двигательной активности, имеет ряд положительных воздействий на организм школьника, на его психологическое и эмоциональное состояние. Во время мышечной деятельности в процессе зарядки включаются в работу почти все физиологические системы организма. Цель зарядки состоит в том, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Включение в комплекс утренней зарядки упражнений для осанки – отличная профилактика правильной осанки. Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутренняя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения полезно включать в каждый комплекс утренней гимнастики в самом его начале и выполнять их как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются наклоны. Повороты в сторону. Закреплению навыка правильной осанки способствуют упражнения у стенки, лёжа на полу, сидя. Физкультурные минуты - это активный отдых, который проводится на уроках и на самоподготовках для того, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание и повысить способность к восприятию учебного материала. Закаливание – это эффективное средство укрепления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышенная его устойчивость к изменениям природных условий. Закаливание ослабляет или устраняет негативные реакции организма на изменения погоды (понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце, суставах и т.д.). Регулярные занятия физкультурой и спортом положительно влияют на здоровье школьника. На формирование правильной осанки положительно влияют занятия подвижными, спортивными играм и другими видами спорта (гимнастика, велосипед, коньки, лыжи, городки, настольный теннис, плавание, волейбол, баскетбол и др.). Но необходимо учитывать то, что при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется одной ногой, что приводит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашиваться таз. Грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно - мышечно – связочную систему детей, которая со временем укрепляется, становится выносливой. А разносторонняя спортивная нагрузка, в свою очередь, воспитывает привычную активную осанку, которая сохраняется школьником лишь при условии хорошей, постоянно поддерживаемой тренированности мышечной системы. Эмоциональный фактор, являющийся неотъемлемой частью физкультурных занятий, также способствует воспитанию правильной осанки. О психологическом значении осанки очень удачно сказал профессор Е.А.Аркин: «Выпрямляя свою спину, ребенок в известной мере выпрямляет свою душу» (Буц Л.М., стр.4). Вывод: в процессе регулярных занятий физическими упражнениями укрепляются мышцы и опорно-двигательный аппарат. А это значит, что увеличивается мышечная сила, вырабатывается ловкость, совершенствуется подвижность суставом, улучшается работа внутренних органов. Человек, занимающийся физкультурой, хорошо выглядит внешне, имеет красивую осанку.

Меры предосторожности на воде и в лесу.

  Меры предосторожности на воде - для купания лучше выбирать места, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов, нет проезжающего по воде моторного транспорта; -начинать купаться следует при температуре воздуха + 20-25градусов, воды +17-19 градусов. Входить в воду надо осторожно, на неглубоком месте остановиться и окунуться с головой; -в воде можно находиться 10-15 минут. Ни в коем случае не доводить себя до озноба, это вредно для здоровья. От переохлаждения в воде появляются опасные для жизни судороги, сводит руки и ноги. В таком случае нужно плыть на спине. Если растеряться и перестать плыть, то можно утонуть. Часто вода попадает в дыхательные пути и мешает дышать. Чтобы избавиться от неё, нужно немедленно остановиться, поднять голову как можно выше над водой и сильно откашляться; -плавая при волнении поверхности воды, нужно внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутках между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с неё. Не заходить в воду при сильных волнах. Попав в сильное течение, не надо плыть против него, иначе можно легко выбиться из сил. Лучше плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу; -не заплывать дальше позволенной глубины, не купаться в водоёмах в местах, где купаться запрещено; -опасно подплывать к идущим суднам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны, течения;

-не следует подплывать к водоворотам- это самая большая опасность на воде. Она затягивает купающегося на большую глубину с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть. Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в лёгкие, погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность; -опасно нырять в местах неизвестной глубины, т.к. можно удариться головой о песок, глину, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно прыгать головой в воду с плотов, пристани и других плавучих сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и осколки стекла. Нырять можно только там, где имеется для этого достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно; -запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков, иначе петли растений ещё туже затянуться. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками; -не ходить к водоёму одному; -сидя на берегу следует закрывать голову от перегрева и солнечных ударов; -важным условием безопасности является соблюдение правил при катании на лодке. Нельзя выходить на озеро, реку на неисправной и полностью не оборудованной лодке, садиться на её борта, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, вставать во время движения. Если не умеете плавать, необходимо иметь спасательные средства. Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности- главное условие безопасности на воде.

При посещении леса:

 -не ходить в лес одному;

 -не ходить в дождливую и пасмурную погоду;

-надевать резиновую обувь, брюки или спортивные штаны, заправив их в сапоги, надевать головной убор, закрывать шею и руки, от попадания клещей;

-пробираться через кусты и заросли осторожно, правильно раздвигая ветки и плавно их опуская;

 -не разжигать костры, во избежание пожара и не мусорить.

 Помните, что лесные пожары являются чрезвычайно опасными. При соблюдении этих нехитрых правил можно избежать опасных последствий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: