Каталептикэ фантасия

Веритативное представление, результат синтеза ощущений. Впечатление, исходящее извне и принимаемое душой пассивно.

 

Катарсис.

Очищение. Термин предполагает, по меньшей мере, три различных смысла: 1) философско-рациональный, 2) религиозно-магический, 3) поэтико-эстетический. Первый уровень разрабатывался уже пифагорейцами, позже Платоном на основе "нуса". Очищение достигается в результате радикального отделения души от тела. Катарсис как освобождение от греха и зла был целью орфических мистерий и теургической практики т.н. оракулов. Поэтико-эстетический смысл катарсиса был разработан Аристотелем в его концепции искусства как очищения от страстей, конечный эффект которого эстетическое наслаждение.

 

Категория.

Проблематика категорий была проанализирована впервые Платоном ("Софист") в учении о пяти родах Бытия, Движения, Покоя, Тождества и Различия. Однако, лишь Аристотель вводит категорию как термин и концепт. Категории имеют три валентности: онтологическую, логическую и лингвистическую. Первые две тематизированы Аристотелем, последняя - современными учеными. Онтологически категории означают изначальное разделение бытия, по Стагириту, фигуры бытия. С точки зрения логики категории суть высшие понятия. Грамматически категории суть части дискурса: субстантивная, количественная, модальная (где, когда), активная и пассивная формы глагола.

 

Герметическая цепочка.

В поздней античности под этим понимали сцепление реинкарнаций тех, кто был живым примером философской жизни (напр., у Прокла).

 

 

Айтиа, айтион.

Причина. На слух современного читателя это термин двусмысленный. В греческом контексте в нем нет ничего от галилеевской науки. Айтиа - синоним первоначала (архэ) и означает то, без чего невозможна реальность, т.е. онтологический фундамент вещей. Аристотель говорит об айтиа как о последнем "почему" всего, что есть.

 

Бебайос.

Определенность, надежный, подтверждение. Большинство греческих мыслителей полагали ее объективной прерогативой самого бытия. Согласно Пармениду, Платону, Аристотелю, определенность - та же стабильность Бытия, мира Идей, его абсолютность, закон бытия. Это нечто, благодаря чему структурно исключается возможность ошибки.

 

Хора.

Платон употреблял это понятие в значении пространственности, колыбели всего, что рождается. Хора близка необходимости постольку, поскольку беспорядок противен разуму: она скрытым образом участвует в интеллигибельном, это позитивная способность удержания разумного, упорядоченного. Хора предшествует космосу, в этом смысле, это повод для онтологического дуализма. Однако считаться первопричиной зла в духе восточного дуализма она не может, ибо представляет антитезу интеллигибельному не абсолютную, но относительную.

 

Уранос.

Небо. По Аристотелю, это "природное тело, которое находится на крайней периферии Всего... место, где пребывает Божественное". Онтологически небо, по Аристотелю, образует собой промежуточную субстанцию между нематериальным, неподвижным, вечным и чувственным, подвижным и преходящим.

 

Элеос.

Сострадание, милосердие. Аристотель определил элеос как сострадание, причина которого зло, настигшее того, кто страдает безвинно, а потому оно заставляет страдать нас, или одного из нас ("Риторика"). Элеос как нечто сугубо негативное оценивается стоиками, ибо, как любая другая страсть, сострадание подлежит искоренению.

 

Синайтион.

Сопричина, сопричастие. Материальная причина, которая, по Платону, будучи второстепенной, действует, подчиняясь другой, идеальной причине.

 

Логос, ноэма.

Понятие. Во избежание множества недоразумений теоретического и исторического характера будем различать две вещи: 1) употребление понятий и 2) установлено, что есть понятие и процесс образования понятия. Сократ и Платон открыли понятие как понятие, Аристотель же теоретически обосновал природу универсалий и процесс их образования. Понятие есть ментальное выражение сущности вещей, их структурных детерминаций и онтологической формы.

 

Симперасма.

Заключение, силлогистическое следствие.

 

То эгштиметикон.

Вожделение, влечение. По Платону, некая способность души, ненасытной в обладании. От нее берут начало множество страстей и пороков.

 

Синемменон.

Условное. В гипотетической логике условные конструкции.

 

Экпиросис.

Космический пожар. Всеобщее возгорание, которое, согласно стоикам, для поддержания субстанционального равновесия между порождением и уничтожением переплавляет всю реальность в очистительном огне.

 

Тарахэ.

Замешательство, структурная нарушенность, беспорядок, в который, по мысли скептиков, погружен весь мир, а посему он непознаваем.

 

Эленхос.

Опровержение. Существенный методологический момент философии вообще, античной, в частности; демонстрация противоречивости тезисов оппонента. Как метод он известен уже с элеатов, в частности, Зенона (знаменитые аргументы против движения и множественности). Его широко использовали Протагор и Горгий, эристьг, сократики, скептики, неоскептики.

 

Эйкасия.

Наиболее низкий уровень мнения, доксы, в платоновской гносеологии.

 

Гносис.

Познание. Следует различать три проблемы: 1) генезис познания, 2) природа и сущность познания, 3) ценность познания. Суть познания в античной парадигме заключена в некоторого рода встрече подобного (что в нас) с подобным (которое вне нас), идентификации, ассимиляции мыслью реальности. Познание, будучи человеческим, все же объективно улавливает вещи, как они есть. Ценность той или иной формы познания определяется по-разному, в зависимости от исходных установок.

 

 

Пан.

Всё.

 

Теория.

Созерцание. Одно из кардинальных понятий античной философии, подразумевающее как познавательное, так и моральное отношение человека к универсуму. В неоплатонизме, онтологическая энергия.

Антифазис.

Противоречие. Форма оппозиции, наиболее акцентированная и крайняя, характеризующаяся неприятием промежуточных терминов (Аристотель, "Метафизика"). Как например, между бытием и небытием структурно невозможен средний термин, который, впрочем, вполне возможен в оппозиции контрарности.

 

Энантиотэс.

Контрарность. Одна из форм оппозиции, менее радикальная, чем контрадикция, противоречие (см.выше), поскольку она допускает наличие промежуточных терминов (как, например, серое между белым и черным).

 

Метастрофэ.

Обращение. Согласно Платону, обращение души от мира чувственного к миру умопостигаемому, к Идее Блага, происходит в процессе познания, философского воспитания. Обращение есть своего родяяяя ря'fяяяя8ческий эф__кт познания, когда взор устремляется к божественному.

 

Сома.

Тело. Первоначально термин означал "труп", затем приобрел более широкий смысл, живое тело вообще, (еще у Гомера такое значение отсутствует). Позже он стал означать и неодушевленные тела. В философском языке присутствуют два акцента этого понятия: антропологический и онтологический. Орфико-сократическая традиция трактовала "сому" как: 1) тюрьму и могилу души, 2) служебный инструмент души, 3) потенциальность (материю), которая в акте есть душа, энтелехия (Аристотель). Известны также эпикурейская (механистическая) версия тела и противоположная ей стоическая (редукция бытия к телу). В неоплатонизме заметно радикальное сведение тела к форме.

 

Фтора.

Уничтожение, истребление, гибель, порча, разложение. По Аристотелю, как и генерация, разложение есть форма мутации, имеющая место по отношению к категории субстанции. Она означает разрушение субстанции, т.е. утрату материей формы. (см. - танатос).

 

 

Синесис, синейдесис.

Сознание, совесть. Один из сложнейших терминов, отсылающих к моральному и одновременно интеллектуальному самосознанию собственного единства человека с миром вещей, с тем, что выше и ниже его самого. Равным образом, способность удерживать это единство и чистоту духовного мира. Родственные по смыслу понятия: "человек внутренний" Платона ("Государство"), "я" как "нус" Аристотеля. Немало суждений о синесисе мы находим у Эпиктета, Марка Аврелия, Сенеки, Плотина.

 

Космос.

Порядок. Благодаря пифагорейской онтологии числа, сложилась традиция, согласно которой гармония и число поддерживают все и делают бытие тем, что оно есть. У досократиков такое понимание мира подкреплено разумным первоначалом. Аристотель говорит о сохранении космоса благодаря согласованности его элементов, их уравновешенности, так устроенной, что ни один из них не превосходит другой в потенции.

 

Красис.

В гиппократовой медицине - смесь четырех фундаментальных жидких соединений, которая определяет темперамент.

 

Поэсис.

Творение. Понятие, отсутствующее у греков, появляется в философии Филона Александрийского, где оно выражает божественную активность по вызволению вещей из небытия. Позднее поэсис понимается как дар, как Божья благодать.

 

Критерион.

Это стоический аналог эпикурейскому понятию "канон" (см.выше). Критерий истины, согласно стоикам, в каталептическом представлении.

 

Кардиа.

Сердце. В античной философии этот термин скорее физиологический, чем философский. Эмпедокл употреблял его вместе с понятием крови, с мыслительным органом, Аристотель - с чувственным органом.

 

Даймонион.

"Божественный глас", который, как утверждал Сократ, слышен при определенных обстоятельствах как бы изнутри.

 

Паренклисис.

Клинамен. Инновация эпикурейской школы в атомистическую теорию. Слово означает "минимальное смещение" атомов от линии отвесного падения совершенно случайного происхождения. Онтологически оно объясняет возможность соединений атомов, антропологически служит для обоснования человеческой свободы, места для которой практически не оставляет всеобщая необходимость.

 

Силлогисмос.

Дедукция. Процесс мысленного вскрытия частных истин из универсальных. Она противоположна индукции.

 

Хорисмос.

Дефиниция. Согласно Аристотелю, дискурс, вскрывающий сущность вещей посредством указания на ближайший род и специфическое отличие.

 

Теосис.

Деификация, уподобление Богу. Термин означает идентификацию человеческой души и Бога, берет свое начало от неопифагорейцев и платонизма.

 

Демиургос.

Демиург. Начиная с Платона, термин становится техническим для обозначения Бога как зодчего мира. Демиург - интеллигибельная причина и волящее начало. Он, взирая на мир Идей как идеальную парадигму, лепит "хору", т.е. бесформенную материю, и из хаоса он вызывает мир к порядку. Двигательный мотив Демиурга - Благо. Иерархически Демиург ниже Идей, но выше мировой души и Богов, которых он производит.

 

Диас.

Диада. Понятие Диады (большого-малого) появляется у пифагорейцев, означая начало делимости и принцип множественности. В так называемых незаписанных теориях Платона, Диада - вид интеллигибельной материи в ее ограничивающей функции. Диада соотносится с понятием "апейрон", которое было введено в функции, аналогичной платоновской.

 

Диалектика.

Диалектика (от диа-легейн) в античную эпоху обрела множество смыслов, из которых выделяемы, по меньшей мере, семь: 1) Методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский, например). 2) Опровержение как самоцель (в софистике и эристике). 3) У Сократа диалектика становится диа-логом, в котором есть два момента - опровержение и майевтика, оба в ключе иронии. 4) У Платона, как метаэмпирический вывод, метод восходящий и нисходящий по обнаружению связей между идеями. 5) У Аристотеля диалектика совпадает с аналитикой и логикой возможного, диалектическим силлогизмом. 6) Стоики делили логику на диалектику и риторику. 7) Современные исследователи допускают также наличие некоторых античных аналогов триадичной диалектики Гегеля, как синтеза противоположностей, элементы которой мы находим у Гераклита, Прокла.

Диалогос.

Диалог. Цепочка вопросов и ответов в исследовании истины. Диалог - одна из ярких характеристик диалектики Сократа, в противоположность монологу софистов. Сократический диалог, имея строгую логическую структуру, был воспитательным методом с заметной моральной нагрузкой, вспомоществование душе через логос. У Платона это еще и литературный жанр. В отличие от своего учителя, не признававшего письменного слова, он пытался передать в диалоге все богатство живого слова, его оплодотворяющую силу.

 

110. дианойя.

Разум, мысль. В противоположность опыту, чувствованию, понятие диа-ноэн акцентирует дискурсивную мысль в процессе ее переходов. В этом смысле дианойе противостоит ноэсис, интуитивная, непосредственная мысль, что впервые отмечено Платоном.

 

Диатриба.

Литературная форма, узаконенная киниками, имела при всей краткости этический и назидательный характер. По тону напоминала язвительную пародию.

 

Фтисис.

Уменьшение, убывание, исчезание, чахотка. По Аристотелю, форма мутации, количественного изменения.

 

Аподейксис.

Демонстрация, доказательство. Так назвал Аристотель "Вторую аналитику". Силлогизм, который формально корректным способом объединяет верные посылки.

 

Теос, тейон.

Бог, божественное. Для греков характерно понимание божественного как структурной множественности, что образует несомненную антитезу монотеистическому пониманию Бога библейского происхождения. Синтетический ракурс этой многогранной проблемы отражает следующие моменты: Бог как начало (то, из чего, в чем и для чего все есть), Бог как разумное основание, как метаэмпирическая реальность, как позитивное бесконечное, наивысшая потенция, неиссякаемая продуктивная энергия, целостный и замкнутый горизонт мысли, причина всего безусловного. Греческий Бог - творец, но лишь постольку, поскольку он несет порядок, но не потому, что дарует бытие. Что касается отношения Бога к человеку, то, начиная с Гомера, греки говорили о "сингенейе", т.е. их сродстве, что получает обоснование лишь в платоновском "Тимее". Идея Бога, награждающего праведных и карающего порочных людей, орфического происхождения, не имела широкого влияния в античности, ибо среди мыслителей доминировало представление об автономии моральной жизни и добродетели. Что касается возможности постичь божественное, то лишь немногие из них сомневались в этом. Но поскольку божественное виделось как своего рода недоступно рациональное, то путь к нему лежал через мистическое единство, экстаз, где человек, впрочем, мог рассчитывать лишь на самого себя. Для стоиков становится центральной проблематика божественного как Провидения (см. "Пронойя").

 

Догма.

Термин означает доктрину как объект неколебимой веры. Напомним, что Аристотель называл догмой общее убеждение философов физиса в том, что "из ничего - ничто, а все - из того, что есть". Эпикурейцы и стоики считали неизбежным для мудреца иметь догмы, т.е. доктринальные принципы, сообщающие устойчивость всему прочему. Именно догма стала объектом систематической критики со стороны скептиков, которые видели в ней "согласие, данное чему-то темному, сомнительному". В религии догма имеет решительно иной смысл, т.е. истину откровения. Как таковая она не есть объект разума, но дело веры.

 

Люпэ.

Боль, страдание, печаль. В понимании страдательных явлений души и тела можно выделить три интерпретации: 1) религиозная, берущая начало от орфиков, связана с идеей изначальной вины и цикла перерождений как наказания за эту вину. Здесь страдание выступает как искупление. (Платон, "Горгий", "Федон", "Государство"). 2) Эпикур соединяет страдание со злом, полагая основной задачей философии избавлять от него человека. 3) Посидоний выразил третью позицию по отношению к страданию - стоическую - безразличие: "Страдание, как это ни тяжко, но никогда не признаю тебя злом". Мудрец - тот, кто умеет быть счастливым и в быке Фалариса.

 

Докса.

Мнение. Уже на заре античной философии докса была объявлена источником ошибок, ибо это дорациональная стадия познания, когда разум в плену чувств и видимости вещей.

Лишь скептики придали доксе достаточно непривычный оттенок. Отрицая философскую спекуляцию, они выбрали "синетейю", "доксу" как достойные доверия.

 

Апория.

Сомнение. Термин фиксирует ситуацию осложнения, субъективного и объективного характера, в который попадает сознание на подступах к истине. 1) Сократическое сомнение - это такое, которое можно было бы назвать методическим, т.е. условием истины. 2) Скептическое сомнение - во всем другое, ибо оно есть самоцель, а потому не просто затрудняет, но перекрывает доступ к истине.

 

Динамис.

Потенция, сила. По Аристотелю, динамис - принцип движения или изменения, которое находится в другой вещи или той же самой, поскольку она другая. Согласно Филону Александрийскому, Потенции - множество проявлений активности Бога. В неоплатонизме динамис - бесконечная продуцирующая сила. (См. "энергейя").

 

Эклектика гайресис.

Термин употреблял Диоген Лаэрций, но точный его смысл установился позже.

Эклектической принято называть философию, которая складывает вместе элементы различных систем, полагая, что истина рассыпана по разным философским сектам.

 

То гегемоникон.

Гегемон. Согласно стоикам, это рациональная часть души (см. "логистикой"), т.е. пневма чистейшая, а потому некое тело. От "гегемона" берут начало семь частей души. Добродетели и пороки, таким образом, суть положения гегемона. Марк Аврелий придавал ему онтологический статус.

 

Филаутия.

Эгоизм. В "Никомаховой этике" Аристотель уточняет, что это - "любовь к самому себе", но, поскольку это характеристика любого человека, и если учесть, что в нем есть как лучшая, так худшая часть, то эгоист тот, кто любит в себе именно худшую, низшую часть самого себя.

 

Эйдола.

Образ, имидж. Это термин стал техническим уже со времен Эпикура. Эйдола - образы, которые исходят от вещей, они продуцируют форму и структуру. Проникая в нас, они становятся причиной ощущений, представлений, мыслей, фантазий, восторгов.

 

Эйдос.

Идея. В досократовой мысли эйдос соответствует понятию формы. У Платона это - Идея, интеллигибельная форма. Для Аристотеля эйцос - фундаментальное начало, но не отделенное, а, скорее, присущее самим вещам. Другой смысл эйдоса в "Метафизике" - вид, специфическое отличие вещи.

 

Эн, монас, энас.

Единое в онтологии Плотина.

 

Апорройя.

Эманация. Понятие восточного происхождения, означающее освобождение, растрату потенции. По Плотину, это не необходимый процесс физического типа, но результат свободной активности Единого, которая по своему характеру есть самосозидание метафизического плана.

 

Скепсис.

Сомнение, тупиковая ситуация в исследовании.

 

Энергейя.

Энергия. Акт, действие, близлежащее понятие - "динамис". Акт - это бытие в его не-потенциальности, т.е. реализованное бытие, наиболее полное. Онтологический закон акта-потенции - это закон безусловного приоритета акта над потенцией, тем, чего нет, но, может быть, в онтологическом, хронологическом и гносеологическом смыслах. Акт есть правило и цель потенции, но не наоборот.

 

Энкратейя.

Самоконтроль, господство над самим собой. По Сократу, это господство разума над животным началом, над телом. Энкратейя - это, стало быть, внутренняя свобода.

 

Энтелехия.

В основе энтелехия синонимична энергейе, т.е. акту, в противоположность потенции. Это прежде всего реализация формы. Аристотель вводит энтелехию для решения двух проблем - движения и души - в их отношении к телу.

 

Энтимема.

По Аристотелю, это риторический силлогизм, близкий к диалектическому силлогизму, ибо принимает вероятные посылки.

 

Энтусиасис.

Энтузиазм. Божественное вдохновение, быть во власти Бога - характеристика йоэтического творчества. Демокрит был первым, кто интерпретировал вдохновение как род экстаза. "Безумие - вот без чего нет великого поэта", - говорил Цицерон, ссылаясь на Демокрита и Платона.

 

Айонес.

Эоны. Так гностики называли вечные частицы, которые исходят от первоначала (напр., Валентин).

 

Эпохэ.

Задержка, приостановка суждения. Термин, по-видимому, введен Ар-хесилаем для выражения скептической "адоксии".

Эпоптейя, эпоптика.

На языке мистерий это кульминационный пункт философской инициации, момент экстатического соприкосновения с божественным.

 

Эристика.

Тяжба. Наиболее типичная форма эристики - споры среди молодого поколения софистов, против которых был написан диалог Платона "Эвтидем".

 

Герос.

Герой. В греческой мифологии герой понимался как полубог, как демон, стоящий в промежуточной позиции между богом и человеком. Такое понимание сохраняется вплоть до стоиков, видевших в героях души, наделенные особым совершенством.

 

Эрос.

Любовь. Если не считать космогонические интуиции Гесиода, Парме-нида и Эмпедокла, первой систематизацией понятия Эроса был платонизм. (Платон "Пир", "Федр"). Эрос у Платона выступает как синтетическая сила, посредник между чувственным и сверхчувственным, дающий крылья подняться по вертикали прекрасного в различных его проявлениях, чтобы познать Красоту в себе, что совпадает с Благом. В "Федре" Платон сближает Эрос с анамнезом, т.е. с метафизическим воспоминанием о Гиперурании, откуда родом душа. Красота - единственная Идея, имеющая привилегию быть видимой, и как таковая она - просвет интеллигибельного в чувственном, она воспламеняет душу и влечет к восхождению. Эрос, таким образом, ностальгия по абсолюту, а потому он не имеет своей последней целью личность. По Аристотелю, Бог не субъект любви, но лишь объект ее, ибо греческий Эрос это всегда воодушевляющий недостаток. Оптимальное для Абсолюта - ни в чем не нуждаться, быть самодостаточным.

 

Алетейя.

Истина, правда. В античной мысли выделяемы два основных смысла истины: 1) онтологический и 2) гносеологический. Уже досократики идентифицировали истину и физис (как например, у Парменида). По Аристотелю, любая вещь обладает истиной настолько, насколько она обладает бытием. Потому причина более истинна, чем причинно обусловленное, сверхчувственное более реально, чем чувственное, ибо имеет больше бытия. Плотин понимал под истиной Дух, который есть синтез бытия и мышления. Гносеологически, хотя истина это аффект мысли, ее основание есть всегда реальность, бытие. Любопытна позиция стоиков, по мысли которых истина - это тело. Общей для античных мыслителей была вера в доступность истины для человека, ее непотаенность, несокрытость, что следует из этимологии слова а-Летейя, т.е. то, что вне Леты, неподвластно забвению, не смываемо водами Леты, проступает в вечности.

Амартия.

Ошибка. Этот термин включает в себя две группы основных значений: 1) логико-гносеологическую, связанную с мнением, доксой, 2) моральную, включающую понятия греха, вины.

 

Эзотерикос.

Слово происходит от греческого "эзо", что означает "внутри". Эзотерическими называют сочинения, например, Аристотеля, предназначенные для использования внутри школы узким кругом учеников.

 

Эмпейрия.

Опыт. По Аристотелю, термин характеризует отношение между понятиями в памяти. Эмпириками же Аристотель называет тех, кто знает лишь данные факта, в то время как мудрец - тот, кто знает причину факта.

Дикэ.

Искупление, возмездие, справедливость. Значение дикэ в освобождении от вины за причиненное через наказание, исходящее от начала справедливости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: