То ти эн эйнай, то ти эсти

Сущность, эссенция. Сущность, по Аристотелю, есть то, ради чего все вещи обладают бытием, что совпадает с эйдосом и формой. Ошибочно переводить сущность как "оусия", ибо сущность - лишь один из смыслов "оусии", хотя и основной. Если трактовать "оусию" как сущность, то неясно, почему Аристотель называл "оусией" нечто отдельно существующее, и даже иногда материю, кроме того, для стоиков именно "оусия" - это материя.

 

Он, ейнай.

Бытие. Теория бытия тематически восходит к Пармениду и элеатам. Парменидовское бытие едино, конечно, сферообразно, никем не порождено и неразрушимо, неподвижно. Эмпедокл, Анаксагор и атомисты видели бытие как изначально множественное. Платон трактует бытие как множественность идей. Аристотелевское понятие бытия удерживает как интеллигибельную реальность, так и чувственную.

 

Экзотерикос.

Экзо - вне, снаружи. Экзотерическими называются сочинения, например, Аристотеля, адресованные широкой публике.

 

Экстасис.

Экстаз. Выход из себя (эк-стазис) у Филона Александрийского означает нечто, возможное лишь в благодати Божьей, дарованной нам. По Плотину, экстаз - это отсечение инакости, упрощение, единение с Единым. Он не зависит от Бога, но лишь от нашей способности достичь свой "телос". Такой экстаз - форма автаркии.

Эфир.

Теория эфира как элемента, онтологически отличного от других четырех, созрела в Академии Платона, хотя представлена отчетливо лишь Аристотелем, который вводит эту пятую субстанцию для обоснования неуничтожимости небес.

 

Айон, аидотэс.

Вечное. Понятие вечного родилось сначала как отрицание времени и движения у элейцев, затем Платон переосмыслил его как свойство умопостигаемого и трансцендентного. Позже появился обратный смысл: то, что длится вечно во времени, как вечное возвращение. Наконец, это еще и духовный опыт экстаза.

 

Этика.

Рефлексия по поводу морали и поведения имеет множество фаз, среди коих выделяется момент крушения полиса, когда этику гражданина сменяет этика индивида. Этические понятия - эвдаймония, арете, свобода как рациональность, энкратейя, автаркия.

 

Эвдаймония.

Счастье. Упование (человека или народа в целом) на то, что его внутренняя ценность совпадает с внешней ситуацией. Легко усмотреть в этом понятии религиозный фон в виде идеи покровительства доброго демона, раздающего материальную награду добродетельным.

 

Эвлогон.

Правдоподобное. Антистоическая теория Аркесилая, заменяющая догматическую определенность Стои на понятие простой разумности, правдоподобия как критерия истины.

 

Эвтимия.

Спокойствие. По Демокриту, эвтимия - цель жизни - в господстве над желаниями.

 

Энаргейя.

Очевидность. То, что видимо и проявлено во всей полноте, непосредственно, и как таковая энаргейя - гарантия истины и определенности.

 

Псеудос.

Ложь. Логически, по Аристотелю, ложно то суждение, которое соединяет несоединимое и разъединяет нераздельное в реальности.

 

По'нос.

Усилие, риск, тяжелый опыт души и тела. Это понятие играет заметную роль в этике киников, у Антисфена, Диогена и др. (см. аскеза).

 

Элпис.

Термин Филона Александрийского, близкий по значению к понятию надежда (одновременно - любовь и вера)

 

Прото-философия.

По Аристотелю, первая философия - метафизика, мудрость, или теология.

 

Деутера философия.

Вторая философия, физика.

 

Телос, скопос.

Цель. Цель действий, а также добродетель как цель, к которой все рожденное устремлено.

 

А'нтос.

Цвет интеллекта. Наивысшая активность, сверхрациональная способность, которая, согласно халдейским оракулам, мистическим образом ведет к божественному.

 

Физика.

Исследование природы, которое у досократиков - истинная онтология, или естественная теология. Платоновская физика - это метафизика чувственного.

 

Физиогномония, физиогномикэ софия.

Искусство угадывания, перехода от физики лица к характеру и поведению человека. Знаменитый пример - физиогномист Зопир из "Федона".

 

Андрейа.

Крепость, стойкость, непреклонность. Одна из основных добродетелей. Иногда переводится как мужество.

 

Тюхэ.

Фортуна. Фортуна, по Аристотелю, случайная причина вещей, особая форма случая.

 

Фюгэ', фуга (лат).

Бегство от мира. Одна из характеристик платоновской этики, требование освободиться от мирского зла и уподобиться Богу.

 

Генесис.

Порождение. Наиболее радикальная форма изменения, по Аристотелю. Структурное порождение включает в себя все прочие формы движения.

 

Генос.

Род. По Аристотелю, генос - истинная и собственная универсалия, содержание сущности. Например, человек - животное рациональное, где животное - род, нечто вроде логической материи.

 

Иерархия.

Священный порядок вещей, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту. Порядок структурирования реальности сверху вниз, где низшее зависит от высшего.

 

Кепос.

Сад, школа Эпикура.

 

Пневма, спиритус (лат).

Дыхание, дух, жизненная энергия, то, что есть во всех живых существах. У стоиков пневма - огненное дыхание, которое все проникает и все трансформирует.

 

Гимнософистэс.

Гимнософист. Буквально это означает "голый мудрец". Так греки называли индусских мудрецов. Особенной известностью пользовался Калан. Гимнософисты оказали влияние на Пиррона, киников.

 

Хара.

Радость. Перипатетик Ликон указывал на радость как высшее благо, киренаик Теодор отождествлял ее с мудростью.

 

Дикайосюнэ.

Юстиция, справедливость. Софисты, разделяя закон и природу, добавляли к этому различие между справедливостью по закону и справедливостью по природе, наделяя последнюю всеми преимуществами перед первой. Платон восстанавливает объективную ценность закона. Он определяет дикайосюнэ как гармоническое расположение частей души, когда каждая из них делает то, что ей надлежит. По Стагириту, справедливость включает в себя и венчает собой все прочие добродетели.

 

Гносис.

Познание. Особая форма познания - мистическая - позднего периода язычества, характерная для некоторых еретических сект. Гностики отстаивали свой путь к Богу, алогичный путь непосредственного просветления. Бог по природе непознаваем, но Он может при определенных обстоятельствах открыться тем, у кого достаточно силы верить в Него, молиться и обожать.

 

Политейас схемата.

Формы государственного правления.

 

Харис.

Благодать. Согласно Филону Александрийскому, это особая характеристика Бога, дарующего в своей универсальной творческой активности, бескорыстно. Идея библейского происхождения, она была чужда античной мысли.

 

Геймарменэ.

Судьба, фатум. Из религиозного мифа геймармене становится техническим понятием у стоиков, означая закон, по которому случилось так, как случилось, как случается, и будет случаться, как должно случаться. Фатум стоиков отнюдь не слеп, напротив, он рационален, необходим.

 

Полемос.

Война. В онто-космологической перспективе термин метафорически означает оппозицию. Интересные наблюдения делает Платон в "Государстве", объясняя "полемос" как результат порчи души, почему и необходим класс воинов-стражей в идеальном государстве.

 

История.

Семантическое поле этого греческого термина много шире современного, ибо включает не только факты и события в их взаимосвязях, но и методическое наблюдение, научное исследование (Платон, Аристотель, Теофраст и др.).

 

Идея.

Идея, от "идэйн", т.е. увидеть, соотноситься с формой. Уже Демокрит ("атомос идея") говорил о геометрической форме атомов. Платон сделал знаменитым это слово, означившее сверхчувственную реальность, парадигму, чистое бытие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: