От года - двух и более

- принятие: более счастливые воспоминания об умершем, возобновление интереса к работе;

- заживание: изменение образа жизни, освоение нового статуса;

Следующие факторы указывают на патологическое горе: отсутствие горя, подавленное горе, отсроченное горе, искаженное горе, затянувшееся или хроническое горе. Так, королева Виктория после смерти мужа принца Альберта в течение десяти лет ежедневно ставила по утрам бритвенный прибор, приготавливала одежду для него; она перестала участвовать в общественной жизни, и не позволяла упоминать о нем как об умершем.

Специалистам, помогающим скорбящим справиться с горем, важно иметь в виду, что на процесс переживания утраты влияют и такие факторы, как характер смерти (внезапность, например), неестественная смерть (насилие, в частности), неуверенность в смерти (отсутствие тела умершего), возможность предотвращения смерти (скорбящий считает, что мог бы ее предупредить), продолжительность ухода из жизни. Следует иметь в виду и другое: индивидуальное развитие человека, уровень его зрелости, интеллигентности.

Необходимо рассмотреть и характер сетей социальной поддержки, доступной скорбящему: социальная или/и демографическая среда, национальные погребальные обряды; общины, где не принято говорить о самоубийствах, СПИДе; общины, где не признаются такие утраты, как выкидыш, аборт.

Словом, резюмируя сказанное о теоретической базе социальной работы со скорбящими, важно, определяясь с ней, акцентировать внимание не столько на наличии разных традиций в описании процесса переживания утраты, приоритетах специалиста, сколько целях социальной работы в целом, с переживающими утрату в частности.

III. Переживающему потерю близкого человека могут помочь друзья, родственники, психологи и социономы, другие специалисты. Чтобы поддержать скорбящего, необходимо его выслушать и принять без осуждения, и позволить человеку горевать так, как он сам хочет. Нет правильного и неправильного способа переживания горя. Важную роль при этом может сыграть техника активного слушания. Слушая, необходимо принимать скорбящего, а не осуждать; сделать так, чтобы скорбящий понял, что ему искренне желают помочь; принимать чувства и страхи скорбящего всерьез; соблюдать дистанцию; понимать значимость для скорбящего повторений им его истории о смерти и т.п. Так, интервью с ребенком, переживающим утрату, включает в себя ряд стадий: начальную (предоставление возможности выразить травму через игру, фантазии, рисунок, рассказ); работа с травмой (терапевтическое исследование переживаний ребенка), и заключительную (помощь ребенку в построении текущей жизни).

В ходе консультирования не рекомендуется предлагать скорбящему решение проблемы, его не бывает. Следует помнить о ценности внимания. Для этого могут пригодиться следующие вопросы: “Расскажите немного о смерти”, “Чем Вы занимались в тот день?», «Расскажите о Ваших отношениях”, “Что произошло после смерти?”, “Как дела у Вашей семьи и друзей?”, ”Переживали ли Вы недавно такие тяжелые потери (или когда были моложе)?”

Часто смерть рассматривается как “промах”, недостаток, неудача. Помочь умирающим – это дать им возможность говорить о своей жизни. Воспоминания о покойном, а не полное его забвение, очень важны. Разговоры о покойном и воскрешение в памяти всего хорошего, связанного с ним, могут принести большую пользу. Надо дать возможность человеку, переживающему утрату говорить столько, сколько ему захочется, даже если он повторяет то же самое по нескольку раз. Неуместен разговор о нашей собственной утрате, произнесение фразы: “Я знаю, что Вы чувствуете”, что само по себе неверно.

Важным является физический контакт с клиентом (погладить, обнять, взять за руку). В минуты тяжелейших травматических переживаний, когда невозможно произнести ни слова, взять человека за руку, подержать ее - способ сообщения, что рядом с ним кто-то есть. При этом необходимо учитывать, во-первых, что физический контакт возможен только на стадии депрессии. Во-вторых, применение контакта должно быть индивидуальным, по ситуации. Некоторые люди не допускают проникновения в свое персональное пространство. И, наконец, в-третьих, соционому требуется помнить о границах и своей защите, что подразумевает работу такими методами, при которых он чувствует себя комфортно и уверенно.

Физическое прикосновение оказывает мощное регресссирующее воздействие, связанное с актуализацией детских переживаний. Его использование может размыть границы между реальным взаимодействием и фантазией. И это в равной степени справедливо для обоих участников контакта. Нередко оказывающий помощь пытается таким образом избавиться от страха: я не могу предложить ничего другого, “просто слушать” - недостаточно, ибо страдания скорбящего непереносимы. В этом случае физический контакт становится своего рода тайным соглашением с фантазией, признанием того, что ни у кого нет возможности вынести подобную эмоциональную тяжесть. В случае, когда соционом использует физический контакт, он может невольно узурпировать роль близких: супруга, родственника или друга.

Полагается, что физическое успокоение скорбящий должен получить из естественной сети социальной поддержки. Научиться слушать означает быть рядом с человеком в горе. Во многих культурах существует традиция, когда вся семья собирается у тела покойного. Рядом со скорбящим всегда должен быть человек, который поддержал бы его и после похорон.

Скорбящий иногда не может совладать с гневом, чувством вины или страха. Но все-таки ему необходимо побороть эти чувства так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни близким. Большую поддержку в такие моменты могут оказать наряду с социальным работником друзья, которые не являются близкими ему людьми и не расстроятся из-за того, что он им может сказать.

Однако возникает вопрос: что делать, если эта сеть слаба или в ней получить такую поддержку крайне сложно? Парадоксально, но именно в этой ситуации специалисту не следует брать на себя подобную функцию, ибо, заполнив вакуум в сети скорбящего, профессионал лишает его необходимости поиска новых социальных ресурсов, абстрагируясь тем самым от приоритетной ценности социономической деятельности – помочь клиенту в его развитии.

Таким образом, вступая в физический контакт из лучших побуждений, можно раствориться в проблеме клиента вместо того, чтобы помочь ему справиться с трудной жизненной ситуацией.

В первые несколько дней или недель скорбящему может понадобиться информация или практическая, финансовая помощь, например, помощь на похоронах или в осуществлении последней просьбы покойного. Практическая помощь может быть прямой и вполне ощутимой: уборка квартиры, покупка лекарств, продуктов и т.д. Естественная сеть (родственники, друзья) часто обеспечивают разнообразие, большой объем такой помощи. Она нередко бывает неожиданной для скорбящего. При этом можно столкнуться с рядом проблем. Распространенные из них: 1) предлагаемая помощь – не то, что требуется, но это единственная возможность, которой помощник располагает; 2) оказание помощи скорбящему продолжается, несмотря на то, что он уже достиг состояния, при котором должен делать все сам для восстановления чувства независимости и автономности. Например, скорбящий, находясь в шоке в связи с новой для него ситуацией, теряет аппетит, забывает принимать лекарства, перестает готовить еду, и эти функции берет полностью на себя и надолго кто-то из родственников.

Исключительна роль эмоциональной поддержки на всех этапах переживания утраты. Распространенная ее техника – просто быть рядом, обеспечивая безопасную обстановку скорбящему. Просто быть рядом может быть наиболее трудным из всех кризисных испытаний, ибо страдания переживающего утрату вызывает очень сильные эмоции у того, кто оказывает помощь. Как естественная реакция на это состояние, возникает стремление остановить мучения: поднять настроение, дать возможность выговориться, сменить предмет разговора, пытаясь отвлечь от происшедшего. Неверно, что это всегда бесполезно, так как человек испытывает потребность в том, чтобы избежать переполнения сильными чувствами. Это нужно для того, чтобы выиграть время и получить возможность справиться со срочными проблемами активным способом. Но в тот момент, когда скорбящий абсолютно готов отдаться выпавшим на его долю страданиям, это совершенно бесполезно.

Окружающие часто ошибочно принимают оцепенение, сопровождающее стадию подавления или отвлечения, как доказательство успешного восстановления. Они думают, что такая форма поведения свидетельствует о том, как хорошо скорбящий справился с кризисом. Когда позднее приступами накатывают рыдания, судороги, паника или вспыхивают ужасающие яркие воспоминания, члены семьи, друзья начинают проявлять беспокойство, полагая, что скорбящий “сходит с ума”[95]. Необходимы, как правило, профессиональные качества, чтобы, заботясь о скорбящем, с одной стороны, не придавать происходящему масштаба катастрофы, а с другой, не суетиться вокруг переживающего утрату с бумажными салфетками и чашками чая. Последние формы поведения подразумевают вполне конкретное содержание: “Пожалуйста, не переживайте так сильно, потому что я не могу это вынести”. Соционом, искушенный в оказании помощи, обладающий способностью к эмпатии, в полной мере обладает способностью выносить переживания скорбящего, не робея и не повторяя его чувства: боль, горечь, гнев и т.п.

Словом, независимо от выбранного варианта поддержки, соционом призван помнить, что обращение с переживающим утрату как с больным или инвалидом может нанести вред. Более того, такое обращение распространено в естественной сети, что важно иметь в виду, взаимодействуя как с умирающими людьми, так и их близкими (консультируя, например, их).

Многое в процессе терапии зависит от самого скорбящего. Самое главное для человека в такой ситуации – это осознать, что никто не виновен в случившемся, никто не может избежать смерти, и он - не один, кто потерял близкого; необходимо пройти процесс переживания горя и утраты до конца, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Горе – это не болезнь, поэтому не существует лекарств или определенного средства, которое может избавить от переживания утраты и траура. Это очень длительный и болезненный процесс, но и у него есть конец. Важную роль в приближении этого конца играет траур, выполняя особую психологическую функцию: разорвать эмоциональные связи с тем, что утрачено, перенести свою привязанность на живых, другие объекты.

Человеку нужно понять, что ему необходимо пройти через все стадии: оцепенения, дезорганизации и реорганизации переживания горя, чтобы вернуться к нормальной жизни. Именно это – переживание горя, боли, тоски в настоящий момент может предупредить более глубокую депрессию и сильную боль, если “отложить” этот процесс на какое-то время.

Нельзя “откладывать” переживание горя на “потом” или вообще делать вид, что ничего не произошло, так как последствия этого могут быть очень серьезными. Отсутствие симптомов переживания горя – тревожный сигнал. Отрицание произошедшего – это неразрешенная психологическая проблема. Отрицание, невосприятие происходящего – это защитный механизм организма (нет боли и тоски), который, однако, может привести к тяжелым последствиям: человек не воспринимает реальность, и поступки его неадекватны ситуации. Единственный выход для человека, который ведет себя, будто ничего не произошло, - обратиться к психотерапевту, т.к. в этом случае сам себе он не может помочь.

Нередко люди, переживающие утрату, заполняют свою жизнь работой, ежедневной рутиной – всем, но только не переживанием горя, эмоций, не мыслями об умершем. И только через несколько месяцев и даже лет какая-то незначительная потеря может привести к тому, что человек не будет понимать, что с ним происходит и что ему теперь делать. Ответ на этот вопрос один: процесс переживания утраты начался, и необходимо его пережить.

Некоторые люди считают, что они всегда должны быть сильными и должны контролировать себя. Но в данном случае такому человеку необходимо понять, что возможность и умение выразить свои эмоции и боль – это и есть показатель силы. Это абсолютно нормально, что чувства должны быть выражены в словах, слезах, письмах, т.к. невыраженность переживаний может привести к серьезным заболеваниям.

Некоторые люди не могут говорить о своих чувствах, состояниях, но им очень легко писать об этом. Это прекрасная возможность для них, которая позволяет освободиться от некоторого количества эмоций, восстановить свои силы и легче справиться с потерей. Каждому человеку необходимо понять, что он не может быстро пройти весь процесс переживания утраты, но он может закончить его.

Помогая скорбящим в получении необходимых ритуальных услуг, социономы призваны помнить о психологической функции мемориального камня (надгробия), обеспечивающей ощутимое напоминание об умершем. Этот камень часто является центром горя во время всего траурного периода, центром генеалогического интереса последующих поколений. Многие скорбящие черпают успокоение у этого просто сконструированного мемориального камня с несколькими значительными словами, написанными на нем.

IV. В создании хороших условий для умирающего и оказании помощи его родственникам, в восстановлении их самоуважения, уверенности в смысле жизни призваны сыграть хосписы – многопрофильные программы, предусматривающие систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни[96]. Слово “хоспис” происходит от латинского корня “hospes”. Отсюда произошли слова “госпиталь”, ”гостеприимство”, ”хозяин”, “гость”. Современное хосписное движение зародилось в Англии в 60-е годы ХХ в., когда С.Сондерс был основан хоспис Святого Кристофера. В начале 70-х гг. ХХ в. благодаря деятельности Э.Кюблер-Росс данное движение получает развитие в США. Сегодня хосписы – неотъемлемая часть системы здравоохранения и социальной поддержки во всех цивилизованных странах.

В становлении хосписного движения в России значимую роль сыграл английский журналист В.Зорза, друг и единомышленник которого А.В.Гнездилов стал в 1991 г. главным врачом Первого русского хосписа в Лахте (Санкт-Петербург).

Философия хосписа [97] базируется на ряде принципов: наряду с больным обслуживается и его семья; хоспис приносит скорее временное облегчение, чем лечит; хосписное обслуживание обеспечивается многопрофильной бригадой профессионалов (медицинских и социальных работников, священнослужителей), а также широким использованием труда добровольцев; обслуживание круглосуточное; помощь семье оказывается и после смерти больного.

Социальные работники участвуют в оказании всех основных видов хосписной помощи: в обслуживании больного на дому, в стационаре и помощи семье пережить горе. Социальный работник может также руководить действиями добровольцев и оказывать моральную поддержку сотрудникам хосписа.

После подтверждения безнадежного состояния больного делается первоначальная оценка потребностей больного и его семьи, при согласии семьи составляется план соответствующих услуг, оказываемых персоналом хосписа. Семью обучают тому, как справляться с физическими симптомами больного.

V. После смерти больного важно поддержать (обычно в течение года) ближайших родственников, чтобы они могли выразить свое горе и пережить утрату (индивидуальные беседы, групповые занятия). Кроме того, соционом координирует многочисленные возможности территориального сообщества и может организовать групповую помощь скорбящим в период после смерти их близких (см. “Технология становления и развития групп само - и взаимопомощи”). Ролевые образцы являются живым доказательством того, что можно пережить такую травму. Родители и дети, потерявшие своих близких, лучше справляются с ударом, когда у них есть возможность обсудить свое затруднительное положение с другими семьями, пережившими подобные суровые испытания. Так, родители покойного ребенка не знают, что делать с его комнатой, игрушками и одеждой. Хороший совет им в данной ситуации могут дать только родители, пережившие смерть своего ребенка. Дети, потерявшие родителя или брата, сестру, легче переносят свою трагедию, входя в группы “возрождения” (взаимопомощи). Эти дети знакомятся здесь и общаются с ровесниками, пережившими подобные несчастья и преуспевающими ныне в спорте или каком-либо ином виде деятельности. Они узнают от ролевых моделей то, что потеря близкого человека – это всего лишь одна из сторон жизни, а не жизнь в целом. Ролевые модели воодушевляют их на развитие своей личности, изменение трудной жизненной ситуации, помогая в осознании того, что страдания нельзя преодолеть, но они могут стать терпимыми.

Соционом, помогающий переживающим утрату, должен отличаться не только знанием базовых методов становления и развития групп взаимопомощи, но и разбираться в особенностях реабилитации скорбящих: этапах данного процесса. Не менее важно знание особенностей переживания утраты теми людьми, близкие которых умерли от социально неприемлемых причин (например, самоубийство). В религиозной общине (если переживающий утрату – верующий) близкие по религии люди также участвуют во взаимопомощи, а исповедь способствует развитию этих отношений, не нарушая необходимой самозащиты.

Случается, что переживающий утрату живет в “глубинке”, местности, далекой от организаций, предоставляющих необходимую помощь в анализируемой ситуации. В таком случае ему придется полагаться, прежде всего, на себя. Социономы же в таких случаях призваны обращать внимание на социальный патронаж и библиотерапию (см. тему “Социальная работа с одинокими людьми”). Последняя включает в себя, в том числе, ряд таких правил, как:

- не отрицайте данную ситуацию;

- примите тот факт, что Вам придется искать помощь в целях приспособления к новой жизненной ситуации;

- выберите необходимую для Вас систему помощи;

- научитесь принимать эту помощь;

- чтобы выжить в сложившейся ситуации, необходимо справиться с трауром как задачей жизни;

- переживающий утрату имеет право на всю помощь, которую может получить.

Освоение данных правил представляется значимым в ситуации траура.

Словом, мы не можем предотвратить уход из жизни. Поэтому одной из самых важных мер могло бы стать признание неизбежности смерти и тяжелой утраты не как страшной угрозы, нависшей над нами, но как важной части нашей жизни, к которой мы можем сами подготовиться. Однако в современной культуре фактически отсутствуют даже попытки подготовиться к большинству ситуаций, в которых оказывается человек на разных стадиях его жизненного цикла (отцовство, материнство, раннее пребывание в детских учреждениях, подготовка к школе и к профессиональной деятельности, адаптация к выходу на пенсию и пребыванию на больничной койке, и многое другое). Но все это ничего не значит по сравнению с подготовкой к основному испытанию, с которым сталкиваются люди в любом возрасте: смерти и переживанию утраты.

 

Темы рефератов

 

1. Переживание утраты как процесс.

2. Особенности начального этапа социальной терапии переживающих утрату.

3. Опыт становления хосписной службы в России.

4. Соционом как посредник в социальной работе с переживающими утрату.

5. Э.Кюблер-Росс как теоретик и практик социальной работы с переживающими утрату.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каково соотношение понятий “смерть” и “переживание утраты”?

2. Проанализируйте современные классификации утрат, представленные в практике социальной работы.

3. Назовите основные социальные проблемы переживающих утрату.

4. Какова теоретическая база социальной работы с переживающими утрату?

5. Опишите типичные способы социальной работы с переживающими утрату.

6. Проанализируйте главные отличия работы соционома с переживающими утрату от соответствующей деятельности психолога.

Задачи и упражнения

 

1. В то время как литература ХIХ в. была “литературой смерти”, литература нашего времени, как замечает Л.Пинкус, - это “литература секса”. К сексу лихорадочно привлекается всеобщее внимание, а смерть стала неприличной.

Разделяете ли Вы данную точку зрения? Ответьте на этот вопрос в контексте изучаемой темы.

2. Скорбящий человек весьма нуждается в помощи. Жалость – это то, что он хочет в последнюю очередь. Жалость отдаляет его и ставит в позицию подчиненного по отношению к человеку, делающему вид утешителя. Жалость превращает человека в мишень. Скорбящий человек, которого каким-то образом пожалели, становится жалким.

Каковы же основные способы социальной работы с переживающими утрату?

3. Л.Пинкус рассказывает об одном из вдовцов, который 40 лет состоял в благополучном браке, был в прекрасной физической форме. Но тяжело заболела жена. Он преданно и нежно ухаживал за умирающей женой, после ее смерти заявив, что “терапия – средство для безумцев”[98]. Этот овдовевший мужчина погрузился в работу, помогая детям в ведении домашнего хозяйства, отрицая наличие каких-либо своих нужд. Затем он стал замкнутым, злобным по отношению к окружающим людям, отвернулся от детей и держался на большом расстоянии от окружающих. Спустя шесть месяцев после смерти жены этот мужчина умер оттого, что его болезнь перешла в заключительную стадию.

От какой болезни умер этот вдовец?

4. Овдовевшая в возрасте 72 лет женщина стала причинять много беспокойства местной больнице, обвиняя врачей в смерти мужа и в том, что в настоящее время они “убивают” и ее. Врачи решили, что эта вдова нуждается в помощи социального работника, и обратились с соответствующей просьбой в социальную службу. Когда эта вдова на звонок открыла дверь своей квартиры и увидела пришедшего к ней социального работника, она упала к нему на руки и зарыдала. Первыми словами, произнесенными ею, были жалобы о том, что ее все покинули после смерти мужа. С точки зрения этой вдовы, все были отвратительными: друзья эксплуатировали ее, соседи досаждали ей, никто не заботился о ней и не готов был помочь.

Если бы Вы были руководителем отделения надомного обслуживания, где и работал данный социальный работник, то какую стратегию и тактику выбрали бы Вы, строя взаимодействие с этим клиентом?

5. “Смерть – это очень важная часть нашей жизни. Мы знаем, что растения умирают зимой. Мы знаем также, что животные умирают. Мы понимаем, что это нормальное явление природы, но очень трудно понять, почему умирают люди, особенно те, кого мы любим”, - так начинается одна из работ серии библиотерапии, написанная для детей.

Представим, что Вы - автор этой работы. Как Вы ее назвали и каковы ее структура, тираж?

6. В стихотворении В.Ф.Макалова читаем:

“Хоспис? Миру известное слово.

Есть же в нем что-то от красоты.

Сколько в нем дорогого святого!

Сколько в нем доброты, теплоты!”

Дайте социономическое определение понятия “хоспис”.

7.Сравним три заявления, адресованные переживающему утрату:

1) Испытываемые Вами чувства совершенно естественны. Для того, чтобы перенести горе, требуется куда больше времени, чем люди представляют.

2) На Вашем месте я бы стал(а) посещать группу самопомощи, объединяющую людей, переживших утрату. Они по-настоящему понимают, что Вам приходится переживать.

3) Вам нужно выйти из этого состояния, бессмысленно целые дни сидеть дома. В следующее воскресенье мы с Вами пойдем в кино, и я не приму никаких отказов.

Каким из предложенных вариантов Вы воспользовались бы, помогая переживающему утрату справиться со своей ситуацией?

8. “Человек внутренне на подсознательном уровне убежден в своем бессмертии, - постулирует М.Мишке. - Мы постоянно подчеркиваем случайность смерти - несчастный случай, заболевание, инфекция, почтенный возраст, – и тем самым выдаем наше стремление вытеснить смерть из необходимости в сферу случайности”[99].

9. Социальные работники также несут утрату, когда умирает их клиент.

Какие виды поддержки готовы предложить Вы как заведующий отделением надомного обслуживания такому специалисту?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: