Процесс и организация планирования на предприятии

 

В сельскохозяйственных предприятиях развитие рационального и стратегического планирования не наблюдается. В связи с этим для предприятий важным аспектом является стратегическое планирование, оно позволит уточнять и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства. Процесс стратегического планирования может стать инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием. Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации [3, с. 23].

В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противном случае она становится объектом чужого планирования. Известно, что в условиях рыночной среды главным регуляторам экономических отношений является цена, т. е. действуют законы спроса и предложения, сильное влияние оказывают факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона [3, c.24].

Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых, стратегических решений. Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций экономики.

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов [51, c. 87]:

1) Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2) Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3) Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом [51, c. 89]:

1) Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения организации.

2) Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

3) Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

4) Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5) Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

6) Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

7) На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

8) Процесс выполнения плана.

9) Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe.

В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты [27, c.87]:

- описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;

- xapaктepиcтики pынкa − opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;

- цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;

- тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;

- филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды и цeннocти opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции;

- внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;

- внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж.

Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.

Миссия организации является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее [16, c.43]:

1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3. Культура организации.

Формулирование миссии − это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле.

Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии [16, c. 45].

1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.

2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

3. Другие специфические цели (подцели):

- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);

- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);

- производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);

- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

Цели должны быть [16, c. 47]:

1. конкретными и измеримыми;

2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

3. достижимыми;

4. совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему [16, c. 48]:

1. Повышение контролируемой доли рынка;

2. Предвидение требований потребителя;

3. Выпуск продукции более высокого качества;

4. Обеспечение согласованных сроков поставок;

5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

6. Поддержание репутации фирмы у потребителей.

Производственная деятельность в сельскохозяйственном производстве характеризуется общей неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью. Принципы, формы и методы функционирования должны коренным образом меняться. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии, при этом это затронуло не только объем и ассортимент, но качество производимой продукции. Выход из экономического кризиса и возрождение отечественного АПК требует высокого уровня организации и управления. Это может обеспечить только стратегическое планирование, приспособленное к условиям рыночной экономики, консолидирующие производственные, социальные и субъективно-личностные факторы, направленные на достижение оптимального сочетания творческого потенциала с современной технологией и человеческими ресурсами. Основным составляющим стратегического плана предприятий и организаций на краткосрочную перспективу является бизнес-план.

Бизнес-план входит в практику рационального агропромышленного предпринимательства как инструмент стратегического планирования и как необходимая документация для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также государственных и управляющих органов [1, с.186].

Методологически бизнес план можно охарактеризовать как краткое, точное, доступное понятие описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий АПК.

Целью разработки бизнес-плана является поиск инвесторов, стратегическое представление перспективы развития предпринимательства. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, оценить соответствие кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей [1, с.179].

В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим определить направление действий и управлять предприятием. В этом аспекте бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся в язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечить контроль.

В заключение следует отметить, что для достижения организацией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.

 

 

1.5 Планирование − основа управления предприятием

 

Самоорганизация не является первичным свойством производства, как дезорганизация (хаос), и требует целенаправленных плановых воздействий − управления, в процессе которого равновероятные события становятся неравновероятными. Поэтому управление в общем можно рассматривать как планомерный процесс создания из беспорядка порядка и повышение степени порядка, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшаются. Когда вероятность желаемого состояния системы равняется единице (т.е. ее определенность равна единице), то энтропия такой системы равна пулю и, следовательно, цель экономической деятельности достигнута. При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 − Планирование в системе управления предприятием

Источник:[5, c. 181].

 

Каждая функция управления непосредственно тесно связана с процессом планирования, да и само управление по своей сути планируется и организовывается. Не случайно поэтому большинство специалистов считают, что управление − это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функций «прогнозирование планирование».

Функция управления «планирование» предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также:

- прогнозирование − научное предвидение событий, предположение, вероятную гипотезу, оценку перспектив;

- разработку графика − временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ;

- составление бюджета − обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ;

- определение политики предприятия − выработку общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т.е. экономической стратегии предприятия;

- установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.

Планирование в определенном смысле можно рассматривать как способ преодоления неполноты любого языка управления, обнаруженной еще в Древней Греции (350 г. до н.э.) Эвбулидом и сформулированной в виде «парадокса лжеца», а в 1931 г. К. Геделем − в форме «теоремы неполноты». Эластичный, гибкий план как своеобразное внешнее дополнение позволяет предпринимателям с учетом меняющихся условий достигнуть желаемой цели в будущем.

Функция управления «организация» конкретизируется применительно к объекту регулирования и приобретает соответствующие особенности в качестве:

- организации труда;

- организации производства;

- организации управления.

Термин «организация» имеет несколько значений, но чаще всего он понимается:

- как действие или процесс − основать, учредить, подготовить, объединить, сплотить, упорядочить и т.п.;

- результат сознательной деятельности по созданию определенной системы − структуры, устройства, объединения, внутренней упорядоченности, взаимного расположения частей единого целого;

- коммерческая фирма, компания, предприятие.

Организация труда − это способ объединения работников и соединения их со средствами производства, образующий определенный порядок осуществления трудового процесса, который включает:

- установление цели деятельности, перечня производственных операций и их последовательности в соответствии с применяемой технологией;

- разделение всех видов работ между персоналом и установление кооперации (расстановка работников и закрепление за ними определенных функций);

- разработку рациональных приемов и методов труда на каждом рабочем месте;

- определение норм труда и системы его оплаты;

- подбор и подготовку кадров − формирование требований к исполнителям работ, выявление организаторских способностей и назначение должностных лиц;

- создание безопасных и здоровых условий труда;

- установление дисциплины труда.

Следует, однако, иметь в виду, что в специальной экономической литературе термин «труд» применяется в трех значениях:

- как целесообразная деятельность, или сам труд;

- функционирующее единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, или процесс труда;

- производственные отношения, или трудовые отношения между людьми.

Во всех случаях труд означает участие человека в создании различных благ, и он всегда определенным образом организован. Обоснованно можно утверждать, что любая, даже самая лучшая, техника не даст желаемого результата, если нет соответствующей ее организации. Так, по мнению А. А. Богданова, всякая человеческая деятельность объективно является организующей либо дезорганизующей. Термин «организовать» употребляется применительно к людям, к их труду и усилиям. Организовать − значит сгруппировать людей для определенной цели, координировать и регулировать их действия в целесообразном единстве. Предприятие − это организация средств производства и людей в планово функционирующую систему.

При планировании на предприятии учитываются взаимосвязанные принципы организации трудовых процессов (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 − Система принципов организации трудовых процессов на предприятии

Принцип Основное содержание, требования
1 2
1. Пропорциональность Соблюдение строго определенных количественных норм н пропорций затрат груда в единицу времени во всех взаимосвязанных участках и процессах
2. Ритмичность Обеспечение повторяемости через равные промежутки времени процесса труда во всех его фазах и операциях
3. Непрерывность Уменьшение и устранение перерывов в трудовом процессе, сближение и совмещение процессов во времени и пространстве
4. Параллельность Одновременное выполнение нескольких частей процесса в результате разделения и кооперации труда, обеспечивает сокращение производственных циклов
5. Рациональность Наилучшее использование всех видов энергии и факторов производства
6. Оптимум Максимум полезного эффекта на единицу затрат труда
7. Прямоточность Устранение обратных ходов
8. Навык Обеспечивает экономию расходуемых сил и мускульной энергии
9. Взаимозаменяемость Сокращение простоев и потерь рабочего времени
10. Комплексность Организация труда − составная часть всего производства
11. Совершенствование Необходимо изменение организации труда по мере развития техники и технологии
12. Относительных наименьших Осуществление изменений в том звене, которое сдерживает производительность труда

 

Функция управления «координация» состоит в обеспечении необходимой согласованности действий персонала по достижению целей предприятия. Она предусматривает:

- рациональное распределение заданий по конкретным исполнителям;

- стимулирование персонала с целью выполнения им требуемых действий;

- согласование − предупреждение диспропорций в работах, устранение излишнего параллелизма и дублирования работ.

Функция «учет и контроль» направлена па создание гарантий для достижения предприятием плановых целей. Она включает:

- установление количественной меры оценки − нормативов показателей для измерения как промежуточных (текущих, отдельных), так и конечных результатов работы всего предприятия;

- измерение параметров работы предприятия и его подразделений по периодам и за отчетный год;

- оценку соответствия фактически полученных общих и частных показателей плановым нормативам.

Функция управления «корректировка» отдельных мероприятий и плана предприятия и его подразделений направлена на учет изменяющихся внешних и внутренних условий, исправление допущенных ошибок, нейтрализацию слабых участков и реализацию мер по улучшению функционирования всей хозяйственной системы. Она является обычной, штатной функцией процесса управления, которая планируется и организуется в соответствии с целями предприятия.


 

2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ………………..ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СПК «НИВА-2003»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: