Анализ работы
Методического объединения учителей гуманитарного цикла
За 2019 – 2020 учебный год
Председатель МО
учителей гуманитарного цикла
_______________/ Н.И.Ревякина
_______________/ В.Р.Мангутова
Санкт-Петербург
2020
Анализ работы МО гуманитарного цикла
ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга
за 2019 – 2020 учебный год
Методическая работа МО.
Научно-методическими темами школы на 2019 – 2020 учебный год являются
· Развитие профессиональной компетенции учителя в условиях реализации ФГОС НОО, ООО, СОО.
· Создание научно-методической базы для успешной реализации ФГОС СОО.
В соответствии с этим, цель МО учителей гуманитарного цикла 2019 – 2020 учебный год: повышение уровня профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС в основной школе.
В целом достижению этой цели помогло решение следующих задач:
· создание творческой атмосферы урока, способствующей развитию активной позиции учащихся на уроке, осуществление системно-деятельностного подхода в обучении
|
|
· создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся;
· обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей ШМО (открытые уроки при участии методистов и взаимопосещение уроков)
· работа учителей с разными категориями обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода (подбор разноуровневых заданий, создание ситуации успеха)
· организация исследовательской и проектной деятельности учащихся (помощь в выборе темы, совместный поиск материала, рекомендации источников и редактирование)
· использование ИКТ на уроках для повышения их эффективности;
· организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории;
Результаты работы МО можно признать удовлетворительными.
·Виден рост профессионального мастерства учителя.
·Повышение результатов качества знания по предметам можно отметить в 5-7 классах
·Повышение результатов участия в олимпиадах и конкурсах наблюдается в 8-9 классах по русскому языку, литературе и истории (Всероссийская школьная олимпиада — 2 победителя и три призёра районного этапа, победитель и призёр регионального этапа)
· Эффективное использование ИКТ на уроках (подготовка презентаций, просмотр фильмов, знакомство с различными образовательными ресурсами)
Проблемы, которые не были решены:
Результаты качества знаний по предметам остаются низкими в 8Б, 9Б классах по русскому языку.
|
|
Мотивация учебной деятельности невысокая в 7Б, 8А, 8Б, 9Б, 10 Б классах.
Педагоги неактивно принимали участие в профессиональных конкурсах.
В большей степени учителя занимались со слабоуспевающими учащимися, процент которых, к сожалению, остаётся достаточно высоким, (особенно по русскому языку) и меньше времени отводилось на работу с одарёнными детьми.
Все необходимые заседания ШМО были проведены в установленные сроки.
Рассматривались такие важные вопросы, как:
· Принятие контрольно-измерительных материалов на 2019 – 2020 учебный год.
· Принятие плана подготовки к ГИА на 2019 – 2020 учебный год.
· Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
· Подготовка победителей и призёров к участию в районном этапе.
· Принятие корректировки рабочих программ на 3-4 четверть 2019 – 2020 учебного года.
· Рассмотрение тематики индивидуальных итоговых проектов для 9-х и 10-х классов.
· Анализ предэкзаменационного сочинения по литературе в 11 классах.
· Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классах.
· Подготовка к ВПР в 5 – 8-х классах.
· Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в 9 – 11 классах.
· Анализ дистанционного обучения в 4 четверти.
Реализация ФГОС на уроках:
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов. Наши учителя старались приблизиться к этой модели, что во многом помогло освоить новые технологии на уроках.
· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
· целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
· взаимопроверка, взаимоконтроль;
· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Мы стремимся на уроках уйти от объяснительно-иллюстративного метода работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, а сделать основной упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Реализация курсов внеурочной деятельности проходила по следующим дисциплинам:
№ | Название | Класс | Количество часов | Учитель |
1 | ОДНКНР История и культура Санкт-Петербурга | 5а,5б 6а,6б 7а,7б 8а,8б | 34 | Чулкова С.И. |
3 | Умники и умницы | 5 а, 6а,б | 34 | Жерелова Ж.В. |
4 | Умники и умницы | 7 б | 34 | Сизова И.М. |
5 | Смысловое чтение | 9 а, б | 34 | Сизова И.М. |
6 | Умники и умницы | 5б,в | 34 | Грекова А.В. |
7 | Смысловое чтение | 8 а, б | 34 | Ревякина Н.И. |
Положительные стороны внеурочной деятельности:
общение учителя и учащихся после уроков в малых группах;
дети получают дополнительное образование, более углублённо изучают предмет;
участие добровольное (хотя иногда настаивают родители);
возможность совместной работы над интересным проектом;
возможность научиться работать в команде, осваивать различные подходы к достижению результата.
Проблемы, возникающие во время реализации внеурочной деятельности:
|
|
В большей степени эти занятия посещают слабоуспевающие учащиеся, которые нигде не занимаются после уроков.
Сильные одарённые дети, как правило, очень заняты в кружках, секциях доп. образования (есть совпадения в расписании), и у них не остаётся времени на внеурочную деятельность.
Многие родители жалуются на большую нагрузку, усталость ребёнка, особенно в 7-8 классах, когда по расписанию может быть 7 уроков, а внеурочная деятельность обычно 8 или 9 уроком.
Не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Педагогами Ревякиной Н.И. и Сизовой И.М. подготовлены методические материалы (презентации) по подготовке к ГИА 2020 для 9-11 классов, где отражены основные требования и критерии оценивания выполнения заданий, теоретические материалы, практические упражнения по разным темам и разделам русского языка, а также предложены варианты и тренинги для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.