Продолжительность мезоцикла бывает от двух до шести недель. Один мезоцикл включает как минимум 2 микроцикла и чаще 3-6 микроциклов. Их набор зависит от общего тренировочного процесса.
Внешними признаками мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов (ординарный – ударный – восстановительный) в единой последовательности. Мезоциклы позволяют оптимально управлять кумулятивным эффектом.
24.4.3. Структура многомесячных циклов тренировки (макроциклы)
Продолжительность макроцикла бывает от полугода до года и более. В основе построения тренировочного макроцикла лежат закономерности приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.
24.5. Периодизация спортивной тренировки
Годичный (макро) цикл спортивной тренировки состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и восстановительного (Рису-
нок Подготовительный период длится от 2-3 месяцев (в полугодичном) и до 6 месяцев, в годичном цикле тренировке. Задачей данной периода является существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма спортсмена на этапе общей подготовке и развитие физических, технических и психических качеств, необходимых для специализации в избранном виде спорта (Рисунок 21).
|
|
Структура подготовительного периода строится из следующих мезоциклов: втягивающего (плавный рост объема и интенсивности нагрузок); базового (выполняется основной объем тренировочных нагрузок); контрольно-подготовительного (где собственно тренировочная работа сочетается с участием спортсменов в контрольных соревнованиях, прикидках, тестированиях); шлифовочного (предназначенного для устранения выявленных недостатков в технической и физической подготовке).
Соревновательный период состоит, как правило, из двух соревновательных этапов – первого и второго – и длится от 2 до 5 месяцев. В этот период спортсмен достигает спортивной формы и участвует как во второстепенных, так и главных для себя соревнованиях.
На данном этапе подготовка спортсмена строится из следующих циклов:
1. Предсоревновательного – на нем моделируется режим предстоящих соревнований и достигается спортивная форма;
2. Первого соревновательного – где спортсмен участвует в соревнованиях невысокого ранга (первенство района, города и т.д.);
3. Восстановительно-подготовительного, предназначенного для подготовки спортсмена к основным для него соревнованиям;
4. Второй соревновательный – участие спортсмена в ответственных соревнованиях.
Восстановительный период длится от 3-4 до 6 недель и состоит из двух мезоциклов: восстановительно-поддерживающего, для которого характерно плавное снижение нагрузки и восстановительно-подгтовительного, который перерастает (по мере восстановления организма спортсмена) во втягивающий мезоцикл подготовительного периода очередного цикла тренировки.
|
|
Вместо восстановительного периода иногда вводят кратковременную фазу, это случается при «сдвоенном макроцикле», где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, а затем второй соревновательный, а лишь затем восстановительный период.
Подобное построение тренировки может встречаться в видах спорта, где проводятся зимние и летние первенства (например: в легкой атлетике и др.).
В то же время годичные циклы позволяют наращивать объем нагрузки в более значительных пределах, чем полугодичные, обеспечивая тем самым фундаментальные, адаптационные перестройки в организме спортсмена.
Полугодичные (сдвоенные) макроциклы отличаются повышенной интенсивностью подготовки, создают условия для форсированного подъема уровня специальной тренированности и ускоренной реализации ее спортивных результатов.
24.6. Особенности спортивной подготовки детей
В настоящее врем спортом начинают заниматься в детском и подростковом возрасте. Естественно, это требует особого построения тренировочного процесса и проведения соревнований.
К спортивной подготовке юных спортсменов выдвигаются следующие требования:
1. Необходима обязательная разносторонняя физическая подготовка, повышение функциональных возможностей организма детей;
2. Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возрасту, полу, уровню физической подготовленности детей;
3. Должен соблюдаться режим восстановления после тренировочных нагрузок:
- на начальных этапах тренировки используются ординарные и экстремальные режимы восстановления;
- дневной объем физической нагрузки у детей желательно дробить на несколько частей (утренняя и вечерняя тренировки);
4. Недопустима установка на достижение высоких спортивных результатов в кратчайшие сроки;
5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса детей. Здесь повышение физической нагрузки целесообразно совмещать с каникулами в общеобразовательной школе;
6. Необходимо создавать облегченные условия проведения соревнований;
7. Необходимо соблюдать возрастные ограничения при допуске к соревнованиям;
- внутришкольным – 9-10 лет;
- городским, районным – 11-12 лет;
- областным – 13-14 лет;
- республиканским – 15-16 лет;
8. Число соревнований в течение года для детей должно быть ограничено. Следует избегать соревнований в периоды напряженных учебных занятий в школе;
9. При занятиях с юными спортсменами необходимо использовать облегченный спортивный инвентарь и оборудование, соответствующее половым и возрастным особенностям детей.
Планируя главные старты, нужно учесть, чтобы они, попадали во второй период. Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки
Билет