Принцип | Описание |
Мультимедия | Обучение с использованием текста и графики лучше, чем с использованием только текста |
Пространственная связь | При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом с друг другом |
Временная связь | При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом |
Логичность | При обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны |
Модальность | При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом |
Избыточность | При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом |
Индивидуальные отличия | Эффект этих принципов более сильно выражен при обучении начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально. |
|
|
Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей.
В процессе разработки учебно-методических материалов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Поэтому, преподаватель нового века должен уметь осуществлять технологическую подготовку и эффективно использовать в обучении информационные образовательные продукты различных видов (электронные дидактические материалы, учебники, пособия и т.д). Для этого необходимо понимать место и роль визуальных методов, их грамотного использования в информационных технологиях обучения.
|
|
Способы организации деятельности обучающихся на этапе выбора стратегии решения. Дидактическая ценность этих заданий
Термин «стратегия» заимствован из сферы военного искусства и происходит от греческого «strategia» (stratos- войско + ago-веду). В более общем смысле он трактуется как искусство планирования, руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.
Познавательные стратегии объединяют способности и деятельность. Способности базируются на стратегиях, а они, в свою очередь, являются операционально-управленческой частью деятельности. Конкретный набор и последовательность действий и операций определяет познавательную стратегию, а системный комплекс стратегий, в свою очередь,- конкретную способность. Развитие общих и специальных способностей школьников- одна из важнейших задач, которую разнообразными способами пытаются решить педагоги и психологи, проектируя для этого различные методики, образовательные технологии и модели.
В реальной образовательной практике часто происходит смешение способностей и деятельности. Нередко можно слышать, что ребенок не имеет способностей к математике или языку. Вполне очевидно, что сложности могут быть связаны не со специальными способностями, а с отсутствием мотивации, индивидуальной неприспособленностью ребенка к данной образовательной технологии или среде, общими способностями к обучению. Эксперименты показали, что группа «мотивированных» к обучению детей становится значительно шире, если учитель владеет специальными инструментами по выявлению и развитию познавательных стратегий.
Познавательные стратегии– это последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
Таким образом, познавательная стратегия является реализацией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности следующих составляющих:
· Представление цели.
· Мотивация.
· Критерии достижения цели.
· Основные операции и действия, направленные на реализацию цели.
· Последовательность операций и действий.
· Контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата.
· Критерии прекращения процесса деятельности.
· Фиксация результатов деятельности.
При этом микростратегии затрагивают мыслительные операции внутреннего плана действий, а макростратегии в большей степени касаются взаимосвязи действий внутреннего и внешнего планов.
Универсальные стратегии являются обобщением наиболее успешных микро- и макростратегий различных субъектов.