Оснащённость учебного процесса по предмету
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
|
|
Организационно урок начинается на перемене. Для этого необходимо, чтобы подготовка к нему шла активно – форму, место занятий ученики должны знать заранее. Материально-техническое обеспечение урока готовится заранее. Обязательно продумываются мероприятия по ТБ при выполнении физических упражнений. Расположение учащихся должно быть удобным для работы.
При выборе способов организации обучения следует учитывать возраст и подготовленность учащихся. По ходу урока применяются следующие методы организации учащихся (Таблица 7).
Организация учебного процесса на школьном уроке физической культуры
1. Фронтальный метод – заключается в том, что всем учащимся дается одно общее задание и они выполняют его под руководством учителя (в младших классах лучше использовать другие методы).
2. Групповой метод – все учащиеся класса по признаку пола и физической подготовленности разделяются на несколько отделений, каждое отделение работает над своим заданием. Учитель руководит отделением, где изучается новый материал или где имеется повышенная опасность.
3. Метод индивидуальных заданий – заключается в том, что каждому ученику дается свое особое задание. Имеется 2 варианта:
- каждый ученик выполняет индивидуальное задание;
- все выполняют одно упражнение, но разное количество раз.
|
|
Фронтальный метод – 1-3 кл., групповой – 4-10 кл.
В водной части могут использоваться все три метода, а в заключительной – фронтальный.
Способы выполнения упражнений при фронтальном и групповом методах могут быть одновременными, посменными, поочередными.
Порядок их проведения бывает раздельным или поточным. Раздельное проведение упражнений – при одновременном способе учащиеся выполняют упражнения с интервалами между ними (посменным или поочередным). Поточное проведение упражнений – при одновременном способе школьники выполняют упражнения одно за другим, при посменном и поочередном дети двигаются друг за другом непрерывно.
Активность учащихся на уроке проявляется в глубоком осознании поставленных задач и в стремлении решить их как можно лучше, больше узнать, понять сущность предлагаемых действий, добиваться улучшения результатов двигательной деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.
Активизации деятельности учащихся способствует применение следующих методических приемов:
1. Вызвать познавательный интерес, сообщая задачи урока (эмоционально изложить, по возможности представить иллюстрации).
2. Обеспечение межпредметных связей в преподнесении учебного материала (на примере анатомии, физиологии).
3. Развитие аналитического мышления (обоснованное выставление оценки товарищу).
4. Задание с анализом.
5. Самоанализ.
6. Задания с выбором.
7. Организация творческого подхода.
В подготовленных классах активизация учащихся осуществляется в процессе проблемного обучения, при котором задача ставится последовательно на несколько уроков. Под руководством учителя составляется план-график нагрузок для развития двигательных качеств.
Предпосылкой эффективной деятельности учащихся на уроках является дифференцированное обучение на основе разностороннего и глубокого изучения возможностей учеников, их физического и психологического развития.