История отечественного законодательства о закупках

Управление закупками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации

 в соответствии с ФЗ "О закупках товаров, работ

Ответ на этот вопрос- весь 223 фз (он не очень большой, придется прочитать хотя б основные моменты)

 

3. Нормативно-правовая основа контрактной системы.

 

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ О защите конкуренции
Федеральный закон от 4 апреля 2011 г. № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 О государственной тайне

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ.

Изложение истории правового регулирования обеспечения потребности государства в товарах, работах и услугах можно начать с 1654 года, когда государь Алексей Михайлович издал Указ о доставке муки и сухарей, затем перейти к Канцелярии подрядных дел Петра I. Можно, вероятно, начать с еще более раннего периода. Ведь потребность государства в товарах, работах и услугах будет существовать всегда. И такая потребность требует четкого правового регулирования.

Следует рассмотреть историю правового регулирования обеспечения потребности государства в товарах, работах и услугах в более обозримый период, пользуясь более достоверными, опубликованными источниками права – с XX века. А именно – с 20-х годов ХХ века, после Октябрьской революции.

Разумеется, по сравнению с советским периодом нашей истории сейчас кардинально изменились отношения юридических лиц, выступающих заказчиками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, и подрядчиков, поставщиков, как изменились сами объекты гражданских прав, юридические лица, субъекты права собственности, других вещных прав, органы контроля и многое другое в нашей жизни. Однако преемственность законодательства существует и в этой сфере – сфере обеспечения государственных нужд. Конечно, в советском государстве не было конкуренции в том смысле, который в это понятие мы вкладываем сейчас, не принято было говорить о прибыли и доходах, невозможно было представить, как проходит аукцион в электронной форме, что означает разместить информацию о контракте на сайте, что такое электронная подпись. Сейчас одним из важнейших требований к контрактной документации является наличие у участников закупки лицензий и сертификатов, о которых не могло быть речи ни в 20-х, ни в 60-х, ни в 90-х годах.

Наибольший интерес из советских источников права в этом отношении представляют правовые акты, регулирующие государственные подряды и поставки в период НЭПа, при наличии в экономике частного сектора.    

Понятие государственных подрядов и поставок, «порядок сдачи подряда и поставки» с терминологией и принципами, которые применяются и сегодня, были законодательно определены в нашей стране в 20-е годы ХХ века. Еще в 1920 году Совет труда и обороны Р.С.Ф.С.Р. воспрещал «советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контр-агентов, уполномоченных и подрядчиков для производства каких-либо работ и заданий». Все работы было предписано производить хозяйственным способом соответствующими хозяйственными органами Советской власти. Договоры, заключенные советским учреждениям, предприятиям и общественным организациям с контр-агентами, подрядчиками, объявлялись аннулированными.

Но очень скоро, с приходом НЭП а, уже в 1921 году картина меняется кардинально. Постановление о воспрещении советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контр-агентов, уполномоченных и подрядчиков для производства работ и заданий отменяется. Советским учреждениям предоставлялось право «сообразуясь со своими ресурсами и выгодностью того или иного способа работ, сдавать входящие в их программу задания для выполнения их подрядным способом, для чего испрашиваются разрешения местных органов – у Областного Экономического совещания и Губернских Экономических совещаний», регистрировать договоры подряда и поставки «совершаемых от имени государства» в Губернском Отделе или Уездном Бюро Юстиции, «сдача подряда и поставки должна производиться путем публичных торгов, о дне и условиях коих публикуется во всеобщее обозрение».

Дается понятие подряда, которое по своему правовому смыслу не отличается от современного: по договору подрядчик обязуется на свой страх и риск выполнить определенное задание государственного учреждения или предприятия, учреждение или предприятие обязуется дать определенное вознаграждение за выполненное задание.

Дается понятие поставки, которое по своему правовому смыслу также не отличается от современного: по договору поставки поставщик (продавец) обязуется доставить государству к определенному сроку известное количество движимых вещей (товаров), а государство обязуется уплатить условную цену в деньгах или в натуре.

Также Декрет СНК РСФСР от 04 октября 1921 г. вводит обязанность внесения залога поставщиками и подрядчиками в размере 10-процентной стоимости поставки или подряда, обязанность включать в договор государственного подряда или поставки условия о неустойке. Недобросовестный поставщик или подрядчик независимо от имущественной ответственности привлекался к ответственности уголовной. Эти положения сохранились и в современном законодательстве о закупках для государственных или муниципальных нужд.

А с 1 января 1923 года вводится в действие Гражданский кодекс Р.С.Ф.С.Р., где дается понятие различных видов сделок, обязательств.

Следует отметить, что в 20-х годах ХХ века регулированию государственных подряда и поставки уделялось повышенное внимание.

Применение строгих мер к недобросовестным участникам отношений в сфере государственного подряда и государственной поставки было вызвано не только экономическими условиями – разрухой, тяжелым финансовым положением советских учреждений и предприятий, но и идеологическими причинами – борьбой с пережитками капитализма.

В 60-е годы, в период преобразований в нашей стране, изменения отечественного законодательства, правовые акты, регулирующие государственные подряды и поставки с 20-х годов, отменены, и заказчики, и подрядчики с поставщиками – государственные организации, колхозы, совхозы, форма собственности на средства производства и на все имущество – государственная, имущество находится у советских предприятий и учреждений в оперативном управлении, или кооперативно-колхозная. Чтобы урегулировать отношения между государственными организациями достаточно общих положений советского гражданского законодательства о подряде и поставке. О государственной закупке в нашем теперешнем понимании шла речь только при покупке сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов, так как форма собственности на то, чем они владеют – кооперативно-колхозная. Поэтому с ними заключался договор контрактации.

Таким образом, законодательство об обеспечении государственных нужд при командно-административной экономике, социалистической системе хозяйства к рыночным отношениям практически неприменимо, впрочем сохранена терминология, используемая и сейчас при закупках. Термин госзаказ употреблялся повсеместно в советское время в народном хозяйстве.

Из «перестроечных» документов, регулирующих обеспечение государственных нужд, следует назвать неотмененные до настоящего времени Постановление Совмина СССР от 25 июля 1988 г. № 889 «О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы» (вместе с Временным положением»), Приказ Госагропрома СССР от 13 июня 1988 г. № 385 «Об утверждении Единой инструкции о порядке проведения государственных закупок (сдачи и приемки) скота, птицы и кроликов», отмененное Постановление Совмина СССР от 25 июля 1988 г. № 888 «Об утверждении Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций». В этих правовых актах уже прослеживаются попытки отойти от полного партийного и государственного руководства народным хозяйством.

Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», принятый фактически в другой стране, когда СССР и РСФСР уже не существовало, краткий и понятный по содержанию, как и предшествующие ему акты о закупках, вводит понятие государственных нужд, государственного контракта, определяет функции государственных заказчиков, смысл которых остается прежним и в настоящее время: государственные нужды – потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем.

С 1996 года при заключении государственных и муниципальных контрактов стороны уже ссылаются на соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем применяется Федеральный закон от 06 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Таким образом, законодательство о закупках развивалось последовательно. И сейчас, когда многие участники данных отношений не представляют себе, как производились поставки, исполнялись подряды в РСФСР, в Советском Союзе, мы так или иначе пользуемся опытом тех лет, нашедшем отражение в современных правовых актах. Ведь природа государственных нужд схожа в любом государстве. И не сегодня появился принцип планирования при обеспечении государственных нужд, когда получатели средств федерального бюджета обязаны заблаговременно представлять в органы казначейства информацию обо всех планируемых закупках, была признана важность контроля над осуществлением закупки. Общее в правовых актах, регулирующих процесс обеспечения государственных нужд, - заключение контракта на торгах за исключением случаев, определенных законодательством, повышенная ответственность сторон, гласность процедур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: