История происхождения

Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно.

Танграм - кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства».

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).

История появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда третья: семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

 Используя части игры — плоскостные геометрические фигуры, плотно присоединяя, их друг к другу, учащиеся составляют различные изображения по образцам и по собственному замыслу. В процессе выполнения этого задания у учащихся закрепляются знания названий геометрических фигур, их свойств, отличительных признаков, формируются умения владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем.

 На первом этапе освоения игры следует проводить подготовительные упражнения, направленные на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур. Детям предлагается выполнить задание в плане представления, а потом практически.

 Кто быстрее составит фигуры?

    Цель игры — развитие воображения.

 

 

 Рис.4.

 

Правила игры. Участники игры распределяются на пары. Каждая пара получает одинаковый набор фигур. У них одна и та же задача: составить из имеющихся фигур как можно быстрее и больше различных геометрических фигур и зарисовать их. При этом один игрок складывает фигуры, а другой их зарисовывает.

 Получив фигуры, игроки по сигналу руководителя приступают к выполнению задания. Когда отдельные пары заканчивают работу, руководитель дает команду «Стоп! Положить карандаши!» и оценивает успехи каждой пары, быстро просматривая сделанные чертежи.

 

Данные упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам на основе танграма из 7 частей.

 

Рис. 5

Особый интерес у учащихся вызывают упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. Дети вспоминают, какие плоские фигуры составляли ранее, воспроизводят их по памяти; при передаче формы некоторых фигур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают несколько иначе, чем делали ранее по образцу. Хотя данный вид заданий является наиболее сложным для учащихся, он вызывает больший интерес, способствует активизации познавательной деятельности.

Очень похожа на «Танграм» «Вьетнамская игра», которая также предполагает воссоздание из изображений. Цель игры та же, что и у «Танграма». А суть игры заключается в следующем.

Круг разделен на части, как показано на рисунке. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей. Из них равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником, остальные 3 части разные по форме и размеру.

 Попробуй из полученных в результате разреза частей составить фигурки:

 1.Индюшонка. 3.Бабочки.

 

 2.Тюленя. 4.Собачки.

 

 Рис.7.

   Также большое внимание с целью развития воображения следует уделять заданиям на выбор фигуры нужной формы для восстановления целого. Такие упражнения включают как в урочную деятельность, так и во внеклассную.

 1. Каких фигур не хватает? Начерти.

Рис.8. Рис.9

2. Разрежьте кораблик на 2 части так, чтобы из него можно было сложить квадрат.

 

 

 Рис.10.

 

 3. Начерти и вырежи данные фигуры и выложи из них квадрат.

 

 

 Рис.11.

 

Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства. Однако задачу формирования этого вида мышления традиционно относят к математическому образованию. Столь же традиционно она связывается с геометрическим материалом, как в начальной, так и в средней школах.

Формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. Хорошее пространственное воображение необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту, и математику. Задача формировать определённый уровень пространственного мышления ребёнка до начала изучения стабильного курса математических дисциплин курсом математики начальных классов трудная, а порой не выполнимая. В дальнейшем же невысокий уровень пространственного мышления и пространственного воображения ученика обычно является для него практически непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии. Нельзя рассчитывать на то, что можно будет сформировать пространственное мышление у 15-летнего школьника, да ещё сделать это быстро. В то же время и жизненный опыт, и исследования психологов показывают, что эффективно формировать элементы пространственного мышления можно уже у младших школьников. А возраст младшего школьника является в принципе наиболее благоприятным для развития пространственного мышления, поскольку наглядно-образный стиль мыслительной деятельности является в этот период ведущим, а, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операционной стороны пространственного мышления.

Таким образом, развитию пространственного мышления необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы. Необходимо разрабатывать методики формирования пространственного мышления у младших школьников, которые будут включить упражнения, представленные в определенной системе, а также на основе того материала, который имеется в учебнике, необходимо организовывать работу с детьми так, чтобы она способствовала развитию пространственного мышления.

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбало Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964, 346 с.

2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: - Самара: корпорация "Фёдоров", Элиста: Издательский дом "Фёдоров", 2000, 184с.; илл.

3. Беломестная А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе "Математика и коснтруирование" /А.В. Беломестная, Н.В. Кабанова // - Начальная школа 1990 №9

4. Боднар М.Г. О структуре пространственных представлений младших школьников. - Новые исследования в психологии, 1974, №3, 170 с.

5. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - № 11. Брушлинская А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Просвещение, 1970, 230с.

6. Вайткунене Л.В. Развитие пространственного мышления у школьников: Автореф. канд. дис. Вильнюс, 1964. П.У. Байрамукова. Схематический рисунок при решении задач // Начальная школа - 1988 №11, 12

7. Волкова С.И. Математика и конструирование /C.М. Волкова // Начальная школа - 1993 - № 7, с 49-53. Волкова С.И., "Математика и конструирование". Тематическое планирование /С.И. Волкова // Начальная школа - 1991. - № 8, с. 25-34

8. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию: 2 класс /С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Посвещение, 1995, 64 с, илл.

9. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике "Математика" /С.И. Волкова // Начальная школа - 1997 - № 9

10.  Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., 1961, №1, 97 с.

11.  Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995, 136 с.

12.  Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога. / Н.И. Гуткина - М.: 1987. - с. 19-38

13. Жикалкина Т.К. Занимательны и игровые задания по математике для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя - М.: "Просвещение" 1987, 64 с.

14.  Житомирский В.Г. Шевврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. /В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин - М.: Педагогика - Пресс, 1994, 106 с.

15.  Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич. / "Вопросы психологии", № 1, 1995

16. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления. /А.З. Зак - // Начальная школа. - 1985. - № 5

17.  Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996, 80 с.

18. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969, 120 с.

19. Истомина Н.Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - М. Просвещение, 1985, 95 с.

20. Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы - М.: Новая школа, 1998. - 176 с.

21. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина - // М.: Академия, 2001 г.

22. Истомина Н.Б. Нефедова И.Б. "Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении. // Начальная школа - 1998 № 11, 12

23. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. /Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова. // Начальная школа, - 2000 - № 4

24. Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников. /В.А. Кожевников - М.: Просвещение, 2003, 170 с.

25. Кудрякова Л.А. Изучаем геометрию. /Л.А. Кудрякова. - 2001, 124 с.

26. Линькова Н.П. К вопросу о пространственном мышлении. - В. сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964, 167 с.

27. Люблянская А.А. Очерки психологического развития ребенка. /А.А. Люблянская - М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 549 с.

28. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. / Т.Д. Марцинковская - М.: Линка-пресс, 1998, 174 с.

29. Матвеева Н.А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач // Начальная школа. - 1996. - № 2. Менченская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. /Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 1985, 206 с.

30.  Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика 2 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. /В.С. Мухина - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 456 с.

32. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе. /Ж.И. Пазушко. - 2005, - 167 с.

33. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс М.: Баласс: С. - Инфо, 2000. - 64 с.: ил.. Подходова Н.С. "Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа - 1997 - № 10

34.  Программы общеобразовательных учебных заведений начальных классах (1-4) /сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина - М.: Просвещение, 2001, 320 с.

35.  Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики. /А.С. Пчелко - М.: Просвещение, 1965, 198 с.

36. Смирнова С.И. Использование чертежа при решении простых задач // Начальная школа. - 1998. - № 5

37. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики. /Л.П. Стойлова - М., "Просвещение" 1998, 134 с.

38. Стойлова Л.П. Математика. Учебное пособие. /Л.П. Стойлова - М.: Академия, 1998, 217 с.

39. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. /Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина - Ярославль: академия развития, 1997

40. Федосеева З.В. Изучение предмета "Математика и конструирование" в 1-2 классах начальной школы - Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель", 1998, 48 с.

41. Царева С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. С.Е. Царева Новосибирск, 1991, 173 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: