Проблемы принятия решений в производстве упаковочной продукции

 

Культура подготовки решений. Общим российским (и советским) правилом является подготовка одного варианта решения. На него тратятся подчас большие усилия. При этом руководитель лишается выбора: ему предлагают один вариант как единственно правильный и уже согласованный. Кажется, стоит только подписать его и "дело пойдет". Ясно, что при таком подходе власть аппарата становится намного выше власти руководителя, что мы наблюдаем нередко.

Аналитическая культура состоит в балансе влияний. Аппарат готовит ряд вариантов, собирает оценки, а окончательный выбор остается за руководителем. Это условие кажется естественным, но на практике очень часто оно нарушается. Эксперты располагают основной информацией, необходимой для принятия решений. Теоретически они должны иметь два качества: высокий уровень профессионализма и беспристрастность. Если первое присуще эксперту, то обеспечить второе можно специальными средствами: 1) эксперты должны привлекаться как личности, а не как представители организаций, в которых они работают; 2)эксперты должны быть анонимными (известными лишь для ЛПР); 3)труд эксперта должен хорошо оплачиваться. Эти условия многим покажутся очевидными, но они часто не соблюдаются, последствием чего является плохое качество информации - фундамента, на котором базируется решение. Известно стремление многих организаций иметь свои собственные аналитические группы. Высокая квалификация персонала этих групп повышает качество решений. Но использование только своих аналитиков опасно. Аппарат часто подчиняет аналитические группы, навязывая им свои варианты решения проблем. ЛПР нередко загружают эти группы своими мелкими, текущими задачами.

 

 

Дальнейшее развитие упаковочной отрасли на рынке в целом сдерживается на сегодняшний день следующими основными факторами:

· дефицит высококвалифицированных кадров;

· отсутствие современного упаковочного оборудования в необходимом ассортименте;

· экологические аспекты;

· несовершенство нормативно-законодательной базы;

· недостаток поддержки со стороны правительственных органов.

Однако существует еще целый ряд отраслевых проблем, которые требуют направленного вмешательства государственных органов. К ним относится, прежде всего, несовершенство налогового и таможенного законодательства. Так, таможенные ставки на ввоз из-за рубежа упаковочных материалов и сырья для них зачастую превышают ставки на ввоз готовой упаковки в 3-4 раза, что совсем не стимулирует отечественных изготовителей упаковки. Высокие таможенные пошлины на комплектующие зарубежного производства, используемые при производстве отечественных упаковочных машин, значительно удорожают оборудование. Недостаток законодательной базы мешает хоть сколько-нибудь заметному проникновению в жизнь и такого важного для производителей упаковки и упаковочного оборудования рыночного инструмента, как лизинг. Ведь на упаковочную отрасль не распространяется государственное кредитование лизинга, действующее, например, в производстве сельскохозяйственной продукции. Хотя эти отрасли очевидно взаимосвязаны. Отсутствие официального государственного «упаковочного» органа, а также дефицит профессиональных знаний по упаковке у лиц, подготавливающих и принимающих соответствующие программные решения на уровне государства, зачастую замедляют формулирование и проведение необходимых мер, а иногда приводят к появлению предложений, эффект от которых может быть обратным ожидаемому. В стране до сих пор нет четко продуманной, утвержденной на государственном уровне программы развития упаковочного сектора экономики. [14-17]

 1.4. Роль информационных технологий в управлении производственно-торговым предприятием

 

 

До недавнего времени информация, как таковая, не считалась важным активом предприятий и фирм. Управление рассматривалось как индивидуальное искусство межличностного общения, а не как глобальный механизм координации деятельности участников экономических процессов. Сегодня лишь немногие руководители могут позволить себе пренебрежительно относиться к методам работы с информацией. В условиях, когда растет значение информационной составляющей окружающей среды предприятий, полноценное их существование становится невозможным без соответствующих изменений во всех значимых сторонах их жизнедеятельности с точки зрения управляемости и эффективности. Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации. [18]

Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами.

Для того чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов.

Информационную систему (ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.

Предприятия создают ИС для обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Системы одного уровня, могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).[19,20]

В таблице 2 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.

Системы обработки транзакций являются базовыми для обслуживания текущих операций предприятия. Они представляют собой компьютеризированные системы, которые выполняют и регистрируют рутинные регулярные транзакции. Таковыми являются резервирование мест в гостинице, выплата заработной платы, отгрузка продукции.


 

 

Таблица 2.

Характеристики информационных систем

Уровни управления Типы систем Информа- ционные входы Обработка Информационные выходы Пользователи
Стратегический уровень Системы поддержки решений руководства Агрегированные данные, внешние и внутренние Графика, имитация, диалог Прогнозы, ответы на вопросы Высший уровень управления

Управленческий уровень

Системы поддержки принятия решений Данные в небольшом объеме, аналитические модели Диалог, имитация, анализ Специальные отчеты, анализ решений, ответы на вопросы

Руководители среднего звена, профессионалы

Автоматизированные системы управления Обобщенные данные о транзакциях Повторяющиеся отчеты, простые модели, анализ Обобщения и выборки

Уровень

знаний

Профессиональные системы Проектные спецификации, базы знаний Моделирование, имитация Модели, графики Профессионалы
Офисные системы Документы, схемы Управление документами, разработка схем, коммуникации Документы, графики, электронная почта Технический персонал
Операционный уровень Системы обработки транзакций Транзакции, события Сортировка, составление списков, объединение Подробные отчеты, списки, обобщения Операционный персонал

На операционном уровне цели и ресурсы четко установлены и структурированы. Необходимо только определить, соответствует ли транзакция определенному набору критериев, чтобы система ее выполнила.

Профессиональные и офисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различных областях знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку данных.

Экспертные системы, автоматизированные системы проектирования (САПР) для научных и конструкторских подразделений предприятий обеспечивают содействие созданию новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта практической деятельности предприятия. Современные графические системы создают зрительные образы объектов и позволяют пользователю ощущать, что он как бы находится в реальной ситуации. Такое погружение в мир, созданный компьютером, позволяет ему имитировать влияние своих действий на эти объекты. Офисные системы используются для повышения эффективности работы с данными, они обеспечивают связи с потребителями, поставщиками и внешними организациями.

Системы поддержки принятия решений (СППР) обслуживают управленческий уровень в организации. Они помогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуационный характер и их нелегко предусмотреть заранее. Такие системы должны быть готовы реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Хотя в них используется информация из офисных, профессиональных и транзакционных систем, они получают информацию и из внешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т.п.).

СППР обладают большими аналитическими возможностями по сравнению с системами других уровней. В их основе лежат математические модели анализа данных. СППР интерактивны, и лицо, принимающее решение, может менять условия задач и включать в них новые данные, используя дружественный пользовательский интерфейс.

Системы поддержки решений высшего руководства обслуживают стратегический уровень организации. Они предназначены для работы с неструктурированными решениями и предполагают использование данных о внешней среде (новые налоговые законы, информацию о конкурентах), в них поступают сведения из различных информационных систем предприятия.

Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы — основной источник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства — потребители данных из систем нижнего уровня.

В последние годы характерно бурное развитие информационных технологий и рост интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системы управления. Развитие математических методов, технических и программных средств позволяет в настоящее время принципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедрения информационных технологий на предприятиях. Появились возможности формировать высокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управления предприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС. [21]

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: