Производительность труда

Повышение производительности труда и эффективность использования трудовых ресурсов оказывает непосредственное влияние на рост объема производства продукции и реализации производимой продукции.

Под производительностью труда понимается эффективность труда, способность конкретного работника производить в единицу рабочего времени большее или меньшее количество тех или иных потребительских стоимостей. Повышение производительности труда и, прежде всего, живого труда характерно для всех этапов развития человеческого общества.

Планирование производительности труда, выявление конкретных резервов его повышения требуют научной классификации факторов, определяющих уровень и динамику производительности труда. К числу факторов, определяющих уровень и динамику производительности труда, относятся: материально-технические, социально-экономические и организационные условия производства.

Материально-технические условия производства характеризуются составом и техническим уровнем орудий труда, уровнем механизации и автоматизации производства, совершенствованием действующих технологических процессов, применением новых технологических материалов.

Технический прогресс является важнейшим путем повышения материально-технического уровня производства и роста производительности труда. Однако материально-техническая база производства создается трудом людей, эффективность которого во многом определяется социально-экономическими условиями производства.

К социально-экономическим условиям производства следует отнести характер общественного строя, морально-политический и культурно-технический уровень кадров, форму морального и материального стимулирования, повышения эффективности производства и роста производительности труда, совершенствование и планирование производства.

Повышение производительности труда играет большую роль в снижении себестоимости продукции за счет уменьшения доли заработной платы и условно-постоянных расходов в издержках производства, приходящихся на единицу продукции. Таким образом, повышение производительности труда способствует улучшению деятельности предприятий.

Производительность труда (П) рассчитывается по формуле:

П = О / Ч

где О — объем работы в единицу времени; Ч — число работников.

Можно сказать, что, производительность труда компании с 2011 года и по 2012 год возросла, а в период с 2012 года и 2013 года осталась почти не изменой.

Фондоотдача.

С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 грн. средств, вложенных в основные фонды. Фондоотдача - выработка продукции, объем оказанных услуг в расчете на единицу основных фондов:

 

ФО = Объём выпущенной товарной продукции / Среднегодовая стоимость основных средств

 

Коэффициент фондоотдачи по предприятию с 2011 г. по 2013 г. увеличился с 0,54 до 0,63, что свидетельствует о росте эффективности функционирования капитала, его производительности, дает возможность оценить степень использования основных средств с учетом всего дохода, говорит об эффективности использования основных фондов. Данный показатель показывает, какая сумма выручки от продажи приходится на единицу стоимости основных средств. Характеризует эффективность использования основных средств организации, соответствие общего объема имеющихся в распоряжении организации основных средств масштабу ее бизнеса.

 

Материалоотдача.

Материалоотдача - отношение стоимости выручки от реализации услуг к стоимости израсходованных материалов. Показатель материалоотдачи рассчитывается по следующей формуле:

Мо = П / Мз

где: Мо – материалоотдача, П – стоимость выпущенной продукции за год, Мз – материальные затраты.

Коэффициент материалоотдачи безразмерный. Чем больше показатель материалоотдачи, рассчитанный по представленной формуле, тем меньше необходимо материала для выпуска одного и того же объема продукции.

Материалоотдача в 2013 г. по сравнению с 2011 г. возросла, что характеризует рост эффективности использования материалов, т.е. с 1 грн. израсходованных материалов в 2013 г. получено больше выручки, чем с 1 грн. израсходованных материалов в 2011 г.

 

Фондовооруженность.

Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда. Для определения эффективности использования основных средств служит показатель фондовооруженности. Фондовооруженность определяется как отношение стоимости основных средств предприятия к средней годовой списочной численности.

ФВ = СО/ЧП,

Где

ФВ – фондовооруженность;

СО – стоимость основных средств;

ЧП –численность персонала (как правило, берется производственный персонал).

 

В 2011 году фондовооруженность предприятия составила 221 грн./человека и 222 грн./чел в 2013году. Хоть и не большое но увеличение фондовооруженности способствует увеличению объема производства, тем больше стоимость основных средств и следует к увеличению прибыли.

 


 

3.3. Практическая реализация прототипа ИИТ "Kvant-B" для повышения прибыли фирмы

 

Для того, чтобы разработать интеллектуальную базу знаний ИТ, необходимо сделать анализ показателей предприятия с помощью программы KVANT –B.

 

Режим формирования и обучения представляется в виде главной формы программы. В этом режиме задаются признаки объекта принятия решений (ОПР) в таблице признаков, вводится таблица эмпирических данных и просматриваются результаты обучения программы в окне вывода результата. Данный режим представлен на рисунке 1.

Исходные данные:

 

Рис. 1.Исходные данные по обучающей выборке

 

 

После того, как обучающая выборка сформирована, при нажатии на кнопку «Обучение» выводится результат (Рис.2).

Результат:

 

 

Рис. 2.Качество базы знаний по обучающей выборке

 

Режим формирования контрольной выборки доступен, когда определены признаки ОПР в задаче. Сформировываем контрольную выборку и для того чтобы

увидеть качество базы знаний на контроле необходимо нажать кнопку

«проверка на контрольной выборке».

 

 

 

Рис. 3. Качество базы знаний по контрольной выборке

 

 

Режим идентификации объекта принятия решений (ОПР)

В режиме идентификации проводится процедура идентификации нового наблюдения, где известны n-1 посылочных признаков и неизвестен целевой признак, а также приводится объяснение результата идентификации в окне объяснений результата (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Режим идентификации

 

Режим экстраполяции ОПР

В режиме экстраполяции проводится определение неизвестного/неизвестных посылочного признака при задании известных и выводится результат и объяснение результата в окне результата (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Режим экстраполяции ОПР

 


 



Вывод по разделу 3

1. Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и в конечном счёте подчинены решению главной стратегической задаче – получение возможно большей прибыли.

Существующие искусственные нейронные сети и методы инженерии знаний (ИЗ), основанные на логических, продукционных, фреймовых и др. моделях знаний, недостаточно эффективны из-за несовершенства способов представления и машинного способа манипулирования ими. Тем не менее, знание ориентированное направление остается актуальным в моделировании интеллектуальных умений человека успешно принимать решения в различных условиях неопределенности, благодаря человеческой интуиции и знаниям.

В этом направлении профессором И.Б. Сироджа предложен квантовый подход к инженерии знаний, реализованный посредством разработанного метода разнотипных алгоритмических квантов знаний (δ-РАКЗ -метод) для принятия идентификационных и прогнозных решений в условиях δ-неопределенности. Эти условия предлагается определить параметром δ , значения которого конкретизируют суть вводимых типов   неопределенностей соответствующей комбинацией ограничений.

 

2.   Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационной формы. Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций.

Важнейшими факторами роста прибыли является увеличение объёма производства и реализации продукции, внедрения научно-технических разработок и, как следствие, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. Прибыль – основной источник денежных накоплений предприятий. Общая сумма балансовой прибыли которая является целевым критерием фирмы вычисляется по формуле:

Рб = Рр ± Рпр ± Рвн    

 

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Одними из основных факторов влияющими на прибыль являются:  Рентабельность, Организация товародвижения, Оборачиваемость средств, Производительность труда, Фондоотдача, Материалоотдача, Фондовооруженность.

3. Благодаря знание-ориентированной методике ИКЗ, решающее правило для принятия решений представляет собой базу квантов знаний математическую функцию, которая определена на любом множестве, а значение принимает из наличия множества:

«0» - ответ не знаю, при значениях, которые требуют дообучения;

«1» - противоречия базы знаний с выборочными исходными данными, когда не получается устранить проверкой;

«х целевое» - значение целевого признака считать действительным, т.е. истинным;

 «х целевое^» - считать истинным инверсию целевого значения, т.е. отрицание целевого признака.

Величина риска принимаемого ошибочного решения на контрольной выборке ситуациях служит мерой эффективности базы знаний.



Заключение

На основании изложенного в данной работе материала можно сделать следуйщие выводы.

Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективных компромиссов, когда выигрыш в одних последствия приводит к проигрышу в других. Проблема процесса принятия решения в условиях возможных негативных последствий состоит в сопоставлении минусов конкретного решения с его плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать и использовать как ограничения.

Функционирование промышленных предприятий в условиях рыночной экономики определяет необходимость комплексного решения проблем по совершенствованию системы управления производством продукции. Особенно актуальной эта задача является для предприятий приборостроения с высокой трудоемкостью, материалоемкостью и сложностью выпускаемых изделий. Анализ специфики производственной деятельности предприятий приборостроения и организации процессов управления производством продукции свидетельствует о необходимости совершенствования системы управления предприятием в целом и процессов управления производством продукции в частности.

К основным направлениям совершенствования процессов управления производством продукции отнесены: реорганизация системы информационного обеспечения, планирования производства и материально-технического снабжения; разработка единого методологического подхода к принятию управленческих решений с применением новых информационных технологий.

Основным направлением совершенствования процесса принятия управленческих решения является автоматизация процессов управления производством продукции на основе создания интегрированной автоматизированной информационной системы моделирования производственного процесса. Основной задачей данной системы является своевременное обеспечение менеджера необходимой и точной информацией, на основе которой становится возможным детальное предсказание и анализ последствий принятия отдельных управленческих решений.

Упаковка за последние десятилетия 20в. стала наиболее важным, приоритетным продуктом в экономике индустриально развитых стран мира. Она является одним из десяти самых крупных секторов промышленности каждой страны. Весь мировой рынок упаковки оценивается на сегодняшний день в более чем 500 млрд. долл. США.

Увеличивается производство пищевых продуктов, что влечет за собой рост упаковочного рынка, на котором все более уверенно чувствуют себя изготовители упаковки. Информационную систему (ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.

Предприятия создают ИС для обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Системы одного уровня, могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).

Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.

Сфера принятия предпринимательских решений – совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среды.

Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Существующие искусственные нейронные сети и методы инженерии знаний (ИЗ), основанные на логических, продукционных, фреймовых и др. моделях знаний, недостаточно эффективны из-за несовершенства способов представления и машинного способа манипулирования ими.

Важнейшими факторами роста прибыли является увеличение объёма производства и реализации продукции, внедрения научно-технических разработок и, как следствие, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. Прибыль – основной источник денежных накоплений предприятий. Общая сумма балансовой прибыли которая является целевым критерием фирмы вычисляется по формуле: Рб = Рр ± Рпр ± Рвн    

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Одними из основных факторов влияющими на прибыль являются:  Рентабельность, Организация товародвижения, Оборачиваемость средств, Производительность труда, Фондоотдача, Материалоотдача, Фондовооруженность.

Проанализированы подходы принятия решения для повышения прибыли производственного предприятия. На основе анализа области была разработана интеллектуальная информационная технология для принятия решения. Благодаря знание-ориентированной методике ИКЗ, решающее правило для принятия решений представляет собой базу квантов знаний математическую функцию, которая определена на любом множестве, а значение принимает из наличия множества:

«0» - ответ не знаю, при значениях, которые требуют дообучения;

«1» - противоречия базы знаний с выборочными исходными данными, когда не получается устранить проверкой;

«х целевое» - значение целевого признака считать действительным, т.е. истинным;

 «х целевое^» - считать истинным инверсию целевого значения, т.е. отрицание целевого признака.

Величина риска принимаемого ошибочного решения на контрольной выборке ситуациях служит мерой эффективности базы знаний. Благодаря знание-ориентированной методике ИКЗ, мы можем принять благоприятное для предприятия решение, что влечет за собой рост прибыли и функционирования предприятия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: