Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка, проверка на слайде

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку

-Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть это занятие, проведённое совместными усилиями, позволит нам, окунутся в далекие, исторические события XVIII века. Чтобы в обыкновенном увидеть волшебное, надо просто любить свою Землю. Только и всего. Я очень надеюсь, что может быть, и вы ребята, станете когда-нибудь гордостью нашего Отечества.

Лист самооценки

В ходе урока мы будем работать все вместе, в группах и парах, выполнять работу индивидуально. И как всегда будем работать с листами самооценки, а значит формировать навык самоконтроля. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, который вы должны заполнять в течение всего урока.

Повторение Проверка домашнего задания Работа с «лентой времени» Работа с текстом, учебником, словариком Работа в парах (тест) Работа по карточке «Восстановить предложение» Оценка за урок
             

3 балла – задание выполнено правильно, без ошибок, работал самостоятельно.

2 балла – задание выполнено с одной ошибкой, требовалась небольшая помощь учителя.

1 балл – при выполнении задания допустил много ошибок, учитель часто помогал.

Оценка: «5» -17-18 баллов, «4» -10-16 баллов, «3» -6-9 баллов

 

-Для того чтобы получить хорошую оценку нужно хорошо поработать на уроке, помогать друг другу, внимательно меня слушать, и все будет хорошо и только хорошие оценки.

II. Целеполагание.

Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Великие преобразования России в XVIII веке».

Введение в тему. Создание проблемной ситуации

- На доске 7 Андреевских флажков. Под каждым флажком – вопрос. Вопросы закрываются и на них появляются буквы, из которых складывается слово ПОЛТАВА.

Вопросы:

1. Почему Петр I решил воевать со шведами? (цели войны)

2. Когда началась Северная война и кто командовал шведской армией?

3. С чего началась Северная война?

4. Какую армию решил создать Петр I? Кто в ней служил?

5. В каком году начали строить Санкт-Петербург?

6. Что такое галера?

7. Какой флаг развевался на мачте российских кораблей?

 

Вступительное слово учителя.

- Это слово не случайно появилось у нас на доске. Наступил 1709 год, девятый год войны со Швецией. Карл XII, обеспокоенный победами Петра, случившимися за это время, решил нанести России последний удар и разгромить ее.

Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились у крепости Полтава, где и произошла решающая битва. Эта битва и будет темой нашего урока.

 

Запись темы и даты в тетрадь

Постановка цели и задач урока.

-Как вы думаете, исходя из темы урока, какая цель стоит перед нами? (Раскрыть значение Полтавской битвы.)

-Ребята, но цель  урока еще не полностью сформулирована.

Я задаю вам вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме» (Ребята отвечают, что идет Северная война, Петр I строит российский флот на Балтике и новую столицу России).

- Значит, Полтавская битва является решающей в ходе Северной войны, а может быть и нет, Вот именно эту проблему мы с вами попытаемся решить на уроке.

Какие у вас есть предположения, версии решения этой проблемы. (Все версии учитель фиксирует на доске в виде тезисов)

Сегодня на уроке вспомним …(две великие армии: русскую и шведскую, а также двух полководцев Петра I и Карла XII.).

Мы узнаем … (о том, как разворачивались события Полтавской битвы.)

Мы запомним …(новые слова: Окоп, редут, драгуны)

Мотивация

-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами изучаем эту тему?

В Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. К таким событиям, безусловно, относится и время правления

Петра I. Ведь именно он укрепил государство Российское в XVIII веке, и сделал Россию – великой державой.

III. Актуализация опорных знаний

Повторение

Проверка домашнего задания

Историческая лестница. (Работа в парах)
Ребятам предлагаются карточки с датами. Необходимо распределить даты в хронологической последовательности и назвать основные события.
1700 г., 1721 г.,  1703 г., 1672 г.,
Ответ: 1672 г. – родился царь Петр I, 1700 г. – начало Северной войны; 1703 г. – основание города Санкт – Петербурга;  1721 г. – окончание Северной войны;

- Какой сделаем вывод? (Петр I действительно великий император, основал Санкт-Петербург, внес серьезные изменения в быт и традиции дворян, превратил Российское государство в великую державу.)

-Ребята, оцените друг друга в листках самооценки.




IV. Изучение нового материала

Слово учителя

-Чтобы решить нашу проблему, нужно составить план изучения исторического события.

(На слайде появляются пункты плана, из них нужно выбрать подходящие для решения проблемы, и выстроить на доске).

· Подготовка к сражению;

· Ход сражения;

· Причины победы в Полтавской битве;

· Значение Полтавской битвы.

2. Работа в группах
Работа по учебник у, по словарю.

1 группа

Определяют значение слова – окоп.

2 группа

Определяют значение слова – редут.

3 группа

Пользуясь схемой учебника на стр. выстраивают расположение русских войск перед началом битвы на доске с помощью красных стрелок.

4 группа –.

Пользуясь схемой учебника на стр. выстраивают расположение шведских войск перед началом битвы на доске с помощью синих стрелок.

Вывод: стратегически более выгодным было расположение русских войск перед началом битвы.

-Ребята попрошу вас оценить себя в листах самооценки за работу в группах.


Просмотр отрывка фильма «Полтавская битва»

- Ребята, с какими словами Петр I обратился к своим солдатам перед битвой (ответы детей).

Правильно: «Воины! Вот тот час, который решит судьбу Отечества!»

- А что делал Карл XII перед битвой (ответы детей)

Вывод: Петр I сам участвовал в подготовке к сражению, призвал своих солдат к битве, дал настрой не проиграть, а Карл XII просто лежал, и был уверен в победе своих войск.

Физкультминутка

Текст физминутки Примерные движения
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты на войну: Петр I повелел – шведа бить – не жалеть. Слава, слава государю! Новый город основал: И столицею назвал. Известен всем он на слух – Это Санкт – Петербург. А в войне поворот Есть у нас военный флот! Слава, слава государю! Шведа грозного побил и Россию укрепил! И она теперь большая – До самой до Карелии, И зовут теперь родную – Российскою империей! - Шагом марш на месте;   - Изобразить удары «молота на наковальню»; - Руки вверх, потянуться на носочках;   - Показать руками квадрат; - приложить ладонь к уху и «прислушиваясь»; - учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают – «Петербург»; - Руки на пояс, повороты вправо – влево, - Торжественно показать большой палец на вытянутой руке; - Руки вверх, потянуться на носочках; - Руки в стороны, согнуть к плечам - показать «мускулы»; - Руками показать большой круг сверху вниз;

 

Причины победы русской армии.

1. Реформа армии (армия стала регулярной  т.е. постоянной, что значительно улучшило военную подготовку рекрутов)

2. Тщательная подготовка к бою.

3. Полководческое искусство Петра I.

4. Храбрость и самоотверженность воинов.

 

Значение Полтавской битвы.

1. Наступил перелом в Северной войне.

2. Могущество Швеции подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.

3. Возрос международный авторитет России.

 

V.Закрепление

Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка, проверка на слайде.

- Чтобы узнать, внимательны ли вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам работу на карточках: заполнить пропуски в предложениях.

 

Решающее сражение произошло под  г._________ когда)  __________.. Русские солдаты вырыли _______, построили земляные укрепления_______. 4. На помощь пришли полки (кого) д___________. Сражение продолжалось _____ часа. Шведы_________. Карл XII ________.

 

2. Объяснить значение поговорки:

«Пропал, как швед под Полтавой» или «Бит, как швед под Полтавой».

VI. Итог

-Что мы сегодня изучили на уроке?

Беседа по вопросам.

1. Назовите дату Полтавской битвы? (27 июня 1709 года).
2. Какие важные укрепления были использованы в сражении? (Окопы, редуты).
3. Какое участие принимал Петр I в подготовке и ходе битвы? (Петр сам руководил приготовлениями к битве, и лично участвовал в самом сражении).

4. Какое значение имела Полтавская битва в Северной войне? (Наступил коренной перелом в Северной войне)


Сегодня на уроке мы вспомнили…

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.

Узнали…

Чем закончилась Полтавская битва, и её значение в Северной войне.

Запомнили…

Новые слова, узнали их значение.

- Как вы считаете, справились с той проблемой, которую ставили перед собой?





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: