Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку
-Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть это занятие, проведённое совместными усилиями, позволит нам, окунутся в далекие, исторические события XVIII века. Чтобы в обыкновенном увидеть волшебное, надо просто любить свою Землю. Только и всего. Я очень надеюсь, что может быть, и вы ребята, станете когда-нибудь гордостью нашего Отечества.
Лист самооценки
В ходе урока мы будем работать все вместе, в группах и парах, выполнять работу индивидуально. И как всегда будем работать с листами самооценки, а значит формировать навык самоконтроля. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, который вы должны заполнять в течение всего урока.
Повторение | Проверка домашнего задания | Работа с «лентой времени» | Работа с текстом, учебником, словариком | Работа в парах (тест) | Работа по карточке «Восстановить предложение» | Оценка за урок |
3 балла – задание выполнено правильно, без ошибок, работал самостоятельно. 2 балла – задание выполнено с одной ошибкой, требовалась небольшая помощь учителя. 1 балл – при выполнении задания допустил много ошибок, учитель часто помогал. | ||||||
Оценка: «5» -17-18 баллов, «4» -10-16 баллов, «3» -6-9 баллов |
-Для того чтобы получить хорошую оценку нужно хорошо поработать на уроке, помогать друг другу, внимательно меня слушать, и все будет хорошо и только хорошие оценки.
II. Целеполагание.
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Великие преобразования России в XVIII веке».
Введение в тему. Создание проблемной ситуации
- На доске 7 Андреевских флажков. Под каждым флажком – вопрос. Вопросы закрываются и на них появляются буквы, из которых складывается слово ПОЛТАВА.
Вопросы:
1. Почему Петр I решил воевать со шведами? (цели войны)
2. Когда началась Северная война и кто командовал шведской армией?
3. С чего началась Северная война?
4. Какую армию решил создать Петр I? Кто в ней служил?
5. В каком году начали строить Санкт-Петербург?
6. Что такое галера?
7. Какой флаг развевался на мачте российских кораблей?
Вступительное слово учителя.
- Это слово не случайно появилось у нас на доске. Наступил 1709 год, девятый год войны со Швецией. Карл XII, обеспокоенный победами Петра, случившимися за это время, решил нанести России последний удар и разгромить ее.
Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились у крепости Полтава, где и произошла решающая битва. Эта битва и будет темой нашего урока.
Запись темы и даты в тетрадь
Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете, исходя из темы урока, какая цель стоит перед нами? (Раскрыть значение Полтавской битвы.)
-Ребята, но цель урока еще не полностью сформулирована.
Я задаю вам вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме» (Ребята отвечают, что идет Северная война, Петр I строит российский флот на Балтике и новую столицу России).
- Значит, Полтавская битва является решающей в ходе Северной войны, а может быть и нет, Вот именно эту проблему мы с вами попытаемся решить на уроке.
Какие у вас есть предположения, версии решения этой проблемы. (Все версии учитель фиксирует на доске в виде тезисов)
Сегодня на уроке вспомним …(две великие армии: русскую и шведскую, а также двух полководцев Петра I и Карла XII.).
Мы узнаем … (о том, как разворачивались события Полтавской битвы.)
Мы запомним …(новые слова: Окоп, редут, драгуны)
Мотивация
-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами изучаем эту тему?
В Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. К таким событиям, безусловно, относится и время правления
Петра I. Ведь именно он укрепил государство Российское в XVIII веке, и сделал Россию – великой державой.
III. Актуализация опорных знаний
Повторение
Проверка домашнего задания
Историческая лестница. (Работа в парах)
Ребятам предлагаются карточки с датами. Необходимо распределить даты в хронологической последовательности и назвать основные события.
1700 г., 1721 г., 1703 г., 1672 г.,
Ответ: 1672 г. – родился царь Петр I, 1700 г. – начало Северной войны; 1703 г. – основание города Санкт – Петербурга; 1721 г. – окончание Северной войны;
- Какой сделаем вывод? (Петр I действительно великий император, основал Санкт-Петербург, внес серьезные изменения в быт и традиции дворян, превратил Российское государство в великую державу.)
-Ребята, оцените друг друга в листках самооценки.
IV. Изучение нового материала
Слово учителя
-Чтобы решить нашу проблему, нужно составить план изучения исторического события.
(На слайде появляются пункты плана, из них нужно выбрать подходящие для решения проблемы, и выстроить на доске).
· Подготовка к сражению;
· Ход сражения;
· Причины победы в Полтавской битве;
· Значение Полтавской битвы.
2. Работа в группах
Работа по учебник у, по словарю.
1 группа –
Определяют значение слова – окоп.
2 группа –
Определяют значение слова – редут.
3 группа –
Пользуясь схемой учебника на стр. выстраивают расположение русских войск перед началом битвы на доске с помощью красных стрелок.
4 группа –.
Пользуясь схемой учебника на стр. выстраивают расположение шведских войск перед началом битвы на доске с помощью синих стрелок.
Вывод: стратегически более выгодным было расположение русских войск перед началом битвы.
-Ребята попрошу вас оценить себя в листах самооценки за работу в группах.
Просмотр отрывка фильма «Полтавская битва»
- Ребята, с какими словами Петр I обратился к своим солдатам перед битвой (ответы детей).
Правильно: «Воины! Вот тот час, который решит судьбу Отечества!»
- А что делал Карл XII перед битвой (ответы детей)
Вывод: Петр I сам участвовал в подготовке к сражению, призвал своих солдат к битве, дал настрой не проиграть, а Карл XII просто лежал, и был уверен в победе своих войск.
Физкультминутка
Текст физминутки | Примерные движения |
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты на войну: Петр I повелел – шведа бить – не жалеть. Слава, слава государю! Новый город основал: И столицею назвал. Известен всем он на слух – Это Санкт – Петербург. А в войне поворот Есть у нас военный флот! Слава, слава государю! Шведа грозного побил и Россию укрепил! И она теперь большая – До самой до Карелии, И зовут теперь родную – Российскою империей! | - Шагом марш на месте; - Изобразить удары «молота на наковальню»; - Руки вверх, потянуться на носочках; - Показать руками квадрат; - приложить ладонь к уху и «прислушиваясь»; - учитель произносит «Санкт», а дети хором продолжают – «Петербург»; - Руки на пояс, повороты вправо – влево, - Торжественно показать большой палец на вытянутой руке; - Руки вверх, потянуться на носочках; - Руки в стороны, согнуть к плечам - показать «мускулы»; - Руками показать большой круг сверху вниз; |
Причины победы русской армии.
1. Реформа армии (армия стала регулярной т.е. постоянной, что значительно улучшило военную подготовку рекрутов)
2. Тщательная подготовка к бою.
3. Полководческое искусство Петра I.
4. Храбрость и самоотверженность воинов.
Значение Полтавской битвы.
1. Наступил перелом в Северной войне.
2. Могущество Швеции подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.
3. Возрос международный авторитет России.
V.Закрепление
Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка, проверка на слайде.
- Чтобы узнать, внимательны ли вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам работу на карточках: заполнить пропуски в предложениях.
Решающее сражение произошло под г._________ когда) __________.. Русские солдаты вырыли _______, построили земляные укрепления_______. 4. На помощь пришли полки (кого) д___________. Сражение продолжалось _____ часа. Шведы_________. Карл XII ________.
2. Объяснить значение поговорки:
«Пропал, как швед под Полтавой» или «Бит, как швед под Полтавой».
VI. Итог
-Что мы сегодня изучили на уроке?
Беседа по вопросам.
1. Назовите дату Полтавской битвы? (27 июня 1709 года).
2. Какие важные укрепления были использованы в сражении? (Окопы, редуты).
3. Какое участие принимал Петр I в подготовке и ходе битвы? (Петр сам руководил приготовлениями к битве, и лично участвовал в самом сражении).
4. Какое значение имела Полтавская битва в Северной войне? (Наступил коренной перелом в Северной войне)
Сегодня на уроке мы вспомнили…
Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.
Узнали…
Чем закончилась Полтавская битва, и её значение в Северной войне.
Запомнили…
Новые слова, узнали их значение.
- Как вы считаете, справились с той проблемой, которую ставили перед собой?