Исследование отрывков из романа М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»по схеме пунктационного анализа

Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

— Я — мастер,— он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. Она своими руками сшила ее мне,— таинственно добавил он.

— А как ваша фамилия?

— У меня нет больше фамилии,— с мрачным презрением ответил странный гость,— я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!
Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!


М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

...А я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..

.. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она - то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным - давно, не зная друг друга, никогда не видя...

и что она жила с другим человеком… и я там, тогда… с этой… как её…

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

«Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Порядок пунктуационного разбора

1. Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.

2. Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).

3. Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные).

4. Сформулировать правило постановки знаков препинания.

Примечание:

1. При полном анализе объясняются все знаки в тексте, при частичном — знаки препинания объясняются выборочно.

2. При анализе желательно учитывать факультативные знаки, возможную вариативность знаков, индивидуально-авторские знаки, определяя их функционально-стилистическую роль.

Образец разбора:

[1]

Ах! Погляди ко мне в окошко

[2]

И дай мне весть о вышине,

[3] [3]

Чтоб я, утешенный немножко,

[4]

Увидел счастье хоть в окне.

(Ф. Глинка.)

[1]! — восклицательный знак отделяет междометие от основного предложения и указывает на эмоциональную окрашенность предложения.

[2], — запятая отделяет придаточное предложение от главного.

[3]... [3],..., — запятыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знак парный, выделительный).

[4]. — точка в конце предложения.

Домашнее задание:
1. Проанализировать 10 – 15 предложений по схеме пунктационного

анализа из художественного произведения (по выбору)

2. Повторить правило о знаках препинания в конце простого предложения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: