На этом этапе формируют вторую группу общих умений. Необходимо провести анализ текста задачи так, чтобы установить связь между данными и искомым, выбрать арифметические действия соответствующие этим связям и наметить план решения задачи.
11 Группа умений - Умения, направленные на поиск пути решения задачи. Т.е, нужно уметь устанавливать связи между данными и искомым; строить умозаключения на языке «если…, то…»; рассуждать от данных к вопросу или от вопроса к данным; выбирать арифметические действия, соответствующие выделенным связям; составлять план решения задачи.
Основным приемом работы на этом этапе является – беседа.
Беседа может продолжиться в двух направлениях.
1. Беседа от данных к вопросу задачи (синтетический метод)
Пример рассуждения: Для учащихся начальных классов привезли 125 билетов на спектакль в кукольный театр, а на спектакль в ТЮЗ на 36 билетов больше. Сколько всего билетов привезли в школу.
Предположим, что работа на первом этапе проведена и составлена такая схема
|
|
Вопросы строятся таким образом: называем два данных и спрашиваем, что по ним можно узнать (способ наводящих вопросов).
Например, зная, что в кукольный театр привезли 125 билетов и что в ТЮЗ на 36 билетов больше, что мы можем узнать? (количество билетов, привезенных в ТЮЗ)
Эта беседа сопровождается составлением специальной модели – «дерева рассуждений».
Промежуточных вычислений по ходу анализа не выполняют.
Теперь, когда мы уже знаем сколько билетов привезли в ТЮЗ и зная, что в кукольный привезли 125 билетов, что сможем узнать? (количество всех билетов привезенных для начальных классов)
После этого разбора составляем план решения:
Какое действие будем выполнять первым?
(ученики называют, а учитель отмечает на «дереве рассуждений»)
А что вторым действием?
Приступайте к решению.
2. Беседа от вопроса к данным (аналитический метод).
В этом случае вопросы строят так: называют вопрос и спрашивают, какие величины (числа) нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос. Величины называются в общем виде, а не с помощью чисел.
Например: какой главный вопрос задачи? (сколько всего билетов привезли в школу?)
Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (количество билетов привезенных в кукольный театр и ТЮЗ)
Теперь выясняем, какое из этих чисел мы знаем, а какое необходимо найти. Начинаем с известного: знаем, сколько привезли билетов в кукольный театр, а в ТЮЗ не известно. Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Можно показывать по схеме: нужно знать, сколько билетов привезли в кукольный театр и на сколько больше в ТЮЗ.
|
|
Выясняем, знаем ли мы эти числа, после чего составляем план решения задачи: что найдем первым действием, что вторым. Дополняем схему «дерево рассуждений», обозначаем действия.
Построение «дерева рассуждений» не обязательно, но эта модель учит ребенка рассуждать логично. Такие модели можно:
а) составлять вместе с учителем;
б) дополнять (заканчивать) схему;
в) выбирать «правильное дерево рассуждений» к задаче;
г) исправлять ошибки в построении «дерева рассуждений».
На этом этапе допускается рассуждение и по графической модели, составленной на первом этапе. В этом случае рассуждают на языке «целое» и «часть».
Пример рассуждения: в данном случае искомое это целое. Чтобы его найти, надо знать каждую часть. Первая часть нам известна – 125 билетов, а вторую часть пока не знаем, но видим, что и она состоит из двух частей и т.д.
Кроме этого на этом этапе можно использовать и такие приемы как:
1. выбор правильного плана действий, т.е. предлагают несколько планов записанных либо значками, либо по вопросам: 1)□+○=▲ 2)□+▲=◊
2. исправление предложенного плана;
3. дополнение предложенного плана и т.д.