Предложения по решению проблем также предлагаем рассматриваться в рамках используемых блоков:
1. Развитие экономической инфраструктуры.
1.1. Формирование транспортного каркаса города Севастополя. В первую очередь, строительство Гераклейской рокады. Мост на Северную необходимо строить за государственные средства в целях обеспечения бесплатного проезда для населения, а не посредством концессии. Наличие транспортного перехода через бухту позволит дать существенный толчок в развитии Северной стороны.
1.2. В настоящее время ГУП «Севастопольский морской порт терпит убытки. Помимо неэффективного управления, это обусловлено слабой загрузкой его мощностей. Необходимо развивать транзитный потенциал региона. Это возможно сделать по двум направлениям:
· Внутреннее.
· Внешнее.
В рамках внутреннего направления предлагается развивать туристические перевозки между городами черноморского побережья. Также актуальным является налаживание поставок морем в предполагаемый оптово-распределительный центр. Вдобавок, возможна реализация строительства крупного нефтехранилища. Это позволит как увеличить доходы порта региона, так и снизить цены на топливо.
|
|
1.3. Продолжая исследовать логистический аспект, необходимо упомянуть необходимость строительства оптово-распределительного центра. Предлагается использовать площадку не в с. Верхнесадовое, а следующую. Территория возле перевалочного комплекса «Авлита». Преимущества, по сравнению с. Верхнесадовое: более, чем на 20 км ближе к урбанизированной части города, что снизит издержки на товары. Также положительным является наличие доступа к морю, что позволит без лишних затрат доставлять грузы морским транспортом. Также имеются железнодорожные пути.
2. Развитие производственного потенциала посредством определенных точек рост.
В качестве точек роста нами предлагается использовать следующие:
· Рыбопромышленный кластер.
· Судостроительный кластер (и иные потребности Министерства Обороны).
· Туристический кластер (специализация на гостиницах и отелях различного уровня).
· Пищевая промышленность. В первую очередь, должна обеспечить собственные потребности региона, а в дальнейшей – наращивать мощности для экспорта.
· Создание инновационных центров, в том числе IT-технопарков.
В целом, промышленность региона должна быть с минимальным вредом для экологии. Отсюда и вытекает специфика ряда предлагаемых точек роста. Более того, на основании утвержденных точек роста важно обеспечить подготовку квалифицированных специалистов, которые смогут обеспечивать будущую экономику.
|
|
Необходимо рассмотреть возможность внедрения опыта Дании по созданию крупных инновационных центров, объединяющих в себя учебные учреждения, исследовательские учреждения, лаборатории и предприятия. Это все возможно создать в рамках предлагаемого технопарка «Гераклид», увеличив его статус до технополиса.
3. Развитие институциональной среды и формирование социально-политической стабильности.
3.1. Необходимо принять Генеральный план региона. Это снизит риск для потенциальных инвесторов. Важно предусмотреть все рассмотренными нами выше объекты в данном документе.
3.2. Вторым аспектом выступает урегулирование имущественно-земельных отношений. В первую очередь, речь идет о регистрации всех имеющихся прав собственности на земельные участки и недопущения незаконного вывода из собственности города Севастополя. Важным аспектом является изъятие неиспользуемых земель, а также планирование перспективных территории в соответствии с Генеральным планом: резервирование и выкуп земельных участков.
3.3. Обеспечение уровня роста цен не выше уровня инфляции по стране. Это возможно реализовать за счет мероприятий, рассмотренных в пункте 1 и 2. Создание оптово-распределительного центра позволит снизить издержки, а развитие производства будет способствовать развитию конкуренции.
3.4. Наличие естественной убыли негативно сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Решить проблему возможно двумя путями: стимулирование рождаемости и развитие медицины. Предлагается выделять дополнительные средства для поддержки молодых семей из регионального бюджета. Во-вторых, необходимо максимально быстро осуществить модернизацию и строительство новых медицинских учреждений. Необходимо рассмотреть возможность создания высшего медицинского учреждения, который будет обеспечивать региона высококвалифицированными специалистами.
5. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона
5.1. Повышение уровня самодостаточности региона будет обеспечено за счет повышения налоговых и неналоговых доходов от развивающихся предприятий на территории региона. Также предлагается создать государственные унитарные предприятия в сфере продажи нефтепродуктов, активное развитие государственных перевозок общественным транспортом, эвакуации транспорта, обустройство государственных камер видеофиксации (не через концессию).
6. Трудовые ресурсы региона. В целом, в сфере занятости
в г. Севастополе
Необходимо развитие учреждений среднего профессионального образования. В первую очередь, возможно развитие существующих путем укрупнения. Как уже нами было рассмотрено ранее, необходимо просчитать реальные потребности экономики региона, чтобы все выпускники оставались работать именно в г. Севастополе. В настоящее же время наблюдается превышение в 4 раза выпускников высшего образования, что свидетельствует о «неработающей» экономике и потенциальному инвестору попросту неоткуда взять «рабочие руки».
Вывод по 3 разделу
Таким образом, нами были рассмотрены основные блоки проблем: инфраструктурные проблемы, проблемы, связанные с реализацией производственного потенциала, развитие внутреннего рынка региона, формирование социально-политической стабильности, содействие финансовой устойчивости, развитие трудовых ресурсов.
Соответственно, в рамках данных блоков была предложена программа решения, которая, по нашему мнению, должна лечь в основу деятельности органов власти региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ в рамках курсовой работы нами был начат с определения основных экономических категорий, которые применялись в процессе исследования.
|
|
Нами была определена на основании различных подходов категория «инвестиции» как всевозможные формы капитала, реализованные в виде вложений, с целью получения прибыли.
Нами была предложен подход к определению инвестиционной привлекательности региона. Ее можно охарактеризовать как способность хозяйственной системы региона продуцировать инвестиционный процесс, позволяющий обеспечивать экономике устойчивый рост и конкурентоспособность за счет развития регионального инвестиционного климата при условиях, гарантирующих защиту инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику, а также проводить комплекс политических, организационно-технических и других государственных мероприятий, направленных на снижение инвестиционных рисков.
Под инвестиционным климатом следует понимать среду, в которой происходят инвестиционные процессы и которая включает в себя элементы инвестиционной привлекательности региона, и, как следствие, инвестиционной активности.
Далее нами были рассмотрены различные подходы определению и классификации фактором инвестиционной привлекательности региона. Наилучшим, на наш взгляд, было исследование Овсянниковой А.В. и Соколовой И., которые выделили 6 основных групп и предложили весовые коэффициенты:
1. Региональная инфраструктура.
2. Производственный потенциал региональной экономики.
3. Внутренний рынок региона.
4. Институциональная среда и социально-политическая стабильности.
5. Финансовая устойчивость регионального бюджета.
6. Трудовые ресурсы.
7. Природные ресурсы и окружающая среда
Следующей задачей стало определение сущности государственной и региональной инвестиционной политики в Российской Федерации.
Государственная инвестиционная политика РФ – это структурный элемент социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности на его территории.
Основными целями указанной политики являются:
1. Мобилизация финансовых ресурсов.
2. Повышение эффективности капитальных вложений.
|
|
3. Реализация государственных задач посредством привлечения инвесторов.
На региональном уровне инвестиционная политика соответствует общим направлениям государственной и реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование регионального инвестиционного законодательства.
2. Институциональные основы инвестиционной деятельности.
3. Формирование механизма гарантий инвесторам.
4. Выработка механизма стимулирования инвестиций в необходимые сферы посредством преференций.
5. Мониторинг и сопровождение инвестиционных проектов.
6. Формирование инвестиционного климата и положительного имиджа региона.
Далее нами были рассмотрены основные экономические показатели. Динамика роста реального ВРП существенно снизилась за исследуемый период. В рамках структуры ВРП произошел существенный рост темпов строительства, оптовая и розничная торговля развивается соразмерно росту ВРП в долевом отношении, нестабильная ситуация сложилась в сфере гостиничного бизнеса и мест общественного питания, максимальную долю в структуре ВРП занимает государственное управление и обеспечение военной безопасности. Сельское хозяйство развивается пропорционально увеличению ВРП региона. Существенно увеличилась добыча полезных ископаемых в регионе. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП снизилась за последние три года практически на 1 % и на конец 2017 г. составила 9,7 %.
Далее нами были рассмотрены демографические показатели. Наблюдается позитивная динамика в части роста населения, в то же время это происходит исключительно за счет миграционных процессов.
Следующим этапом стало рассмотрение основных отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, пассажирские перевозчик и розничная торговля.
Индекс промышленного производства снижается. Произошёл существенный рост только по направлению обрабатывающих производств.
Наблюдается существенный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, растут объемы государственной поддержки отрасль.
В ходе исследования строительной отрасли была выявлена позитивная динамика: в 2016 г. объем работ увеличился в 1,59 раза, в 2017 г. – в 2,5 раза по отношению к предыдущему году.
Существенно снижается объем пассажирских перевозок. В то же время, грузооборот увеличился. Также в ходя анализа был отмечен рост торгового
Далее были рассмотрены основные показатели финансового обеспечения региона. Товарооборот в регионе существенно упал. Наблюдается рост объемов инвестиций, в то же время это в основном осуществляется за счет государственных средств.
Также немаловажным является характеристика бюджета региона: в настоящее время г. Севастополь не является самодостаточным, поскольку собственные доходы в структуру доходной части – около 40 процентов.
Следующим этапом стало рассмотрение государственной политики в по поддержке различных отраслей экономики. Внедрены весомые инструменты поддержки сельского хозяйства и промышленности.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о наличии ряда проблем, которые нами были объединены в блоки по факторам инвестиционной привлекательности и, соответственно, предложены пути их решения.
Предложения по решению проблем также предлагаем рассматриваться в рамках используемых блоков:
1. Развитие экономической инфраструктуры.
1.1. Формирование транспортного каркаса города Севастополя. Ключевые объекты: Гераклейская рокада и мост на Северную сторону.
1.2. Развитие Севастопольского морского порта с его ориентацией на внутренний и внешние рынки.
1.3. Продолжая исследовать логистический аспект, необходимо упомянуть необходимость строительства оптово-распределительного центра. Предлагается использовать площадку не в с. Верхнесадовое, а следующую. Территория возле перевалочного комплекса «Авлита».
2. Далее нами предлагается развитие производственного потенциала посредством определенных точек роста.
· Рыбопромышленный кластер.
· Судостроительный кластер (и иные потребности Министерства Обороны).
· Туристический кластер (специализация на гостиницах и отелях различного уровня).
· Пищевая промышленность. В первую очередь, должна обеспечить собственные потребности региона, а в дальнейшей – наращивать мощности для экспорта.
· Создание инновационных центров, в том числе IT-технопарков.
В рамках предлагаемого технопарка «Гераклид», увеличив его статус до технополиса, предлагается создать инновационные центр.
3. Развитие институциональной среды и формирование социально-политической стабильности. Необходимо принять Генеральный план региона. Это снизит риск для потенциальных инвесторов. Важно предусмотреть все рассмотренными нами выше объекты в данном документе.
Далее необходимо зарегистрировать все имеющихся прав собственности на земельные участки и недопущения незаконного вывода из собственности города Севастополя.
3.3. Борьбу с ростом цен возможно будет реализовать за счет мероприятий первых двух блоков.
3.4. В рамках борьбы с естественной убылью населения предлагается стимулирование рождаемости и развитие медицины. Предлагается выделять дополнительные средства для поддержки молодых семей из регионального бюджет и осуществить модернизацию и строительство новых медицинских учреждений.
5. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона. Повышение уровня самодостаточности региона будет обеспечено за счет повышения налоговых и неналоговых доходов от развивающихся предприятий на территории региона и развития государственных предприятий.
6. Трудовые ресурсы региона. Необходимо развитие учреждений среднего профессионального образования.