Организация расчетов и платежей в коммерческом банке

 

Организация расчетов и платежей в экономике является одной из целей деятельности Центрального банка Российской Федерации и может быть признана одной из функций банковской системы государства в экономике.

В воспроизводственном процессе происходит смена формы стоимости (товар на деньги, деньги на товар). При этом деньги постоянно находятся в движении между тремя видами субъектов: органами государственной власти; хозяйствующими субъектами; физическими лицами.

С движением денег в экономике связаны понятия денежное обращение и денежный оборот. Денежное обращение - это движение денег в процессе выполнения ими своих функций (меры стоимости, средства платежа, мировых денег, средства обращения, средства накопления и сбережения, инструмента перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода) в наличной и безналичной форме.

«Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах» /4, с. 62/. В зависимости от характера обслуживаемых отношений денежный оборот можно разделить на три части: денежно-расчетный; денежно-кредитный и денежно-финансовый оборот /4, с. 64/.

Денежный оборот – это сумма всех платежей в стране, совершенных физическими и юридическим лицами, органами власти за определенный период времени /27, с.29/.

«Платежный оборот - процесс движения средств платежа,  применяемых в данной стране» /4, с. 62/. Платежный оборот включает не только движение денег, как средств платежа в налично-денежном и безналичном оборотах, но и движение других законных средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т.д.). Следовательно, денежный оборот является составной частью платежного оборота. В свою очередь, денежное обращение, включающее оборот наличных денег, служит составной частью денежного оборота. «Под денежно – платежным оборотом понимается часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа независимо от того, безналичный это оборот или наличный. Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции: платежа, обращения и накопления» /4,с. 63/.

Безналичный оборот - это часть платежного оборота.  Известно мнение, что существуют основания для разграничения безналичных денежных расчетов и безналичного оборота. Безналичный оборот осуществляется с использованием долговых ценных бумаг. Важно, что операции безналичного денежного оборота осуществляться при отсутствии денежных средств на счете плательщика в банке. Но участники такого оборота принимают на себя ответственность за исполнение обязательств по ценной бумаге /4, с.32-33/.

«Движение денежной единицы в безналичном оборотеотражается в виде записей по счетам в банке» /4, с. 63/. «Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов» /4, с. 71/.   Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения, направленные на обеспечение их своевременности, надежности, эффективности. Известны такие принципы организации расчетов: правовой режим (наличие правовых оснований) осуществления расчетов и платежей; осуществление расчетов по банковским счетам; поддержание ликвидности на таком уровне, который обеспечивает бесперебойное осуществление платежей; наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж; срочность платежа; подконтрольность расчетов всем участникам этого процесса; имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий / 4, с. 71 -77/.

  Платежной системой будем называть совокупность инструментов и методов, которые применяются в национальной или мировой экономике для перевода денег в процессе осуществления расчетов и платежей между юридическими и физическими лицами на основании законов (налоги), письменных сделок (договоров) или волеизъявления владельца счета (добровольные пожертвования).

На основании Положения № 50 от 24.08.1998 г. под расчетной (платежной) системой Банка России понимается совокупность его подразделений, имеющих самостоятельный баланс, банковский идентификационный код, осуществляющих соответствующие операции в этой системе от своего имени /2, с. 573/. Таким образом, практически в этом положении расчеты и платежи не разделяются.

Вместе с тем понятия «расчеты» и «платежи», «безналичные расчеты» относят к дискуссионным /2,с. 564-568/. Например, известен такой подход, а именно такие теоретические правила в отношении расчетных и платежных операций /2, с. 567/.

Во-первых, расчеты рассматривают как процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом с использованием мысленно-представляемых денег (заменителей денег).

Во-вторых, считают, что расчеты включают платеж как логический элемент.

В-третьих, наличные и безналичные деньги рассматривают как разные формы существования денег.

В-четвертых, наличными деньгами называют участвующие в обращении физически располагаемые деньги (их знаки), имеющиеся в данный момент у одной из сторон сделки (экономического субъекта).

В-пятых, платежи могут совершаться с использованием наличных или безналичных денег, а так же комбинированным способом (примечание автора: определенным в договоре при заключении сделки).

Известно утверждение, что «безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги (их знаки), принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент времени находящиеся у другого экономического субъекта» /2, с. 567/.  С этим трудно согласиться с по следующим причинам: во-первых, представляется безналичные деньги физически не существуют, т.к. это записи на счетах, поэтому физически никому принадлежать не могут; во-вторых, до окончания расчетов сделка считается не исполненной и, следовательно, экономическим субъектам принадлежат продавцу – товар, а покупателю - деньги.

Однако вернемся к практической стороне вопроса.

Будем называть безналичными расчетами процесс погашения денежных обязательств одной из сторон сделки без использования наличных денег путем изменения записей по банковским счетам участников расчетов на основании распоряжения владельца счета установленной формы (платежное поручение, аккредитив и т.п.). Часто не проводится разницы между расчетами и платежами, т. е. эти понятия считаются эквивалентными. Однако представляется возможным говорить об эквивалентности расчетов и платежей лишь с точки зрения банковских технологий. С социально-экономической точки зрения можно сказать, что расчеты носят эквивалентный характер и осуществляются в ходе обращения товаров и услуг в результате сделок между физическим и юридическим лицами. Платежи -будем считать, например, налоговые носят безэквивалентный характер, обслуживая финансовые распределительные и перераспределительные социально-экономические отношения, а так же безвозмездные экономические отношения (например, пожертвования, помощь).

Расчеты и платежи могут проводиться в наличной и безналичной денежных формах. Как уже отмечалось в 10 параграфе клиентам могут открываться расчетные счета (юридическим лицам), временные расчетные счета (вновь создаваемым юридическим лицам), субрасчетные счета (филиалам и представительствам банков), текущие счета (некоммерческим учреждениям и организациям), бюджетные счета (главным распорядителям, распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям), рублевые счета нерезидентов, текущие валютные счета, транзитные валютные счета, корреспондентские счета /18,с. 383/.

Безналичные расчёты могут проводиться платёжными поручениями по инкассо, по аккредитиву и чеками, а также в иных формах, предусмотренных законами, установленными в соответствии с банковскими правилами и применяемые в банковской практике обычаями делового оборота/18, с.385/. Безналичные расчеты нормативно регулируются специальным положение Банка России.

Платёжное поручение – это письменное распоряжение владельца счета- плательщика обслуживаемому его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, находящихся на расчётном счёте плательщика. Это самая распространённая и используемая в настоящее время форма расчётов.

В платёжном поручении должны быть следующие обязательные реквизиты:

- сквозной порядковый номер и дата заполнения;

- сумма денежных средств, перечисляемых по данному платёжному поручению;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) как плательщика, так и получателя;

- наименование плательщика и получателя денежных средств;

- банковские реквизиты плательщика и получателя, которые включают номер банковского счёта, наименование банка, номер корреспондентского счёта и банковский идентификационный код (БИК);

- основание для осуществления платежа.

Платёжное поручение может быть предъявлено в банк в течение 10 дней, начиная с даты его составления. Количество экземпляров платёжных поручений устанавливается банком.

       После исполнения платёжного поручения клиента на всех экземплярах ставится отметка банка об исполнении с указанием даты, а также прикладывается выписка со счёта.

Расчеты по инкассо - состоят в том, что при этой форме расчетов клиент (получатель платежа) дает обслуживающему его банку поручение осуществлять действия по получению от плательщика платежа в свою пользу. Такие расчеты осуществляют с использованием двух видов расчетных документов: платежного требования-поручения; инкассового поручения. Они представляют собой требование кредитора (получателя денежных средств) к его должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности, на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов /18, с.388/.

Требование кредитора в форме платежного требования- поручения исполняется после его акцепта плательщиком. В случае отказа плательщика в акцепте платежное поручение-требование с приложенными к нему документами возвращается без исполнения кредитору (получателю). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то помимо подписей и печати в графе «сумма к оплате» проставляется сумма, подлежащая списанию со счета.

По инкассовому поручению списание средств со счета осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласие плательщика не требуется, он извещается о списании средств со счета). Такие платежи могут быть осуществлены строго в установленных законом случаях, например, по инкассовым поручениям налоговых и таможенных органов, внебюджетных фондов, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а так же если эта форма расчетов предусмотрена договором между получателем и плательщиком.

Акредитив – это форма расчетов, в рамках которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива обязуется произвести платежи получателю денежных средств на основании определенных в договоре между плательщиком и получателем документов. Банк плательщика, выставляющий аккредитив именуется банком-эмитентом, а банк, который обслуживает получателя средств, называют исполняющим банком /18, с. 389/. Российское законодательство определяет следующие виды аккредитивов: непокрытые (гарантированные) или покрытые (депонированные); отзывные и безотзывные.

Покрытый (депонированный) аккредитив предусматривает перечисление суммы аккредитива (со счета плательщика или за счет предоставленного ему кредита) в распоряжение исполняющего банка, который и должен провести расчеты с получателем средств, в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив предоставляет исполняющему банку право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывной аккредитив позволяет банку-эмитенту изменить его или аннулировать без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств.

Безотзывной аккредитив запрещает банку-эмитенту изменить его или аннулировать без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств.

При использовании этой формы безналичных расчетов в договоре между плательщиком и получателем должны быть определены:

- вид аккредитива и способ его использования;

- наименование банка-эмитента и исполняющего банка;

- способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива;

- условия раскрытия аккредитива (документы, предоставляемые получателем для перевода денежных средств);

- срок предоставления указанных документов, др.

Эта форма расчетов используется в ситуации, когда имеются основания допускать возможность отказа покупателя от платежа или его несостоятельности.

После заключения договора поставки с использованием этой формы расчетов между поставщиком (получателем платежа) и покупателем (плательщиком) плательщик представляет в банк - эмитент заявление установленной формы. В этом заявлении помимо установленных договором условий расчетов указывают такие данные: номер договора между плательщиком и получателем; наименование получателя денежных средств; название исполняющего банка; обязательства получателя денежных средств, оплачиваемые с использованием аккредитива.

В условиях аккредитива может содержаться требование акцепта плательщика. Если в течение оговоренного срока действия аккредитива он не исполнен, то он закрывается, а его сумма возвращается на счет плательщика.

Расчетычеками предусматривают использование в них чеков, которые относятся к ценным бумагам. Чек - ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести с его расчетного счета платеж указанной в нем суммы. Чеки могу использоваться как физическими, так и юридическими лицами, но расчеты чеками между физическими лицами не допускаются /18, с. 39/.

Бланки чеков изготавливаются по единому образцу, являются документами строгой отчетности, оформляются в виде чековой книжки, которая содержит определенное число бланков чеков.

 Чек подлежит оплате в течение 10 дней, если он выписан на территории России, 20-если он выписан на территории СНГ; 70 дней - если он выписан на территории других государств.

К иным формам безналичных расчетов относятся: расчеты с использованием пластиковых карт; клиринг; расчеты дорожными чеками; электронные расчеты.

Расчеты с использование пластиковых карт позволяют держателю (физическому лицу или представителю юридического лица) такой карты производить безналичную оплату товаров и услуг, распоряжаться специально размещаемыми на них денежными средствами. Пластиковая карта - это техническое средство, используемое для составления расчетных и иных документов, которые подлежат оплате за счет владельца карты.

Порядок проведения расчетов с помощью пластиковых карт в России устанавливает Положение № 23-П от 09.04.1998 «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». В России осуществлять эмиссию пластиковых (банковских) карт могут только кредитные организации при условии, что их лицензии позволяют осуществлять операции со счетами определенных категорий юридических и/или физических лиц. По виду проводимых расчетов карты физических лиц и корпоративные карты делят на два типа /18, с. 392/.

Расчетная (дебетовая) карта – это банковская карта, которая позволяет ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) распоряжаться денежными средствами, размещенными на специально открытом для этого счете в пределах расходного лимита, определенного банком-эмитентом, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов, расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств.

Кредитная карта – это банковская карта, которая позволяет ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, определенного банком-эмитентом на основании договора с владельцем карты. Такая карта может быть использована для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов, расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств.

Дебетно - кредитная карта позволяет ее держателю распоряжаться и средствами на специальном счете и кредитом, предоставленным банком – эмитентом.

При использовании пластиковых карт применяют следующие термины. Расходный лимит (для всех видов пластиковых карт) – это максимальная сумма денежных средств, которая доступна держателю карты в течении определенного периода времени при совершении операций с использованием банковских карт.

Авторизация – процедура выдачи банком-эмитентом разрешения на выполнение операций с использованием банковской карты. Авторизация может осуществляться в двух режимах. Режим «он – лайн (on-line)» при котором используются магнитно-штриховые карточки и предусматривается установление связи с банком-эмитентом в реальном масштабе времени выполнения операции. Режим «офф – лайн (of-line)» реализуется при использовании чиповых или смарт - карт, не предполагает связи с банком-эмитентом, так как карта содержит техническое устройство-чип, выдающее разрешение на выполнение операции.

ПОС (POS-Point Of Sale)) – предприятие торговли или сферы услуг, которое на основании соглашения с банком-эквайрером принимает в виде оплаты за предоставленные услуги и товары документы, составленные с использованием банковских карт.

Эквайреринг – это вид деятельности банка (эквайрера), который состоит в осуществлении расчетов с ПОС (POS) по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, а так же выдаче наличных денег держателям карт, которые не являются клиентами данного банка.

ПОС(POS) – терминалом называют устройство, установленное в точке обслуживания карты (ПОС) для осуществления авторизации, записи и передачи информации об операциях, проведенных с использованием банковской карты, выдачи слипов.

Слип (квитанция ПОС-терминала или банкомата) – представляет собой расчетный документ, составленный с помощью банковской карты и подтверждающий проведение операции с ее использованием. Слип содержит такие реквизиты: идентификационный номер ПОС или банкомата; дату, валюту и сумму совершения операции; код подтверждающей авторизацию операции банком-эмитентом; реквизиты банковской карты и счета с учетом правил безопасности. Важно, что подпись держателя карты в слипе (квитанции) выдаваемой банкоматом отсутствует.

Для того чтобы стать владельцем карты и получить право ее использования юридическое или физическое лицо должно заключить договор и открыть в банке-эмитенте специальный банковский счет для расчетов по операциям с использованием банковских карт. Банк-эмитент выдает банковскую карту владельцу счета, при этом сама карта остается собственностью банка. Выдача карты сопровождается ее персонализацией (нанесением данных, позволяющих идентифицировать ее держателя, например, путем теснения, графической информации, кодированием магнитной полосы и др.). Помимо этого каждой карточке присваивается ПИН-код – персональный идентификационный номер, ввод которого в качестве пароля необходим для обслуживания держателя карты в ПОС -терминалах и банкоматах. Каждая карта должна содержать наименование и логотип банка-эмитента, наименование платежной системы, в которой осуществляются расчеты.

Банковский клиринг. При совершении сделок расчеты могут проводиться на валовой или на чистой основе. Расчеты на валовой основе совершаются по каждой отдельной сделке. Расчеты на чистой основе предусматривают, что требования и обязательства участников сделки накапливаются в течение определённого периода времени (дня, недели, месяца), в конце которого проводится общий расчёт. При этом общий расчет включает определение взаимно погашающихся денежных требований, а по этому прекращающихся и считающихся исполненными обязательств, и, возможно, определение сумм, которые этим путём не погашаются. Урегулирование платежей в рамках клиринга состоит в подсчёте не погашенной разницы между позициями и в размере этой разницы, а также перечисление этой разницы на корреспондентский счёт участника с длинной позицией. В результате этого сумма долгов равна нулю и позиция считается закрытой. Возможны двухсторонний и многосторонний взаимозачёт. Если имеет место многосторонний взаимозачёт – то его участники выбирают из своей группы расчётного агента, который и берёт на себя подсчёт позиций каждого члена клиринговой системы.

Согласно ст. 6 закона «О рынке ценных бумаг» клирингом называют: во-первых, деятельностью по определению взаимных обязательств и выполнению других невыполненных функций, таких как получение платежей от чистых кредиторов, перевод денег на счета чистых кредиторов, которые могут сопровождаться выдачей сверх краткосрочных кредитов для завершения клирингового процесса, нуждающегося в ликвидности, а также приёме, хранении залогов. Во-вторых, это процесс платежей, в результате которого те субъекты банковской деятельности, которые должны были больше, окончательно рассчитываются с теми, кто должен был меньше, в размере разницы между взаимными долгами /28/. Итак, клиринг – взаимозачет встречных денежных требований противоположных сторон сделок. Он наиболее распространён на рынке ценных бумаг, банковских услуг и товарных рынках. Клиринг применяется теми участниками рынка, которые ежедневно или в определённый календарный период заключают значительное число сделок с различными контрагентами. Преимуществом клиринга является то, что он упорядочивает и упрощает подсчёт позиций каждого участника, снижает вероятность ошибок в расчётах, упрощает представление информации о требованиях и обязательствах. Клиринг снижает риски не поставки, не уплаты, валютные риски и прочие. С клирингом связаны такие термины.

«Позиция» – это то или иное соотношение требований (прав), которые надо реализовать, и обязательств (долгов), которые ещё предстоит отдать участникам сделки. Термин «закрытая позиция» означает равенство требований и обязательств. Термин «открытая позиция» - не равенство требований и обязательств. Открытая позиция конкретного участника клирингового расчёта называется длинной, если сумма его требований больше, чем сумма его обязательств. Участник с длинной открытой позицией имеет на счёте больше средств, чем должен сам по сделкам. При короткой открытой позиции – имеет место обратное соотношение требований и обязательств данного участника.

Клиринговым сеансом называется процесс взаимозачёта обязательств банков, являющимся участником клиринговой системы. Технически клиринг может быть организован с участием:

ü Центрального банка РФ (через сеть РКЦ);

ü специализированных клиринговых расчётных палат или центров различного масштаба действия;

ü специальных клиринговых банков;

ü крупнейших коммерческих банков;

ü клиринговые отделы головных организаций многофилиальных банков при расчётах и платежах по счетам МФР /2,с.531-534/.

Клиринговые палаты – это не банковские кредитные организации, которые специализируются на двухсторонних или многосторонних взаимозачётах, т.е. проводят централизованные расчёты взаимных обязательств и безналичных платежей для банков. Могут быть формальные и неформальные клиринговые палаты. Работу клиринговых палат регулируют два положения, принятых в феврале 1993 г. «Временное положение по клиринговому учреждению», «О порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям». В состав клиринговых операций включены такие операции:

1) приём от клиентов клиринговой палаты в электронной форме расчётных документов;

2) вывод с магнитных носителей в рамках автоматизированных рабочих мест расчётных документов;

3) идентификация и контроль на наличие банка-плательщика и банка-получателя для поступающих расчётных документов в базу данных палаты;

4) контроль наличия определённой к платежу суммы на счёте банка-плательщика;

5) открытие и ведение клиентам палаты счетов для внутренних и внешних проводок;

6) адресование и сортирование для проводки и последующей рассылки первичных и результирующих расчётных документов;

7) проводка по счетам клиентов взаимных платежей с зачётом и формирование сводных авизо (письменных сообщений между банками, используемых при проведении безналичных расчётов);

8) перерасчёт валютных курсов;

9) распечатка на бумажные носители выписок из счетов клиентов;

10) по окончании операционного дня подведение баланса;

11) рассылка выписок и других отчётных документов и счетов клиентов в соответствии с регламентом обслуживания;

12) передача отчётных документов в ЦБ РФ.

Клиринговые палаты имеют разрешение на выполнение банковских и иных операций, которые направлены на поддержание клиринга. При этом они могут выполнять такие операции:

ü выдачу краткосрочных кредитов и привлечение депозитов (вкладов);

ü открытие и ведение счетов банков-клиентов и их корреспондентских счетов;

ü ведение расчётов по поручению банков клиентов и их банков-корреспондентов;

ü оказание консультационных и брокерских услуг, проведение лизинговых операций;

ü проведение факторинговых и форфетинговых операций. Осуществление этих операций возможно в рублях и иностранной валюте при наличии соответствующих лицензий.

Дорожные чеки занимают промежуточное место между наличными деньгами и обычными чеками и могут рассматриваться как альтернатива наличным денежным средствам. Позволяют снизить риски хищений. Их используют для осуществления расчетов в деловых и туристских поездках в зарубежные страны, поэтому их иногда называют туристскими. Дорожные чеки могут иметь любой номинал, выраженный в различных валютах. По желанию владельца в большинстве банков и обменных пунктов дорожные чеки можно обменять на наличные денежные средства, а во многих странах, принимаются в магазинах, отелях, ресторанах и других местах при оплате товаров и услуг. Эмитентами дорожных чеков выступают платежные системы, например, такие как VISA, American Exress, MasterCard и др. Риски хищений могут быть снижены за счет наличия на дорожном чеке подписи его держателя, уникального номера каждого дорожного чека, который указывается в квитанции при покупке чека в банке. Эту квитанцию рекомендуют хранить от чека отдельно. Она используется для блокировки оплаты похищенных чеков и их восстановления в случае утраты.

Электронные расчеты – предполагают использование программно-технического комплекса, который позволяет юридическому или физическому лицу передавать в обслуживающий его банк по линиям связи в электронной форме расчетные документы и иную информацию. В России электронныерасчеты имеют форму системы «Банк-Клиент». Каждому пользователю такой системы присваивается идентификационное имя и пароль, без знания которых использование этой системы невозможно. Подлинность передаваемой информации подтверждается с использованием электронного аналога подписи клиента.

При всех формах проведения безналичных расчетов ст. 855 ГК РФ устанавливает очередность платежей при недостатке средств на счете.

В первую очередь – удовлетворяют требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и взыскание алиментов.

Во вторую очередь производятся расчеты по выходным пособиям и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору или авторскому договору.

В третью очередь осуществляются расчеты с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) и платежи во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производится списание средств по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, не предусмотренные в третьей очереди.

В пятую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В шестую производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: