ПАМЯТКА № 2
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
1) ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.
Суть данной ошибки заключается в том, что в предложениях с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, после которых предложение продолжается (по аналогии с предложением с прямой речью после однородных членов), перед тире ошибочно ставится запятая.
Например: Посаженные заботливыми родственниками деревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн_ — зеленели приветливо и свежо.
Схема: @: о, о, о, а также о —...
Такие предложения нужно отличать от предложений с прямой речью:
"В хорошей посуде и чай вкуснее," — гласит пословица.
Схема: "П,"- а.
2) ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ОДНО ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЁННЫМ.
Основная причина, по которой в такого рода случаях ученики допускают ошибки, вызвана тем, что, по их мнению, запятую нужно ставить только между однородными определениями.
|
|
Например: Зловещие, / бегущие над самой землёй / облака надолго закрыли от нас солнце.
Комментарий: запятая между неоднородными определениями: нераспространённым определением зловещие и распространённым определением, выраженным причастием с зависимыми словами (причастным оборотом), ставится для того, чтобы (в том числе) сделать логическую паузу между ними.
3) А. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.
Ошибка в этом случае допускается главным образом потому, что пунктуационный знак "точка с запятой" ученики обычно ставят только в сложном предложении (в основном — бессоюзном).
Например: [ Она шла тихо, ещё слабая после болезни; сокращала дорогу узкими тропами, еле видимыми в густой траве; глядела на деревню и, улыбаясь, плакала от радости].
Б. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛОВЕ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.
Причина ошибки та же, что и в предыдущем случае (3 А).
Например: На бюро лежало вразброс множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплёте; рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом; два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке; зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, пользовался ещё до нашествия в Москву французов. (Н.В. Гоголь "Мёртвые души".)
|
|
4) ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗАПЯТОЙ ПРИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ, СОЕДИНЁННЫХ СОЮЗАМИ.
Чаще всего ошибки допускаются в следующих конструкциях:
а) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
Причина ошибки: ребята путают подобные случаи с предложениями с двумя однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом.
Например: Погода стояла пасмурная_ и дождливая.
б) По аналогии с предыдущим случаем запятую ребята ошибочно ставят перед первым союзом и при ряде однородных членов, соединённых повторяющимся союзом.
Например: Далёко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.
в) По аналогии с предложениями, в которых есть обособление, запятую ошибочно ставят после последнего однородного члена.
Например: (И) поля, (и) луга, (и) леса освещены солнцем. То же относится и к предложениям без союзов при однородных членах.
2. ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1) ОШИБОЧНОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ВМЕСТЕ С ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ОДНОГО ИЗ СОЮЗОВ.
Союз и частенько по ошибке обосабливают вместе с деепричастным оборотом.
Например: @л /запахи поля вдыхая /, мне радостно будет шагать.
Или же такой случай: Кутузов притянул к себе Багратиона(и), / прощаясь с ним /, поцеловал его в шею.
Исключением является союза, стоящий перед деепричастным оборотом или одиночным деепричастием и относящийся к нему.
Например: / Не отвечая на вопросы /, / а только отдуваясь от жары/, он без всякой цели прошелся по всем комнатам (и)/, дойдя до своей кровати /, повалился на подушку.
В данном случае обособленное обстоятельство с союзом а является единым целым, а союз и соединяет два однородных сказуемых.
2) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОДНОМУ ИЛИ РАЗНЫМ ГЛАГОЛАМ-СКАЗУЕМЫМ.
а)Макар сидел на дровнях, / слегка покачиваясь /(и)/ продолжая свою_ песню /. Море играло маленькими волнами, / рождая их, / украшая бахромой пены /, / сталкивая друг с другом / и / разбивая в мелкую пыль.
Комментарий к данным предложениям: обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, в обоих случаях относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому, поэтому знаки препинания ставятся так же, как и при обычных однородных членах предложения.
б) Старик угрюмо сидел на облучке, / отворотясъ от меня /, и молчал, / изредка_толъко_ покрякивая /.
Комментарий: деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым, поэтому каждый из них обособляется отдельно.
3) ОШИБКИ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ.
Несформированный навык обособления дополнений, по-видимому, объясняется в первую очередь тем, что об этой пунктограмме в школьной программе практически ничего не говорится.
Крайне необходимо поэтому познакомить ребят с этими синтаксическими конструкциями и предложить запомнить те предлоги, которые, как правило, являются своеобразными "сигнальными маяками" обособленных дополнений: кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх.
Очень важно также поговорить с ребятами о том, что обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, иными словами, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения.
Например: Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды.
4) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА И ВРЕМЕНИ.
Ошибка обычно вызвана тем, что по аналогии с обособлением однородных уточняющих обстоятельств выделяются запятыми и обстоятельства неоднородные (места и времени).
Например: Рано утром в городе наблюдалось необычайное оживление. (Рано утром — обстоятельство времени, в городе — обстоятельство места).
|
|
Неподалёку от железнодорожной плажформы с самого утра прогуливался весьма странный субъект.
5) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
а) Например: Цель путешествия кажется нам совершенно недостижимой. Цель путешествия,_ кажется _ совершенно недости жима. Он,_ может быть, не совсем уверен в моей искренности? Он может _ бытъ не совсем уверен в моей искренности.
Комментарий: Суть ошибки состоит в том, что вводные слова и словосочетания ребята часто путают со сказуемыми.
6) Особую сложность представляет собой также слово однако, стоящее в начале и не в начале предложения. Как известно, в начале предложения однако не обособляется: Однако дело до сих пор не сдвинулось с места. Во всех остальных случаях оно обособляется: Дело, однако, до сих пор не сдвинулось с места. Дело до сих пор, однако, не сдвинулось с места.
в) Ещё одна трудность этой пунктограммы состоит в том, что если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (причастного, деепричастного или сравнительного), то между ними никакого знака не ставится. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми.
Например: Ветер, /давший, к несчастью, нам в лицо /, всё усиливался. Ветер, / к несчастью дувший в лицо /, всё усиливался.