Ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

ПАМЯТКА № 2

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1) ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОБ­ЩАЮЩИМ СЛОВОМ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

Суть данной ошибки заключается в том, что в предложени­ях с обобщающим словом, стоящим перед однородными члена­ми, после которых предложение продолжается (по аналогии с предложением с прямой речью после однородных членов), перед тире ошибочно ставится запятая.

Например: Посаженные заботливыми родственниками де­ревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн_зеленели приветливо и свежо.

Схема: @: о, о, о, а также о —...

Такие предложения нужно отличать от предложений с пря­мой речью:

"В хорошей посуде и чай вкуснее,"гласит пословица.

Схема: "П,"- а.

2) ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ОДНО ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЁННЫМ.

Основная причина, по которой в такого рода случаях учени­ки допускают ошибки, вызвана тем, что, по их мнению, запятую нужно ставить только между однородными определениями.

Например: Зловещие, / бегущие над самой землёй / облака надолго закрыли от нас солнце.

Комментарий: запятая между неоднородными определени­ями: нераспространённым определением зловещие и распрост­ранённым определением, выраженным причастием с зависимы­ми словами (причастным оборотом), ставится для того, чтобы (в том числе) сделать логическую паузу между ними.

3) А. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.

Ошибка в этом случае допускается главным образом пото­му, что пунктуационный знак "точка с запятой" ученики обыч­но ставят только в сложном предложении (в основном — бессо­юзном).

Например: [ Она шла тихо, ещё слабая после болезни; сокращала дорогу узкими тропами, еле видимыми в густой траве; глядела на деревню и, улыбаясь, плакала от радости].

Б. ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ВМЕСТО ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ В ПРЕД­ЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛО­ВЕ, ЕСЛИ ВНУТРИ НИХ УЖЕ ЕСТЬ ЗАПЯТЫЕ.

Причина ошибки та же, что и в предыдущем случае (3 А).

Например: На бюро лежало вразброс множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мрамор­ным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплё­те; рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, накры­тая письмом; два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке; зубочистка, совершенно пожелтевшая, кото­рою хозяин, может быть, пользовался ещё до нашествия в Москву французов. (Н.В. Гоголь "Мёртвые души".)

4) ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ ЗАПЯТОЙ ПРИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ, СОЕДИНЁННЫХ СОЮЗАМИ.

Чаще всего ошибки допускаются в следующих конструк­циях:

а) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

Причина ошибки: ребята путают подобные случаи с пред­ложениями с двумя однородными членами, соединёнными не­повторяющимся союзом.

Например: Погода стояла пасмурная_ и дождливая.

б) По аналогии с предыдущим случаем запятую ребята оши­бочно ставят перед первым союзом и при ряде однородных членов, соединённых повторяющимся союзом.

Например: Далёко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

в) По аналогии с предложениями, в которых есть обособление, запятую ошибочно ставят после последнего однородного члена.

Например: (И) поля, (и) луга, (и) леса освещены солнцем. То же относится и к предложениям без союзов при однород­ных членах.

2. ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕД­ЛОЖЕНИЯ.

1) ОШИБОЧНОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ВМЕСТЕ С ОДИНОЧНЫМ ДЕЕП­РИЧАСТИЕМ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ ОДНОГО ИЗ СО­ЮЗОВ.

Союз и частенько по ошибке обосабливают вместе с деепри­частным оборотом.

Например: @л /запахи поля вдыхая /, мне радостно бу­дет шагать.

Или же такой случай: Кутузов притянул к себе Багратиона(и), / прощаясь с ним /, поцеловал его в шею.

Исключением является союза, стоящий перед деепричастным оборотом или одиночным деепричастием и относящийся к нему.

Например: / Не отвечая на вопросы /, / а только отдува­ясь от жары/, он без всякой цели прошелся по всем комнатам (и)/, дойдя до своей кровати /, повалился на подушку.

В данном случае обособленное обстоятельство с союзом а является единым целым, а союз и соединяет два однородных ска­зуемых.

2) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕ­ЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОДНОМУ ИЛИ РАЗ­НЫМ ГЛАГОЛАМ-СКАЗУЕМЫМ.

а)Макар сидел на дровнях, / слегка покачиваясь /(и)/ продолжая свою_ песню /. Море играло маленькими волнами, / рождая их, / украшая бахромой пены /, / сталкивая друг с другом / и / разбивая в мелкую пыль.

Комментарий к данным предложениям: обособленные об­стоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми сло­вами, в обоих случаях относятся к одному и тому же глаголу-сказуемому, поэтому знаки препинания ставятся так же, как и при обычных однородных членах предложения.

б) Старик угрюмо сидел на облучке, / отворотясъ от меня /, и молчал, / изредка_толъко_ покрякивая /.

Комментарий: деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым, поэтому каждый из них обособляется от­дельно.

3) ОШИБКИ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ.

Несформированный навык обособления дополнений, по-ви­димому, объясняется в первую очередь тем, что об этой пунктограмме в школьной программе практически ничего не говорится.

Крайне необходимо поэтому познакомить ребят с этими син­таксическими конструкциями и предложить запомнить те пред­логи, которые, как правило, являются своеобразными "сигналь­ными маяками" обособленных дополнений: кроме, вместо, по­мимо, за исключением, исключая, сверх.

   Очень важно также поговорить с ребятами о том, что обособ­ленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, иными словами, ограничивают или расши­ряют смысловое поле предложения.

Например: Толпа разошлась, исключая немногих любопыт­ных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды.

4) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МЕСТА И ВРЕ­МЕНИ.

Ошибка обычно вызвана тем, что по аналогии с обособлени­ем однородных уточняющих обстоятельств выделяются запяты­ми и обстоятельства неоднородные (места и времени).

Например: Рано утром в городе наблюдалось необычайное оживление. (Рано утромобстоятельство времени, в го­роде — обстоятельство места).

Неподалёку от железнодорожной плажформы с самого утра прогуливался весьма странный субъект.

5) ОШИБКИ В ОБОСОБЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

а) Например: Цель путешествия кажется нам совершенно недостижимой. Цель путешествия,_ кажется _ совершенно недости жима. Он,_ может быть, не совсем уверен в моей искрен­ности? Он может _ бытъ не совсем уверен в моей искренности.

Комментарий: Суть ошибки состоит в том, что вводные слова и словосочетания ребята часто путают со сказуемыми.

6) Особую сложность представляет собой также слово одна­ко, стоящее в начале и не в начале предложения. Как известно, в начале предложения однако не обособляется: Однако дело до сих пор не сдвинулось с места. Во всех остальных случаях оно обо­собляется: Дело, однако, до сих пор не сдвинулось с места. Дело до сих пор, однако, не сдвинулось с места.

в) Ещё одна трудность этой пунктограммы состоит в том, что если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного обо­рота (причастного, деепричастного или сравнительного), то между ними никакого знака не ставится. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми.

Например: Ветер, /давший, к несчастью, нам в лицо /, всё усиливался. Ветер, / к несчастью дувший в лицо /, всё усиливался.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: