Большой дворец Петергофа

Большой дворец и Большой каскад Петергофа являются композиционным центром Петергофского дворцово-паркового ансамбля.

Фасад дворца имеет значительную протяженность, усиливающую монументальность и парадность всего сооружения. В его композиции четко выделены отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придает зданию особую пластическую выразительность и величавость. Средняя, самая крупная, трехэтажная часть дворца связана неширокими аркадами одноэтажных галерей с симметричными двухэтажными флигелями (Церковным и «Под гербом»). Обращенный к морю северный фасад вытянут вдоль края гряды. С южной стороны здание дворца напоминает по конфигурации растянутую букву П, образованную его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

В облике Большого дворца значительную роль играют высокая фигурная кровля, золоченая ваза сложной конфигурации и особенно купола с золочеными главами и разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличается сдержанностью, хотя в ней использованы разнообразные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко: раскреповки, русты, пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки.

Этапы строительства Большого дворца Петергофа:

ü первый (1714—1725 гг.) - постройка петровских Верхних палат;

ü второй (1725–1740) - завершение и дополнение декоративной отделки и первая попытка расширения дворца пристройкой деревянных флигелей;

ü третий (1740–1760) - коренная перестройка всего здания и превращение Верхних палат в Большой дворец;

ü четвёртый (1760–1800) - создание новых парадных залов;

ü пятый (1800–1917) - ремонты и переделки интерьеров, декорированных в 1850-х годах;

ü шестой (1917–1983) - превращение дворца в музей и возрождение его после разрушений, причиненных войной.

Верхние палаты

Один из рисунков Петра I дает общее представление о первоначальном облике Верхних палат, задуманных в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами (выступами) и центральной частью, выделенной фронтоном. Летом 1714 года была подговлена строительная площадка и вырыт котлован для фундаментов дворца. К осени 1715 года стены Верхних палат возведены почти полностью, и в конце строительного сезона отдано распоряжение о достройке летом 1716 года палат и грота с каскадами.

Работы по созданию дворца велись интенсивно, но осенью 1716 года появились трещины, и вода затопила его подвалы. Приехавший в Петергоф Ж.-Б. Леблон приступил к сооружению подземного кирпичного акведука для устранения грозившей дворцу опасности и изоляции здания от почвенных вод. Кроме того, он скрепил продольные и поперечные стены дворца железными связями. 1 ноября 1716 года Леблон представил Петру I проект переделки центральной части Верхних палат, который был осуществлен годом позже. По этому проекту в центре первого этажа дворца создавался обширный сквозной вестибюль с колоннами, выстланный мрамором. В Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, Леблон увеличил размеры дверей и окон. На каждом фасаде он устроил не один, а три парадных входа, а балкон на консолях сделал во всю ширину среднего ризалита дворца.

В 1718 году намечалось закончить отделку интерьеров Верхних палат. Петр I распорядился декорировать панели стен дубом и обтянуть их штофом. Осенью 1718 года фасады палат были окрашены и над пилястрами установлены резные капители. Резчики Руст и Э. Фоле под наблюдением Н. Пино и Д. Трезини выполнили деревянный барельеф для тимпана южного фронтона. Леблон не успел завершить задуманное - превращение скромных палат в изысканный по своей декорировке дворец. В феврале 1719 года архитектор умер, и находившиеся у него чертежи палат были переданы И. Ф. Браунштейну - который продолжал работы, руководствуясь проектом Леблона.

В 1749–1751 годах постройка Большого дворца велась с широким размахом и с большим напряжением. Уже к началу 1750 года правый флигель и церковь были полностью закончены наружной отделкой, а левый флигель и средний корпус -вчерне. В конце лета 1750 года покрыты железом купол флигеля „Под гербом“ и кровля старого дворца. Для внутренних помещений готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: