Резидуально-органическая невропатия (С.С. Мнухин, 1968)
· Повышенная общая и вегетативная возбудимость (плаксивость, возбудимость, диэнцефальный субфибрилет, гипергидроз, акроцианоз)
· Расстройство сна
· Склонность к расстройствам пищеварения
· Дисбактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, аллергодерматозы, ОРВИ «цепочкой», бронхиты
· Резидуально-неврологическая микросимптоматика
· Спинномозговое сегментарное поражение: формирование нарушения осанки, плоскостопия, разновысокости ног, мышечной гипотрофии
· Признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома (размеры головы, роднички, выраженный венозный рисунок)
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПСИХОМОТОРНЫЙ ПЕРИОД
· Синдром дефицита внимания и гиперактивности
· Гипокинетический синдром
· Церебрастения (цефалгии, непереносимость вестибулярных нагрузок, жары, духоты, метеотропная чувствительность)
· Диссомнии (в т.ч. парасомнии: вздрагивания при засыпании по типу стартл-реакций, бруксизм, моторная гиперактивность во время сна, кошмарные сновидения, психомоторные пароксизмы, сомнамбулизм)
|
|
· Вегетативные нарушения
· Системные нарушения (заикание, тики, энурез, энкопрез, атопический дерматит, бронхиальная астма)
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ ПЕРИОД
· Обострение и компенсация церебрастении
· Завершение структурирования психопатоподобных и неврозоподобных расстройств, невротических нарушений
· Патологические реакции пубертатного возраста (Сухарева Г.Е., 1959)
Ø Психогенные патохарактерологические реакции (протеста, эмансипации)
Ø Сверхценный ипохондрический синдром
Ø Дисморфофобия
Ø Сверхценные увлечения и интересы
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ВЗРОСЛЫХ ИНАЧЕ
Симптомы у детей:
· С трудом поддерживают внимание
· Не слушают
· Не следят за ходом мысли
· Плохо организованы
· Теряют важные вещи
· Легко отвлекаются, забывчивы
Проявления у взрослых:
· С трудом поддерживают внимание во время встречи, при чтении, при работе с бумагами
· Склонны откладывать дела на «потом» до паралича деятельности
· Медлительны, малоэффективны
· Плохо планируют рабочее время, не организованы
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНАЧЕ
Гиперактивность часто сменяется внутренним беспокойством.
Симптомы у детей:
· Ерзают и суетятся
· Не могут усидеть на месте
· Слишком много носятся и лазят
· Не могут тихо играть/работать
· В вечном движении, «с моторчиком»
· Слишком много говорят
Проявления у взрослых:
· Трудоголики
· Слишком много дел в расписании (непомерно загружены работой)
|
|
· Сами выбирают очень активную работу
· Постоянно заняты, что приводит к проблемам в семейных отношениях
· Слишком много говорят
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНАЧЕ
Импульсивность у взрослых приводит к более серьезным последствиям.
Симптомы у детей:
· Выпаливают ответы
· Не могут дождаться очереди
· Перебивают, вторгаются в чужие разговоры
Проявления у взрослых:
· Плохо переносят неудачи и разочарования
· Увольняются с мест работы
· Рвут отношения с людьми
· Превышают скорость при вождении
· Теряют самообладание
· Склонны к появлению зависимости
СДВГ – СЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Ø Плохая экология
Ø Осложнение течения беременности вследствие инфекции, влияния на плод лекарств, алкоголя, наркотиков, курения
Ø Иммунологическая несовместимость (резус-фактор)
Ø Угроза выкидыша
Ø Хронические заболевания матери
Ø Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение
Ø Осложнения в родах (неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной, травмы позвоночника, асфиксия, внутримозговое кровоизлияние)
Ø Заболевания младенцев с высокой температурой, прием сильнодействующих лекарств
Ø Заболевания, нарушающие деятельность головного мозга (астма, пневмония, сердечная недостаточность, болезни почек, диабет)
Ø Погрешности в диете (пищевые добавки)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СДВГ
1.Нарушения активирующей системы ретикулярной формации.
Ретикулярная формация обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации и поддержку внимания.
Неадекватная обработка информации приводит к избыточным зрительным, звуковым, эмоциональным стимулам, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.
2.Незрелость функций лобных долей головного мозга (префронтальная кора, подкорковые ядра и проводящие пути) ведет к нарушению формирования исполнительских функций:
· Поведенческое сдерживание
· Организация, планирование, управление психическими процессами
· Поддержание внимания, удерживание от отвлекающих факторов
· Внутренняя речь
· Рабочая (оперативная память)
· Предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее
· Ретроспективная оценка прошедших событий, допущенных ошибок
· Изменение, гибкость, способность к переключению и пересмотру планов
· Выбор приоритетов, умение распределять время
· Отделение эмоций от реальных фактов
НЕЙРОФИЗОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА СДВГ
(Лохов М.И., Фесенко Ю.А. 2006г)
· В основе СДВГ лежит нарушение взаимодействия между хвостатым ядром и фронтальной корой, обусловленное дисбалансом дофамина и норадреналина
· Для компенсации этого дисбаланса необходима стимуляция головного мозга через двигательные центры, что и приводит к синдрому гиперактивности
· Повышенная двигательная активность служит защитным механизмом, поддерживающим функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Семейный фактор:
Ø Низкое социальное положение семьи
Ø Наличие криминального окружения
Ø Тяжелые разногласия между родителями
Ø Алкоголизм у родителей