Свидетельство о публикации №220041901687 6 страница

- Помедленнее - поре́жэ.

- Помещение для телят - ста́йка. («Твоё дело теля́цьё – поел и в ста́йку!»)

- Помещение предназначенное для содержания коров, свиней – хлев, хлевы́.

- Помещение предназначенное для содержания овецовчя́рня, (дерев. произн.) овця́рня, а женщина, ухаживающая за овцами - овчя́рка овця́рка.

- Помещение предназначенное для взвешивания крупной партии товара - ва̀жня, весова̀я

В центре города Вытегры с незапамятных времён стоит здание ва̀жни. Здесь на огромных весах ва̀жили возами хлеб. Ещё в 15-16вв город Вытегра служила перевалочным пунктом для хлеботорговцев. («Нескончаемой вереницей за возом воз тянулись по торговой площади к важне телеги, сани, гружоные хлебом. Важня наполнялась скрипом и грохотом колёс, скатывающихся с огромных весов; шумным говором, щёлканьем счётных костяшек…

» - Татьяна Вертосельга «Вя́ньги»). В писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 вв.Вытегра обозначена как Погост «Воскресенье на в а̀ жнях», и ещё был «Погост на В а̀ жни» - на реке В а̀ жня. В советское время в зданьи важни располагалась пожарная часть (в просторечьи) - пожа̀рка, и здание важни до сих пор называют «Пожа̀̀рка».

- Помещение для хранения карет, телег, борон, сох, саней, сетей - каре́тник. У неимеющих такого помещения всё это хранилось под наве́сомнаве́с» - крыша на двух или четырёх столбах).

- Помириться, договориться -  улАдить, улАгодить -отношения, а «улАгодить» = подноровИть, улЕстить

- Помни -   па̀мятай, памята̀й, па̀мяту̀̀й. 

- Помнит долго обиду - «зуб ме́ет» «камень за па̀зухой», а «зуб то́чит», «камень за па̀зухой держыт» - затаи́л обиду. злобу против кого-либо; замышляет что-то недоброе. таи́т зло таи́т оби́ду.

- Помнить долго обиду, и зло - «камень за па̀зухой», таи́ть оби́ду, таи́ть зло

 а «держать камень за па̀зухой» «зуб точи́ть» «зуб име́ть»  означает затаить злобу против кого-либо; замышлять что-то недоброе; испытывать желание навредить кому-то.

- Помнить - памята̀ти, памята̀ть, па̀мятати, па̀мятать, па̀мятовати, па̀мятовать, «держать в памяте́»;   

- Помоги́(просьба о помощи) - подмогни ́, пособи ́, подсоби ́; (что сделать) подмогти ́, пособи ́ ти, пособи ́ ть, подсоби ́ ти, подсоби ́ ть. «Но-ко, давай, подмогни́ мине́ мане́нько-то!»; допоможы́, допоможы́тё – просьба, а «допомо̀жыте?» - это вопрос, сомнение(допомо̀жытё, допомо̀жэш, допомо̀жош).  

- Помогают друг другу скрыть неблаговидные делишки - «рука ру̀ку моет», «один другова покрывае(т)».                                 

- Помощ ь - по́мочь, по́мочи, допомо́га. Обращаясь за помощью, говорили «допоможы́». Вытего̀ра – народ дружный, трудолюбивый, если кто-то из соседей затевал большое дело(сенокос, строительство, уборка урожая и т..д.), то жители деревни шли ему помогать, не требуя за работу ничего; такие работы назывались по̀мочи (когда лён трепали - «потрепу̀шки», в «капу̀с(т)ник – рубили капусту для квашения). На рабочие вечерины шли как на праздник. Так (по свидетельствам старожилов), собираясь на капу̀с(т)ник, девки одевали красивые наряды(а вдруг там суженый-ряженый будет). По окончании работы, устраивали застолье – «пир хлеба̀льный», с песнями, плясками. А после окончания кладки печей(а печи ставили на глинобитный фундамент) хозяева угощали помощников(девок пряниками, а парням подносили водки), и плясали на глине до полуночи.

- Понадобилось срочно, а в доме не оказалось - «хва̀ть взять –нѐгде брать», (огорч)«чево̀ не хватѝ̀сь, всё в лю̀ди катись» и надо идти просить-за̀ймовать;

- Понемногуне по мно̀гу. (« Не по мно́гу, не по мно́гу хватай-то, помане́ньку носи́, а нет пуп сорве́ш!»).

Понёс что-либо тяжёлое - поволо̀к, потащѝл, поволо̀кся, потащѝлсе; в переносном смысле «поволо̀кся, потащѝлсе» - пошёл, медленно оттого,что 1.нет сил идти, 2. не желая идти, 5.пошёл неохотно по необходимости, (мн.ч.) поволоклѝ, потащѝли, поволоклѝсе, поволоклѝсь, потащѝлисе, потащѝлись; (деревенское произношение) поташцѝли, поташшы̀ли, поташцѝлисе, поташшы̀лисе. («Котька (куда деваться!) поволо̀кся на негнущихся ногах за ней, проклиная себя за робость и девок за наглость» - «Вис-авис»Татьяна Вертосельга).

- Понимает как сделать - сообража́ет, сообража́е(т), сообража́(е)т, смы̀слит, зна́ет толк, «зна́ет што к чему» розбира́етсе, розбира́ится; (что делать) смы̀слити, смы̀слить, знать толк, розбира́тисе, розбира́тись,  а не понимает не разбираетсяв чём-либо - не см ы̀ слит,  не волокёт, «не у̀ха не ры̀ла» «не в зуб ного̀й».

- Понимание, уменье, понятливость - ро̀зум, розумѐнье, розумлѐнье,розумѝньё, розумлѐньё (см. «посоветовать»), толк, ( насм.) «панталы́к» («Да што ты миня с

панталы́ку-ту збиваш, ыть я не глуп ѐ й тибя – понимаю, што и как!»,«Такой ли Алексашка –

парень розу́мной ростёт, толко́вой!» «Ты умной, ай нет, ли где то́лку-ту быть, ак бестолко́вка выросла!); «вотти́ в ро̀зум» -повзрослеть, поумнеть, набраться жизненного опыта, уменья, использовать полученные знания; «Ак по̀ки девка в розум не войдет, ак держы ие у подола

крепчя̀е!»; понять, внять совету урозумѐти (урозумѐ(е)ш, урозумѝёщ), вотти́ в розумлѐнье

  «Ак дедко ему всё врозумлят, врозумлят, а ён –остоло̀пьё э̀коё, не чё в розумлень ё не берет!»,понимает, соображает - розумѐ(е)т, розумѐ(е)ш, розуми́ёт, розуми́ёш, урозуми́ет - поймёт,

урозуме́л – понял, урозуми́́ёш, урозумѐ(е)ш – поймёшь;. («Голодной голоднова уразумиёт») - вертосельская присказка; (серд.-ирон) спанталы̀̀цил, спанталы̀̀чил - сбил с толку; 

«с панталы̀ку збива(е)т»- 1.кто-то сбивает с мысли, или с правильноого пути, отрывет от

дела; 2. «с панталы̀ку збива́(е)т» =(ирон) «с ума вышыба́(е)т» - стал забывать, сбивается

  с мысли. Слово «толк» употреблялось вместо «прок», и несло смысл слов «поле́зность,

по́льза»;   (похв) «толк вы̀̀шол» означало 1.«получилось как надо, как должно быть»,

2.о человеке «нашёл своё место в жизни, приобрёл специальность, хорошую работу, имеет

успех и в денежных делах»; по поводу «то́лка» вертосёла шутили:(огорч.,пренеб.,укориз,

насм.) «толк вышол, а бѐстолочь оста̀ласе»;, а «то́лку некако́ва» -(раздр) по̀льзы ма́ло»,

как бы ни старался, а в результате, ничего не получается; («А какой толк с этой зате́и вышол?

А не како́ва с вас то́лку, што не втолко́вывай - всё бе́столку!»; «Когда с тя вы́дёт толк, ли

нет ли?» «Ну, с таких лет за тесто бере́ссе, ак выйдёт с тя толк - хоро́ша стряпе́йка будёш!»);

  Слова «толк, то́лки, толкова́ть» употреблялись в значении «разговоры, слу́хи, пересу́ды»

(«И пошли в народе всякие то́лки, про скорую кончину света»); а слова«толкова̀ть,

втолко́вывать, ростолко́вывать» - объяснять(см.«заставить, разговаривать, объяснять»);

 «розумѐнье,поня̀тие»; ма̀лта(е)т, ма̀лтае(т), ма̀лтаёт, ма̀лтаит, «хвата̀ет ума̀» т.е человек понимает что к чему, разбирается в деле О таких людях одобрительно говорили, что он мозгови́той, мозгови́тый, башковѝтой, башковѝтый, (см.«голова»), толко̀вой, толко̀вый, варо̀вой, варо̀вый, сметлѝвой, сметлѝвый, дога̀дливой, дога̀дливый, (шут )на ходу̀ подмё̀тки рвёт - находчивый, быстро соображает что-к чему; (одобр) «на лету̀ схва̀тыва(е)т», «хвати́ло ума̀ = доду̀малсе»– 1.одобрит) догадался сообразил, 2.(ирон) «хвати́ло ума̀ - доду̀малсе!» - не то, не так, не там где надо сделал, сказал; а «варо́вое слово» - остроумное, сказанное к месту слово; Не всегда слова  «у̀мник, розу̀мник, у̀мниця» -означали и похвалу, и нередко таили в себе язвительнось, насмешку, неудовольствие. («Это какой жо роз у̀ мник туто што наделал, так вас роста̀к!»; «А ты, у̀ мник, л у̀ чче бы молчял, как тя не стриг у̀ т!»; «От у̀ мниця, я гу што, некак о́ ва дела, не цё нельзя заст а́ вити – всё псу под хвос!»).

- Понос от испугамедве́жья болезнь, медве́жа бо́лес(т)ь («Если к медведю подкрад е́ ссе и хлестан е́ ш ево вицей по хвосту, ак он опоносится и помр е́ т от разрыва с е́ рдця»; «У тибя, што медве́жа болесь приклюциласе, што чясто на двор-от б е́ гаш?»))

- Понравилосьзанра́вилосе, занра́вилось («Што, нека́к уж и занравилосе те, по́люби пришлосе!»); гля́ну́ласе, гля́нулась, гля́нулосе, гля́нулось, гля́нулсе, погля́ну́ласе, погля́ну́лась, погля́ну́лосе, погля́ну́лось, погля́ну́лсе

- Понравится кто,что-то - гля́нецце, гляне́цце, погля́нецце, погляне́цце. «Погляне́цце сотона́ кра́шэ я́сна со́кола»; гля́нулосе, гляну̀лосе погляну̀лосе -понравилось

Понял суть - вник, вни́кнул, она вни́кла; (что делать) вника́ти, вника́ть, (что сделать) вни́кнути, вни́кнуть. 

Понятливый -  (одобр. Понятна ходу подмётки рвёт».

Понять - «взять в толк», «взять в розумле́нье» «Да, што нек а́ к в т о́ лк-от не в о́ змеш – ыть я и не збир а́ лсе до ты е́ й Ф а́ льки», «Шт о́ й-то нек а́ к в толк не возьму – ты пок о́ й мне это говориш-от».

Попал, ненароком, неожиданно ступил в лужу, грязь, и т.п); (огорчённо осебе; жалост.или

неприяз.о ком-то) вля́́палсе, вля́́паласе, влип; (что сделает) вля́́па(е)цце, вли́пне(т), вли́пнёт,

(что сделаю) вля́паюсе, вли́пну, (что сделаешь) влипнёш, вля́́па(е)ссе, вля́паиссе. («Ых, ёлки-мотови́лки, опеть вляпалсе в боло́тину!»); «вля́́палсе, влип»в переносном смысле - «попал в нежелательную ситуацию» («Это надо жо, Митька-та как вляпалсе, ыть уж как он девок-от

преребирал - выбирал сибе жонку и на тибе – влип, попал под каблук!»);

Попал в смешное положение по собственной вине, или случайности -   оконфу́зилсе. («Дедко-то как ну́нько оконфу́зилсе – прилюдно нежда́ньчика выпустил»).              

Поперечный срез бревна - торѐц; слово «торѐц», «торц о́ м» употребляется и в смысле

«боковая поперечная сторона чего-либо» («Стол поставили торцом к окну», «Дом стоял торцом

к лесу»); торц о́ м, «торц о́ м вверх» = торчьк о́ м (см.«препятствие, стоять») «Бр ё́ вна сложили

торц о́ м, чтобы лучше скорей просых а́ ли».                            

Попробовать п и́ щу - отвѐдать. «На-ко, отведай дав а́ й моих пирогов!»; «отвѐдать» = провѐдать, попрове́дати – употреблялось и в значении 1.побыв а́ ть в гостях, 2.узнать «как жы́вы-здоровы»

 - т.е. хорошо или плохо живут, здоро́вы-ли, все-ли живы(«Н а́ ть бы Феньку пров ѐ дать, давно

небывала, ак хош все-ли у их л а́ дно-то, все-ли жывы-здоровы!»), 3.«провѐдать»(см.«узнать») – разузнать, услышать вести(«Вот и проведала Патрикеевна, што жоних-от ѐйной – гол как соко́л,

 ак вот уж она тутока́ взъѐласе на сватов-от!»).

Попробуем прикоснувшись губами) -   приг у̀ бѝм «а вот нал ѝ вочьки мы с тобой пригуб ѝ м!».

По произнош е́ нию  - по произношЭнью, по розгово́ру, по го́вори. («А откуль сам-от, ить по розгов о́ ру, ак бутто с на́шых»).  

Попытка увильнуть от прямого ответа( обиж.) «почём зна́ю», «а я чем за́ю»,

«а я почём знаю», «почё́м знать», (загадоч.) «как зна́ть-как зна́ть», ( недоум.,философ.,

 серд.,или уход. от ответа) «А хто ёо зна́(е)т», «А хто ё́о зна́е(т)», «поѝ знай»,«подѝ знай!»;

сомнение, неувереннось, недоверие к сказанному несли фразы:«та́к-то оно та́к» (может и

верно то что говоришь, а может и нет), «та́к-то оно, конешно, та́к», «та́к-то оно та́к»,

«та́к-то та́к» (да не случилосе бы иначе);(серд .)«кому кака́я ра́зница» («А я чем знаю – где он шляицце!»; «А хто ё зн а́ т - што тамок а́ за о́болоком, мот токо небо, а мот и нет»; «Как зн а́ ть-как

зн а́ ть, мот и породни́се ишо, как времё при́дет»); 

По разному -  вся́ко, вся́к(о), двоя̀ко, вся́чески, по-вся́чески, по всякому, по-любо́му,

«и так и так»(см.«одинаково»), (какая) вся́ческа(я), двояка(я), (какие) двоя̀ки(е), двоя̀киё,

(какое) двоя̀ко (е), двоя̀коё, вся́ческое, (см.«разнообразие») вся́ческо(е), (какой) двоя̀кой,

Всяк = вся́кий – каждый слово «вся́ко» употребляется как вводное

слово обозначающее надежду что всё будет так как надо и не произойдёт ничего

непредвиденного «А, всяко, не опозд а́ ем, успеем!»;  Кстати, в выражение «любо́й и каждый» 

слово «любой» могло иметь смысл слова 1.милый любимый, 2«любой» = каждый, т.е. вся́кий – каждый и любой кто пожелает или сможет.

По̀ровнупоро̀вну, так-на та́к, раз-на ра́з. («Давайте ша̀тия на шатию, давайте раз-на раз…» - коротушка отображает договор об условиях обязательной праздничной драки: драться не один на один, а группа на группу, и не как-нибудь махать кулаками, а раз ты ударил и раз я –ответный удар); «та́к-на та́к», «ба́ш-на ба́ш» - предлагалось произвести обмен на равностоимую вещь. 

Портрет - патрѐт.

Поручать кому-либо, (просить кого-либо) сделать что-либо - затружда̀ти, затружда̀ть, утружда̀ти, утружда̀ть, обременя̀ти, обременя̀ть; обычно такая просьба начиналась словами «если не затруднѝт», «не хотелось бы утружда̀ть», «если незатруднѝтельно», «если не тру̀дно»,; (что делает) утружда̀(е)т, утружда̀е(т), утружда̀ит, утружда̀ит, утружда̀ёт; (что делаешь) утружда̀(е)ш, утружда̀ёш, утружда̀иш.

Поселившийс я - поселе́нец, поселе́нець    

Посиди(прос)  - посе́дь; (просит.) посе́дь мале́нё –посиди маленько =недолго.

Посланец за молитвой - скороход за молитвой. Если церковь далеко от деревни, где родился младенец, то родѝльную молѝтву = крестѝльную молитву приносил в шапке скороход,

вернувшись с молитвой из церкви, он вытряхал её из шапки перед родильницей, и таким

образом сам очищался от своих грехов («Я, батюшко, я нонь за скорохода, посыльной я. Устя заозѐ̀рска з Га̀ймотозера родила ну̀нько в ночѝ, в о́ то за молитовкой послали.» - протягивает

шапку скороход). 

Последний, восьмой день Масляной недели - про́щя (понедельник)

Последний день перед петр о́ вским пост о́ м - качю̀льнё за́́говиньё

Последстви я - на́следки, послѐдки.

Послушныйслухмя̀ной, слухмя̀ная, слухмя̀на; ( мн.ч.) слухмя̀ны, слухмя̀ные, слухмя̀ныи, (дер.про.) слухмя̀ны(ё)

Посмеиваться (1.смеяться тихо, себе под нос, так сказать; 2.смеяться время от времени, или слегка насмешничая) – посмѐиватсе (что делать) посмѐиватисе, посмѐива(е)ссе (что делаешь) посмѐиваисе, посмѐива(е)ццэ (что делает) посмѐиваицце;

Посоветовать кому-либо поумне ̀ ть; убедить - «дать врозумлѐнье» – советом, или наказанием врозуми́ти, врозуми́ть, наста́вить на ум   и́ стиный, образу́мити, образу́мить, обуми́ти,

обуми́ть,  (что делать) врозумля̀ти, врозумля̀ть, (что делает) врозумля̀(е)т,

(что сделает) врозуми́т; (что сделал) обуми́л,  врозуми́л; (повел.) образу́мьсе, образу́мьсь,

«возьми́сь за ум», оксти́сь!, оксти́се; (возм.) образу̀мисе ли нет?»;  (возм) обуми́ссе ли нет?» (возмущ) когда за ум возьмѐссе?» «возьмѐссе ли когда за ум?. «А по́лно-ко давай, образу́мсе –жыви дома-то,што тя в городу́-ту хлебом примани́ли, ли што-ли!»; «А хватит уж малю̀титсее-то, хватит – ить усы́ уж, гледи́ по̀д носом, ить уж пора бы и за ум бра́тсе!»;«Давай-ко бери́се за̀ ум-от, подумай о

робятах, ыть хто окромя̀ отця роднова  помо́жот има̀!»;«Обуми́сь ты, обуми́сь,рано те ище́

жони́цце, похолосту́й, помолоччю́й,надое́с ище́ в упря́жки-ты ходи́ти», «А вот, погоди-ко,

тя̀тька прѝдет,ак он те врозумѝт!»,.«Ну што, врозуми́ли тя- нѐука?»;                 

Посоветовать что и как сделать, сказать - присовѐтовати, присовѐтовать, надоу́мити,

надоу́мить, наста́вити. наста́вить; (что делать) наставля̀ти, наставля̀ть (см. «начать»)

наставлѐти, наставлѐть; (что сделать) «наста́вить на путь», «наста́вить на путь и́стиный»;

(что сделает) надоу̀̀мит, настАвит. («И хто тя дурака на это надоу́мил-то?»; «Приходилось

экономить на всём: одевалась в дешевых магазинах-уценёнках – тоже соседка надоу́мила»)

По-сов ѝ ному(делать как сова) - по-со́вьи. («Когда он врал, его глаза по-со́вьи округлялись»)

Посередине - посредѝне, посредѝ,   посерѐдь, сере́дь, среди́, средь. «Посередь по́лу стол, круг лавки наставлены, и П е́ ша посер е́ дь д е́ вок, как м е́ дной пятак сияет!»;

Пост(церков)   - гове́нье, говѝньё, первый день поста- за̀говиньё, первый день после поста – ро̀́́зговины.

Поставить что-либо вертикальн о - напопа̀, стоймя̀ (см.«стоять»).

Поставитьеду на стол для трапезы - «собрать на стол» =«накры̀ть на стол», а «собрать стол» =«накры̀ть стол»- пригласить гостей. «Молоццё̀м Наташка, росстара̀ласе – собрала̀̀ стол!».

Постепе́нн о - постепё́нно, спово́льки, пово́льки, и́сподволь, исподово́льно.

Постепенно становиться не ярким, терять блеск - тускне́ти, тускне́ть, ту́скнути, ту́скнуть, ме́ркнути, ме́ркнуть, мё́ркнути, мё́ркнуть. («Луна как-то, вдруг, потускне́ла - луна ме́ркнет, красе́ет к ненастью»).

Постирать бельё - стирну́ти, стирну́ть, простира́ти, простира́ть, простирну́ти, простирну́ть.

Поститься в понедельник - понеде́льничяти, понеде́льничять понеде́льницети понеде́льницеть.

Постор о́ нний - сторо́нней (см. «гулять,чюжой, путешественник»), постор о́ нние - сторо́нни(е), сторо́нниё. («А сторо́нни люди уж языки чёшут, а ты всё думаш, што не хто нечев о́ не знат!»).

Постоянно – за́всё (см. «всегда»), напролё́т (см. «»), (неод.) «содново́», ( о ком-либо, постоянно находящемся, или очень часто заходящем в одно и то же место) «днюё́т и ночюет», ( неод., насм.о ком-либо, постоянно находящемся, или очень часто заходящем в одно и то же место) безвы́лазно, безвы́ходно, (о ком-либо, постоянно находящемся, или очень часто заходящем в одно и то же место) дё́нно и но́щьно; весь день – день-деньско́й («Ак а Миколка, днюёт и ноцюёт у Палашки!»; «Да где ты ево на́йдеш, как он безвы́ходно на озери бо́лтаицце!»;«Не ма́мкай, тольке и слышно:ма-ма, ма-ма - содново́, содново́, делать вам боле не́ чево!»,«Но-ко ты, день-деньско̀й в дороге – пои все кишо́цьки стряс, по́ки з го́роду катѝл?»),

Постоянный, долговечный - (одобр.) веко-вѐцьной, веко-вѐчьный, веко-вѐцьное жывлѐньицэ (см.«жизнь») веко-вѐчьно  «Вытащил из-за пояса топор, и слегка тесанул по ближайшему стволу - обух, зазвенев отскочил от дерева, как от железа. Хоро̀̀̀ша деревѝна, долговѐчна!»,«Хорошой дом поставил, веков е́ чной – лет сто, как не боле, стоять ему!», «Уй, не скоро помрёт, веков е́ цьна старуха, а што ёй ста̀нецце – спит, да ес, да!»;  «во ве́ки-веко́в», «на ве́ки-ве́чьные», «на ве́ки -ве́цьныё» - навсегда; (неод) «веко-ве́чьной» употребляли, говоря о 1)чём-либо постоянно повторяющемся, 2)постоянно повторяющемся неудовлетворительном факте, например «веко-ве́чьная валявка», т.е. леньтяйка, известная своим неряшеством хозяйка. («Ну ак эта-то дак веко-вецьна валя̀вка, про ие и в Москвы три лаптя зво̀̀нят!»)

Постро̀ж е - построжа́е, построжа́й, построжэ̀е, построжэ̀й. («Дѐушка тогда на виду̀, колѝ к ёй жонихѝ сватаюцце, а не та, котора сама их зá полы хвата̀т!» - сурово из-под бровей глянул дед: «Мотр и́, построжэ̀й с имá!»)

Построил  крышу - «подвёл под кры̀шу» – «накры̀л, покры̀л дом» крышей; (что сделать) «подвести́ под крышу», «накры̀ть кры̀шей».                                                   

Посту́кано - поколо́чено; «о кра́йчик поколо́чено»; (деревенск.произн.) поколо́цёно,

 «о кра́йцик поколо́цёно» - постукано о край чего-либо(так если ели блины, макая их в масло, а чтобы масло не капнуло бы на стол, блин обмакнув в масло постукивали легонько о край блюда с маслом, для того чтобы стряхнуть с блина изл и́ шек масла. («А и жы̀лосе мине́ в дому-ту ро́дному-ту, дак ровно у Христа в запа́зухи. У рожо́ной-от у ма́тушки было́ поты́-кано-пома́кано, ой было бли́нциков пое́дено, да и о кра́йцик поколо́цёно» - предсвадебный вопль невесты из рассказа Татьяны Вертосельги «Новолетье»).

Поступок(действие) противоречащий общепринятым правилам поведени я; 2.неожиданный, или необычный, а также дерзкий поступок - вы̀ходка, вы́брык (см.«ведёт себя,фигурное»).

Постучать, постукать в дверь - сту̀кнутисе %см.«удариться,добился»)  сту̀кнутись сту̀кнутсе сту̀кнуться (см. (что сделаю) сту̀кнусе сту́кнусь; в переносном смысле «сту̀кнуться, толкну̀тисе, толкну̀тись, толкну̀тсе – пойти по инстанциям, с просьбами, жалобами, за справками, с доказательствами.

Посуда - по́судь, а глиняннаяпосуда(миски, горшочки)- карики́ « Килина, долго думаш карики-ти крятать, самовар-от уж остыл!»; пло́шки – низенькие круглые (жестяные, глинянные) ми́ски; В крещенскую ночь в жестяных пло́шках поджигали смолу, и ставили их у каждого дома, чтобы Христос мог, проходя мимо, погреться. В Кирилловском районе Волог. Обл. глиняные миски и низенькие горшочки называют «ла̀тка»их используют и вместо тарелок, и вместо небольших кастрюлек для готовки небольшого количества каши, картошки в молоке и т.п., ставя ла̀тки в па̀ханую печь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: