Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека», покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
|
|
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Государство уважает право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Можно ли избежать конфликтов в семье? Да. Можно и нужно. Нужно просто прислушиваться друг к другу и понимать, что ни один родитель не хочет ничего плохого для своего ребенка.
Так, когда же у гражданина России появляются права? Во-первых, можно сказать, что права гражданина рождаются вместе с ним. Значит, с первой же минуты рождения человек в нашей стране способен иметь права. Никто не смеет безнаказанно посягать на его жизнь, здоровье, собственность. Давайте познакомимся с правами, которыми может пользоваться ребенок. Имя, фамилию и отчество обязательно получают все граждане России. Имя, отчество и фамилию человеку дают родители.
|
|
Право жить и воспитываться в семье. Пожалуй, это одно из важных прав человека, и оно записано в Конституции РФ, самом главном законе нашей страны и Семейном Кодексе РФ. Если случилась беда и родители по каким-то причинам не могут обеспечить этого права ребенку (если они преждевременно умерли или пьют), государство берет эту обязанность на себя. Люди в своем взрослении проходят две стадии, которые учитывает закон. Первая стадия – ОТ РОЖДЕНИЯ до четырнадцати лет. Таких детей называют малолетними.
Однако и вы имеете права; например, вы можете: - делать мелкие покупки;
- получать подарки, даже очень дорогие, например, машину, квартиру, компьютер и тому подобное;
- распоряжаться деньгами, которые вам дали родители, а также другие родственники;
- вы имеете право получить гонорар, например за изобретение, сыгранную роль в кино или рекламном ролике. Этот гонорар вы можете израсходовать по своему усмотрению или положить его в Сберегательный банк. Правда, в этом случае, если ваши родители заметят, что эти деньги тратятся в ущерб вашему здоровью: например, на них покупаются спиртные напитки, - они, как люди несущие за вас ответственность, имеют право запретить вам распоряжаться этими деньгами
Конституция – основной закон в нашем государстве - Российской Федерации. Никто не имеет права нарушать нормы, записанные в ней. Российская Конституция содержит целый ряд прав, касающихся ребенка
Из Конституции РФ: Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Ст.20 Каждый имеет право на жизнь.
Ст.22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Ст.38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Ст.41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Ст.43 Каждый имеет право на образование.
ЗАДАНИЕ: Заполните таблицу
Вопросы | Ответ |
1. Название международного документа, который закрепляет права детей | |
2. Название основного закона Российской Федерации, в котором перечислены права детей в нашем государстве | |
3. В каком возрасте закон называет детей «малолетними» | |
4. Что такое «Конституция»? | |
5. С какого момента у ребенка появляется право на жизнь? |
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
|
|
ВОПРОС: Какие права были нарушены?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
- соблюдать правила личной гигиены;
- помогать старшим;
- добросовестно учиться.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.