Лекция на тему: «Психологические особенности одаренных детей»

Вопросы:

1. Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

2. Особенности психосоциального развития.

3. Физическое развитие.

4. Ранние проявления одаренности.

Одаренность в самом общем виде можно определить как индивидуальный, познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развить свои способности в соответствующих видах сознательной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми.

По определению Комитета образования США «одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной».

При всей близости понятий «детская одаренность» и «одаренные дети» и внешнем сходстве обозначающих их терминов нельзя не заметить, что речь идет о разных психолого-педагогических явлениях. У понятия «детская одаренность» есть аналог «потенциал личности». И об определенном уровне одаренности (степени развития этого потенциала) можно говорить применительно к каждому ребенку. Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. «Одаренный ребенок» – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, книги которого есть в нашей библиотеке, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме и выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, и дети с высокой креативностью.

 Реальная педагогическая практика научилась различать три категории одаренных дете6й.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных детей можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Каковы же общие черты, свойственные одаренным детям?

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

1. опережающим развитие познанием;

2. психосоциальным развитием;

3. физическими данными.

Разберем каждый из этих параметров. Но прежде, чем приступить к знакомству этих качеств, вспомним из сделанных вами докладов о детстве знаменитых людей те черты, особенности, которыми они отличались.

 

Итак, первый параметр – опережающее развитие познание или особенности познавательной сферы. Для одаренных детей наиболее характерна особая потребность в умственной нагрузке, умственном поиске. Для таких детей удовольствие думать, радость узнавать, так называемая познавательная потребность. Что же это за познавательная потребность? Долгое время ученые считали, что эта потребность лишь обслуживает все другие: хочется есть, значит нужно найти пищу, знать, где ее взять. Кто друг, кто враг, чья территория – та же потребность узнавать, чтобы выжить. Голод, жажда, инстинкт продолжения рода – первичные потребности и их обслуживает одна – познавательная.

Было проведено много исследований и дискуссий среди ученых, чтобы признать, что потребность в познании – не «служанка» др. потребностей, а самостоятельная, независимая величина. Конечно, независимость эта относительна, т.к. все потребности связаны между собой, образуя сложную систему.

Т.о., существует особая потребность во впечатлении, в познании. Для нее характерны: активность (человек сам ищет новую информацию, нуждается в ней), потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. Получение нового знания не погашает, а усиливает эту потребность. Если человек голоден, то, удовлетворив голод, потребность в пище исчезает. Познавательную потребность удовлетворить невозможно. Можно переесть, но «перепознать» нельзя.

Активность познания, потребность в нем сопровождается положительными эмоциями. Ибо без эмоций нет никаких потребностей. Исследования людей в момент интеллектуального напряжения по целому пряду физиологических показателей (биохимических, электроэнцефалографических и т.д.) свидетельствуют, что, как правило, в участке мозга, занятым умственной работой, возбуждается и центр положительных эмоций. Полноценная умственная деятельность вызывает чувство радости, которая в этом процессе усиливается. Неоднократно слышала выражение сочувствия в адрес одаренных детей. Якобы они лишены детства, заумные. Надеюсь, что у вас это чувство теперь не возникнет. У некоторых людей связь с умственной деятельностью и положительным эмоциями настолько сильна, что лишение интеллектуальной деятельности приводит их к тяжелому состоянию. Н.И.Вавилов, сидя в Саратовской тюрьме, писал научный труд.

Потребность младенцев во впечатлениях – это своего рода ориентировочный рефлекс (Что такое?), цветная погремушка, новый звук – доставляет удовольствие ребенку. С этого начинается умственная активность, и потребность в ней у детей проявляется особенно ярко. Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент. Было установлено два автомата: один яркий с цветными лампочками и ручками. Второй с виду проще и скромнее, но ручки можно двигать и включать и выключать лампочки самому. Когда дети входили в комнату с автоматами, они обращали внимание, прежде всего, на первый яркий автомат, поиграв с которым, они переходили ко второму автомату и он для них оказывался наиболее интересным, потому что дети двигали ручки, включали и выключали лампочки – словом, проявляли познавательную активность. Эксперимент много раз видоизменялся, но вывод каждый раз был один и тот же: самому нарядному и яркому автомату дети предпочитали такой, с которым можно активно действовать (вспомним, какие игрушки больше всего любят дети).

Психологами установлено, что чем более разнообразны стимулы, получаемые ребенком в ранний период, тем интенсивнее развивается его ум. Тогда как у детей, воспитывающихся в однообразной обстановке, лишенных внимания и богатства впечатлений (например, в некоторых детских домах) происходит не просто отставание в развитии, они даже заболевают. У этой болезни есть название – госпитализм. Главная его причина – недостаток стимулов, недостаток впечатлений.

Возвращаясь к младенцам, необходимо отметить, что потребность во впечатлениях постепенно переходит в любознательность. Любопытстволюбознательностьпознавательная потребность – этими понятиями обозначается лесенка, ведущая к вершинам познания. На первой ее ступени оказываются все дети – и одаренные и неодаренные. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая еще в педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребенка. Механизм ее возникновения и проявления вскрыл в своих исследованиях И.П.Павлов. Он подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами, как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский (ссылка).

Эта потребность в умственных впечатлениях постепенно может трансформироваться в любознательность, которую можно рассматривать как второй уровень развития познавательной потребности. На уровне любознательности проявляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом, тем или иным занятиям. На этом уровне познавательная потребность носит скорее стихийный, чем познавательный характер. Любознательность может быть представлена как сложный конгломерат умственных способностей и мотивационных факторов. Есть такая форма психического отражения как воля. Воля наиболее четко обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность – потребность преодоления.

При воспитании од.ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей.

И, наконец, третий уровень познават.потребности достигается, когда она опосредуется уже социально значимыми задачами. Теперь ее проявления уже не стихийны, а связаны с развитием более устойчивых склонностей, например, определить будущую область деятельности. Познават. стремление на этом уровне уже не столько непосредственно эмоционально, сколько сознательно целеустремленно. Сильно выраженное стремление к познанию – первейший признак незаурядности развивающихся способностей.

Итак, почему мы подробно ознакомились с познавательной потребностью?

Яркие познавательные интересы ребенка в той или иной мере могут указывать на наличие благоприятных умственных данных, т.е. быть симптомом одаренности.

Познават. потребность причастна к любым видам умственной деятельности. Она может быть отнесена к исходным и самым общим предпосылкам умственной одаренности.

Одаренный ребенок не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Знаменитый французский ученый Жан Пиаже считает, что для мозга таких детей также естественно учиться, как дышать для легких.

Чем же еще характеризуются одаренные дети?

1. У дошкольников, вы знаете, внимание неустойчивое. Одаренным же дошкольникам свойственна высокая концентрация внимания. Выражается это в высокой степени погруженности в задачу и в возможности успешной настройки, даже при наличии помех. Од.ребенок часто бывает так поглощен заинтересовавшим его занятием, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он может в течение нескольких дней. Например, постройкой домика из песка и долгое время (в течение недели) возвращаться к этому занятию.

2. Они имеют большой словарный запас, а, следовательно, у них хорошо развита речь. Они умеют поставить вопросы. Такие дети любят словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственной деятельности.

3. У них отличная память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности.

Однако следует иметь в виду, что преимущества од.ребенка в творческой деятельности обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько высокой эффективностью операционных механизмов мнемических способностей. К ним относятся в первую очередь классификация, структурирование, систематизация.

4. Следовательно, еще одна характерная черта одаренного ребенка – это способность к классификации информации, систематизации ее иколлекционированию. Дошкольник может, например, собирать марки и еще какие-либо предметы, но не просто собирать их, а классифицировать их, систематизировать. (Марки животных, диких, домашних, экзотических; камни: минералы разного происхождения и т.д.). Такие дети любят словари различные, энциклопедии.

5. Интересы и склонности од.детей имеют особенности: устойчивость интересов. Проявляется она в упорстве в достижении целей, высокой преданности делу. Широта интересов -? Дописать!!!

6. Од.дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их задачам конвергентного типа. Дивергентные задачи – допускают множество правильных ответов. С такими задачами человек сталкивается не только в творческой деятельности, но и в повседневной жизни: в какой школе учиться, где жить, какую профессию выбрать и т.д. При традиционном обучении такие задачи – редкость, а ведь именно эти задачи стимулируют активность ребенка. Конвергентные задачи используются в традиционном обучении и требуют единственно правильного ответа. В решении дивергентных задач происходит поиск разных подходов. Здесь требуется и интуиция, создаются благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Здесь проявляется

7. гибкость мышления, свойственная одаренному ребенку Это способность быстро и легко находить новые пути решения. Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений и навыков), но полностью им не определяется.

8. Для од.детей характерна оригинальность мышления, т.е. способность выдвигать новые идеи, отличные от общепринятых, избитых. Эта оригинальность ярко проявляется в рисунках, сочинениях историй, в конструировании. Так, один из биографов И.Ньютона писал, что уже с детских лет в нем наблюдалась особенная наклонность ко всякого рода механическим и физическим изобретениям. Он делал модели машин, делал часы, которые посредством воды показывали точное время. Ветряная мельница, стоящая рядом с его домом очень интересовала его. Он разгадал принцип ее работы и сделал ее небольшую модель, управляла этой мельницей мышь, к-рая поедала намолотую муку. Действовала эта мельница как настоящая.

9. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца» от «посредственного» человека. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.

10. Легкость генерирования идей (продуктивность мышления) также свойственна одаренным детям. Большое количество идей – это реакция на проблемную ситуацию. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных. Это необходимая предпосылка творчества.

11. Од. детям свойственны способности к прогнозированию. Эти способности выражены настолько ярко, что они распространяются не только на учебный процесс (решение учебных задач), но и на самые разные проявления реальной жизни.

Литература:

1. Алексеев, Н. А. Психология и педагогика одаренного ребенка: монография / Н. А. Алексеев. — Тюмень: ТюмГУ, 2017. — 310 с. — ISBN 978-5-400-01425-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109667

2. Хапачева С. М., Кагазежева С. Ш. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности // Концепт - 2014г. №11 // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/272246/#1

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: