Вот примерно так Анна Ахматова видела свою страну, когда «Реквием» вырвался из души писательницы наружу. Целых пять лет строчка за строчкой поэма росла в голове у поэтессы. Стоит вспомнить, что Анна Ахматова принадлежала к той богемной среде, которая жила на две страны – Францию и Россию, на несколько городов – Париж, Санкт-Петербург, а порою – Воронеж (куда поэтесса приезжала навестить товарища по несчастью – русского поэта и писателя Осипа Мандельштама). Ахматова переписывалась с Модильяни, и даже позировала художнику на обнаженных портретах… Тонкая натура писательницы не могла не ощутить краха прежней культуры, по которой оставалось написать лишь реквием – как произведение, которое венчает похороны известных лиц. Не только напечатать, а просто записать на клочке бумаги мысли было смертельно опасно. Поэтому писательница устно читала отрывки поэмы друзьям. Это произведение рождалось как накопившаяся в душе боль, как страх за родного и близкого человека, как пережитое унижение. Однако реквием – это выражение вечного чувства, которое останется в веках как безмолвный приговор зверству невиданного ранее масштаба.
«Реквием» как кульминация творчества Анны Ахматовой
|
|
Поэтому совершенно естественно, что именно поэма «Реквием» стала кульминацией творчества Анны Ахматовой. Столько душевных переживаний накопилось за долгие годы унижений и преследований. У новой власти законы выживания были довольно простые: либо ты пишешь то, что говорят, как говорят и когда говорят, либо же ты – бесправное существо, обреченное на голодную смерть. В 1946 году творчество Ахматовой подверглось острой критике. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» так охарактеризовали творчество поэтессы:
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».
Гонения на литераторов и судьба Ахматовой
В результате Анну Ахматову вместе с коллегой Михаилом Зощенко успешно исключили из Союза советских писателей. Это исключение означало не только запрет на издание произведений и другие ограничения, связанные с возможностью заниматься творчеством, исключенные лишались продовольственных карточек, то есть средств к существованию.
|
|
Сначала Ахматовой всеми средствами мешали писать, потом арестовали единственного сына и отправили юношу в лагеря – отбывать наказание за выдуманное преступление, а напоследок лишили возможности просто жить. Доведенная до отчаяния, писательница так подытоживает события прожитых лет:
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…