Практическая работа №2

Определение обеспеченности стран запасами угля, нефти, газа, железной руды при современном уровне их добычи.

Цель работы: формирование умения оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью карт и статистических показателей.

Источники знаний и оборудование: атлас, текст учебника, таблицы 3, 4, 5 на стр. 383 – 384 учебника, контурная карта.

В наши дни человек использует более 200 различных видов минеральных ресурсов. Однако запасы их далеко неодинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса.

Вам предстоит оценить ресурсообеспеченность стран и Земли в целом такими важными минеральными ресурсами, как уголь, нефть, газ, железная руда и сделать вывод.

Помните, что земная кора - не скатерть- самобранка. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. Во – вторых, мировые запасы отдельных видов неодинаковы. В – третьих, «аппетиты» человечества все время растут. Как же сохранить минеральные ресурсы для последующих поколений?!

Задание 1. На основе анализа имеющихся статистических материалов выделить страны, наиболее обеспеченные углем, нефтью, газом, железной рудой. Результаты оформить в виде таблицы:

уголь нефть газ железная руда
       

Сделать вывод.

 

Задание 2. Вычислить ресурсообеспеченность Земли углем, нефтью, газом, железной рудой, пользуясь формулой

  З

Р = ----, где: Р – ресурсообеспеченность;

  Д          З – разведанные запасы;

          Д – объем добычи.

Сделать вывод.

 

  Разведанные запасы (млрд. т) Объем добычи (млн. т) Ресурсообеспеченность
Уголь Нефть Природный газ Железная руда 1750 140 150 200 5000 3600 2400 1060    

 

Задание 3. На контурной карте штриховкой покажите страны – члены ОПЕК. Подумайте, в чем причина создания этой интеграционной группировки стран – экспортеров нефти.

 

Лекция 5

Численность, воспроизводство и состав населения План

1. Численность населения мира. Рост численности населения.

2. Воспроизводство населения.

3. Два типа воспроизводства населения.

4. Демографическая политика в разных странах мира.

5. Половой состав населения мира.

6. Возрастной состав населения мира.

7. Этнический и лингвистический состав населения.

8. Религиозная структура населения мира.

9. Проблема межнациональных отношений.

1. Численность населения мира в настоящее время составляет около 6млрд. чел.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:

Китай-1млрд. 221млн. чел.

Индия-936 млн. чел.

США-263 млн. чел.

Индонезия-198 млн. чел.

Бразилия-162 млн. чел.

Россия-147 млн. чел.

Наряду такими «гигантами» есть страны, численность населения которых составляет 20-30 тыс. чел. (например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра).

В мире издавна существовал интерес к численности населения.

Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения, проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока-Египте, Китая, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме.

Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах, за исключением Катара и Омана,200лет назад в конце XVII- начале XIX века в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился. Так, в течении XIX века численности населения возросла на 710 млн. чел., а в течение XX века - на 4590 млн. чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза. Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах).

В настоящее времячисленность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн. чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

2. Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность-это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом.

Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать как:

Р-С=ЕП

где Р - рождаемость, С- смертность, ЕП- естественный прирост.

Естественный прирост может быть положительным и отрицательным. Он изменяется из года в год.

Рождаемость и смертность - процессы биологические, но на них влияют социально-экономические факторы. На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.

Таблица 1.

Показатели смертности по странам мира на 1997г.

(в расчете на тыс. жит., среднемировой показатель - 9)

Минимальные показатели Максимальные показатели

Кувейт-3

ОАЭ-3

Коста – Рика-4

Оман-4

Алжир-5

Сьерра-Леоне-29

Гвинея-Бисау-25

Руанда-22

Афганистан-21

Гвинея-20

Малайзия-20

Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минутку-175, каждый час-10,4 тыс., каждые сутки-250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис. Рождаемость зависит также от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает демографический кризис, а следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный.

Как правило, по мере роста благосостояние и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается возраст вступления в брак, увеличивается срок образования детей, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости.

Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышения уровня жизни вызывает, наоборот рост рождаемости.

Социально-экономические причины вызывающие низкие показатели рождаемости:

1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%)

2. Высокий уровень жизни

3. Высокий уровень образования и возрастания лет, затраченных на учебу.

4. Увеличение расходов на содержание ребенка.

5. Изменение статуса женщины, эмансипация появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

1. Низкий уровень жизни.

2. Преобладание сельского образа жизни.

3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

4. Традиции многодетности.

5. Подневольное положение жизни, ранние браки

6. Рост уровня медицины

7. Улучшение санитарной культуры

Таблица 2.

Страны-рекордсмены по показателю рождаемости

(в расчете на 1000 чел., 1997 год)

Максимальные показатели Минимальные показатели

Нигер-54

Мали-50

Буркина-Расо-47

Демократическая Республика

Конго-47

Сьерра-Леоне-47

Болгария-8

Босния и Герцеговина-8

Латвия-8

Чехия, Эстония, Германия, Словения, Испания-9 3.

Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. На 100 чел. населения (17%).Однако в регионах и странах мира он существенно различен:

Очень высокий естественный прирост Более 30%

Высокий естественный прирост 20-30%

Средний естественный прирост 10-20%

Низкий естественный прирост 2-10%

Очень низкий естественный прирост Менее 2%

Африка

Африка

Зарубежная

Азия

Зарубежная Азия

Латинская

Америка

Зарубежная

Европа Северная

Америка

Зарубежная

Европа СНГ

Нигер

Кения

Зимбабве

Ливия

Нигерия

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Эфиопия

Египет

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Польша

Франция

Чехия

Великобритания

США

Венгрия

Германия

Болгария

Австрия

Италия

Россия

Таким образом, можно выделить два основных типа воспроизводства населения, имеющих свои характерные особенности:

Первый тип воспроизводства населения

Второй тип воспроизводства населения

Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста

Стабилизация численности населения «Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)

Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности

Постоянное увеличение численности населения

Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения

«Формула воспроизводства»населения

13-9=4

«Формула воспроизводства»

населения

29-9=20

Характерен для стран

Зарубежной Европы, СНГ,

Северной Америки и Японии

Характерен для стран

Африки, Латинской

Америки и Зарубежной

Азии.

В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах  весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т.п. Но главной проблемой этих стран стала продовольственная проблема, так как производительность малотоварного сельского хозяйства, характерного для большинства развивающихся стран, находиться на низком уровне.

В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». В таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость).

4. Большинство государств стремиться управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, то есть проводит демографическую политику.

Демографическая политика-это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В станах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа – на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т.п. Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. До конца 80-х годов активную политику в этом направлении проводили страны Восточной Европы. В настоящее время в странах Западной Европы большую роль играют экономические меры включающие систему разного рода выплат и льгот семьям, имеющих двух и более детей.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т.п.). В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально- религиозные традиции многодетной семьи.

5. Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек (на каждые 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношения мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин. Однако различия по странам мира достаточно существенны. Преобладание мужчин характерно для большинства стран Азии. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго - Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Примерно равное соотношение мужчин и женщин характерно для большинства стран Африки и Латинской Америки.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн. Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамид имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых).

Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно. В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

6. При анализе возрастного состава населения принято выделять три

основные возрастные группы:

¾ Дети(0-14 лет)

¾ Взрослые(15-64 года)

¾ Пожилые(65 и старше).

В структуре населения мира доля детей составляет в среднем 34%,

взрослых-58%, пожилых-8%.

Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства

населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля детей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим «старением» населения в этих странах. В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50%(Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%. 7. Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но на них приходиться около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

¾ Китайцы(120 млн. чел.);

¾ Хиндустанцы(219 млн. чел.);

¾ Американцы США(187млн. чел.);

¾ Бенгальцы(176 млн. чел.);

¾ Русские(146 млн. чел.);

¾ Бразильцы(131 млн. чел.);

¾ Японцы(123 млн. чел.);

Более 30 млн. человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки, поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей.

Крупнейшими из них являются:

¾ индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд. чел.). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (ненецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;

¾ китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1млрд. чел.).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.

Около половины стран - однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовская Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:

¾ с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания,

Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);

¾ двунациональные (Канада, Бельгия);

¾ со сложным, но этнически однородны национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);

¾ со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

8. Религия - одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или одного народа).

Таблица 3.

Основные религии мира

Религия Основные районы

распространения религии

Страны распространения

1. Христианство

− Католицизм Южная Европа, Северная

Америка

Италия, Испания, Португалия,

Филиппины, все страны Южной

Америки

− Простентантизм Северная Европа, Северная

Америка, Австралия,

бывшие колонии

Великобритании

Великобритания, Новая Зеландия,

Австралия, ЮАР, Швеция.

− Православие Восточная Европа Россия, Грузия, Белоруссия, часть

Украины, Греция, Болгария, Сербия

2. Мусульманство Страны Западной Азии,

Северной Африки

Албания, Македония, Босния и

Герцеговина, регионы России,

Саудовская Аравия, Пакистан

3. Буддизм Южная и Восточная Азия Китай, Монголия, Япония, Мьянма,

Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос,

Малайзия, Россия (Бурятия,

Калмыкия, Тува).

4. Индуизм Южная Азия Индия, Непал, Шри-Ланка

5. Конфуцианство -------- Китай

6. Синтоизм -------- Япония

7. Иудаизм ------- Израиль

9. Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро.

Это связано:

¾ с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);

¾ с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан);

¾ с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (Индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);

¾ с расовой дискриминацией (ЮАР, США);

¾ с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Одной из главных «горячих точек» после Второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример, религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии(Ольстер).

Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствия, их решение одинаково важно для всех государств мира.

Задания для самостоятельной работы

1. Показатели естественного движения населения являются рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами, в каких единицах они измеряются? Как различаются эти показатели в странах с различными типами воспроизводства населения?

2. Какова численность населения земного шара? Какими причинами она определяется? Почему численность населения постоянно возрастает, а в последнее время - особенно быстрыми темпами?

3. Что такое демографический взрыв и каковы причины его возникновения?

4. Что такое демографическая политика? Приведите примеры мероприятий, направленных на регулирование численности населения в различных группах стран.

5. Приведите примеры крупнейших языковых семей. Какие народы к ним относятся? Почему по-английски говорят жители, но не только Великобритании, но и США, Австралии, Новой Зеландии?

6. Назовите крупнейшие по численности народы Земли.

7. В какой возрастной категории преобладание женского населения выражено наиболее ярко?

 8. Как различаются страны мира по соотношению мужского и женского население? Население какого пола преобладание в США, России, Иране, Индии, Саудовской Аравии, Австралии? Объясните особенности полового состава населения в каждой из указанных стран.

9. Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?

10. Население какой из возрастных групп преобладает в каждой из типов стран и в связи с какими причинами?

Литература

Основная:

1. Максаковский В.П. География 10класс. Экономическая и социальная

география мира - М.: Просвещение, 2005. с.57-71

2. Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география - М.:

Просвещение, § 10,11

Дополнительная:

1. Баранчиков Е.В. География - М.: Академия,2005

2. Болюсов С.И, Гладкевич Г.И, Зубаревич Н.В. Пособие по географии для

поступающих в вузы. - М.: ЧеПо, 1995

3. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузе.-

М.:Аст-Пресс,2001

4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Яр.: Верхневолжское

книжное издательство., 1995.

5. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2005

 

Задание к уроку № 2 «Численность населения мира».

1. Дайте определение понятиям:

Демография –

Воспроизводство населения –

 

2. Проанализируйте график динамики роста численности населения в презентации и ответьте на вопросы (см. график):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Проанализируйте диаграмму «Доля экономически развитых и развивающихся стран в мировом населении» и ответьте на вопросы (см. диаграмму в презентации):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте характеристику I типу воспроизводства населению:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: