Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов

Понятие и экономическая сущность товарных запасов.

Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, пред­ставляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвиже­ния: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.

Необхо­димость образования товарных запасов обусловлена следую­щими факторами:

• время, необходимое для транспортировки товаров от мес­та производства до места продажи, включая время на погруз­ку-разгрузку;

• сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

• несоответствие между производственным и торговым ас­сортиментом товаров, что вызывает необходимость подсорти­ровки, упаковки и подработки;

• особенности в территориальном размещении производства;

• условия транспортировки товаров, расстояние между по­ставщиком и торговым предприятием;

• звенность товародвижения;

• возможности хранения товара и др.

Таким образом, существование товарных запасов как кате­гории товарного обращения обусловлено необходимостью обес­печения нормального процесса обращения товаров.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он мо­жет находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно во­влекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запаса­ми. Но поскольку товарные запасы замещаются другими пар­тиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьи­рует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса дина­мичной формой товарооборота составляют экономическое со­держание процесса товарооборачиваемости.

2. Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:

1. Местонахождению:

- в предприятиях торговли,

- промышлен­ности,

- в пути;

2. срокам:

- запасы на начало

- конец периода;

3. единицам измерения:

- абсолютные (в стоимостном (руб.) и нату­ральном выражении (кг, шт.))

- относительные (в днях товарооборота);

4. назначению:

- текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);

- сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);

- досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной тор­говли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров);

- целевые товарные запасы (для осуществления определен­ных целевых мероприятий).

Размер товарных запасов в значительной степени определя­ется объемом и структурой товарооборота торгового предпри­ятия.

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важ­ных задач торговых предприятий:

- при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением това­рооборота предприятия;

- излишние запасы вызывают дополни­тельные потери, увеличение потребности в кредитах и рост рас­ходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финан­совое состояние торговых предприятий.

Поэтому вопрос коли­чественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребнос­тям товарооборота является весьма актуальным

Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов

   Товарные запасы анализируются, планируются и учитыва­ются в абсолютных и относительных показателях.

1. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведе­нии инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недо­статок абсолютных показателей — невозможность с их помо­щью определить степень соответствия величины товарного за­паса потребностям развития товарооборота.

 

- Средний товарный запас за период по среднеарифметической формуле:

 

              ТЗ ср = (ТЗн +ТЗк) / 2                                          (1),

 

Где ТЗср – средний запас за период

  ТЗн – запасы на начало периода

   ТЗк – запасы на конец периода

        

    Данная формула применяется когда известны значения товарных запасов (в стоимостном и/или натуральном выражении) на начало и конец анализируемого периода.

    Если даны данные в диапазоне (например, товарные запасы января, февраля, марта и т.д.), то используется расчет среднего товарного запаса по среднехронологической (формула 2)

 

- Средний товарный запас за анализируемый период рассчиты­вается по формуле средней хронологической моментного ряда:

                 (2)

 

где ТЗ — средний товарный запас за определенный период (руб.);

ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3 ... ТЗn — величина товарных запасов на от­дельные даты анализируемого периода (руб.);

п — количество дат, за которые берется величина запасов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: