Слова сами хотят сократиться

Курс

Лекционной скорописи.

 

Автор идеи и разработчик:

Овчинников Андрей Борисович.

 

Электронный адрес в интернете:

 skoropic@mail.ru

 

 

           Брошюра предназначена для студентов учебных заведений. Содержащаяся в ней методика Лекционной скорописи поможет студентам научиться писать лекции быстро, не уставать и, при этом, запоминать то, о чем пишется. Методика очень легка в усвоении и гарантирует подъем общей успеваемости учащихся при условии добросовестного её изучения. Брошюра изложена живым интересным языком, заряжена позитивным настроем.

Как научиться быстро писать лекции.

В помощь студенту.

Введение.

Эта методика предназначена, в первую очередь, для студентов любых учебных заведений, но может быть с успехом применена и для всех тех людей, которые вынуждены много писать. Наверное, ее нужно было опубликовать гораздо раньше. Ведь родилась она в далеком 1996 году, именно тогда мне уже с относительной легкостью давались лекции. Ну, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Хочется помочь последующим поколениям студентов, передать свой опыт. Отдельную благодарность хочу выразить моему соавтору и помощнику Катько Игорю Анатольевичу. Ведь без его профессиональной помощи и теплой дружеской поддержки мне вряд ли возможно было осуществить задуманное. В прошлом я тоже был когда-то студентом и изнывал под тяжестью лекционных недель (в основном на первом курсе). Потом было легче, т.к. стали появляться первые личные сокращения слов, потом… В общем, забегая вперед, без преувеличения, скажу: начиная с третьего курса учёбы на лекции я ходил отдыхать. Да, даже лекционная неделя для меня была, если и не совсем уж праздником (сидение часами в душном, переполненном студентами зале удовольствие не из приятных), но не уставал за 8 часов писанины это уж точно. Кроме того, и это не хвастовство, по скорости письма я занимал, наверное, первое место. Если бы лектор начал читать лекцию со скоростью Левитана, передающего последние новости Совинформбюро с фронтов, то без особого труда можно было бы за ним поспевать. По крайней мере, времени на лекциях хватало на то, чтобы срисовать картинку в конспект с плаката, демонстрируемого с кафедры лектором и оставить ровненькие книжные поля справа, слева, сверху и снизу страницы конспекта. Кстати, поля – это была вынужденная мера, чтобы хоть как-то увеличить объём исписанной тетрадки. Если у среднего студента на курс предмета, скажем терапии, рассчитанного на три семестра, могло не хватить и большой супертетради типа формата А-4, то я едва-едва натягивал обычную общую вместе с рисунками и широкими полями. Причём, объём втиснутой туда информации, порой, даже превышал объём оригинала, т.к. я легко успевал фиксировать и шутки лектора (когда остальные студенты жадно ловили скупые секунды для отдыха, любезно предоставляемые некоторыми преподавателями), и различные отступления, и ссылки на книги, и многое другое.

Но прежде, чем мы непосредственно приступим к изучению быстрого писания, надо разобрать плюсы и минусы методики. Да-да, есть и минусы, вот с них и начнём:

-- минус первый и он реальный: это малый объём исписанного материала. За счет недетского сокращения слов, оборотов, а порой, и целых предложений (лекторы тоже люди и тоже иногда любят лить воду) конспекты на экзамен, а у нас это было обязательным, я носил тонкие. Что вызывало подозрения у экзаменаторов: а полон ли этот конспект, что у него так мало исписанных листков? И начиналась тотальная проверка знаний по билету и вне его. Уже потом я научился приближать объём конспекта к среднестатистическому за счет внесенных туда рисунков, широких полей, иногда в одну тетрадку писал два предмета: один с начала тетради, другой – с конца.

-- второй минус: прочитать свои шифры ты сможешь только сам. Ни экзаменатор, ни твой друг, пропустивший лекцию, ничего в твоем конспекте не поймут, ибо он будет скорее походить на иероглифы, на китайскую грамоту во всех смыслах, но ни как не на письмо нормального человека. И у тебя уже никто не попросит конспекта переписать пропущенную лекцию. (Хотя это может быть и плюсом, но об этом позже.)

-- ещё один минус: Методике нужно учиться. Я почему выделил эту фразу. Всё не так просто. Вернее, как раз, все намного проще. Как бы это сказать, чтобы было понятно, и чтобы ты поверил, мой Друг. Всё дело в том, что учёбы, как таковой, не будет. Ты не будешь тратить свое драгоценной время на отдельные, какие-то специальные занятия. Нет, ты будешь постигать истину сам, прямо на поле боя, т.е. прямо на лекции. Кроме того, ты сам себе будешь и ученик, и учитель. Да, дорогой Друг, поверь мне. У тебя сложится свой собственный стиль скорописания, даже я не смогу прочитать твои записи. Учеба будет проходить в таком виде: открыл брошюрку, прочитал очередной урок (на это уйдет 10-15 минут) и применяй знания, закрепляй навыки прямо на лекции. На это уже потребуется от двух до десяти лекций, в зависимости от сложности урока. Что самое удивительное: быстрота писания и удобство чтения написанного -- это две стороны одной медали, и они одновременно будут совершенствоваться. Я же буду тебя слегка подталкивать в нужном направлении, т.к. методические указания носят лишь рекомендательный характер. А ты сам решай идти тебе туда или в другую сторону, может быть даже в лучшую, которую ты придумаешь сам. Скоропись – это не строгая наука, это искусство. Главное верить в себя, видеть себя со стороны, и всё получится (впрочем, как и в любом другом деле). Вот, собственно, и все недостатки данной методики.

Теперь о плюсах. Таковых несравненно больше. К тому же все те недостатки, что были описаны выше, можно смело превратить в достоинства. Например:

+ минус первый, относительно малого количества исписанных листов, легко превращается в плюс: экономию бумаги (в теперешний кризис это актуально), а подозрительного препода можно убедить, что он не прав, что конспект полный и что вы всё знаете.

+ из второго минуса тоже можно извлечь выгоду. Ну и что, что Ваш конспект не читабелен другими. Не беда. Попросят списать лекцию смело давайте, не жмитесь. Но, при этом, надо предупредить, что Вы пишите по особой системе, и что Вашему товарищу лучше поискать переписать лекцию в другом месте. Вас обязательно поймут. А молва о ваших шифровках быстро облетит весь курс, и воровать Ваши конспекты никто не станет. А смысл? Всё равно в них никто, кроме Вас, не разберётся. А если  еще экзаменатор, заподозривший неладное, попросит вора прочитать Ваш конспект?..

+ третий минус про учёбу. Да, её не будет. Вы сами будете себя развивать. Сама метода состоит из нескольких сжатых пунктов и их очень немного. Боюсь, что по объёму вступление может оказаться больше самого учебного материала. Только не спешите применять все пункты сразу, это вызовет кашу в голове и в тетрадке, и резко снизит интерес к скорописи. Может получиться так, что вы сами не вспомните, что написали. Да, методика требует изрядной тренировки памяти, но зато потом с лихвой все окупится скоростью писания. Постигайте пункт за пунктом медленно, не торопитесь, дайте Вашему мозгу привыкнуть и перестроится на новый стиль письма и чтения (стиль чтения тоже станет новым). Я же постараюсь построить программу так, чтобы применив и усвоив, именно усвоив, даже первый пункт Вы смогли почувствовать разницу до и после обучения, не сколько в скорости, сколько в удобстве писания. Да! Очень важный момент, вернее подводный камень методики о который можно здорово расшибиться.

Не пытайтесь писать быстро буквы. Это только отнимет лишние силы и не даст положительного эффекта. Во всяком случае, писать Вы быстрее не станете. Ведь методика основана не на скорости написания букв, а на скорости отображения мыслей лектора в конспекте. Хотя курс и называется скорописью цель у него иная, а именно: обучиться комфорту письма, научиться не уставать на лекциях, фиксировать полный объём информации, даваемый лектором, а главное, самому после разобраться в своих «записках сумасшедшего». Порой будут лететь такие фразы в Ваш адрес. Привыкайте заранее. В общем, учитесь писать правильно, а скорость сама Вас найдёт.

+ следующий плюс это сама скорость, о ней сказано выше. Могу лишь добавить то, что если Вы усвоите весь материал, то вполне возможно станете чемпионом по скорописанию среди своих коллег.

+ очень хороший плюс. Вы не будете уставать на лекциях!!!  Скорее Вы будете там отдыхать. И это истинная правда.

+ еще плюс, сами подсчитайте который по счету. Это развитие для мозга. Нет не нагрузка, а именно развитие. Это касается чтения. Вы сами увидите со временем, что сокращения в тексте читаются несколько иначе, чем обычный текст, и читаются на удивление легче, чем обычный текст. Поэтому плавно переходим к следующему плюсу.

+ Легкое чтение. Постепенно в процессе учебы Вы подойдете к тому, что, открыв тетрадку с лекцией, даже по прошествии определенного времени после её написания (а это может быть один день или целая неделя, в зависимости от расписания занятий), Вам будет достаточно лишь пробежать глазами текст. Прочтете, не напрягаясь и…

+ следующий плюс: легко прочитав, легко всё и запомните. Это не сказка, это правда.

+ самый главный плюс: вам очень повезло, у вас появился реальный шанс подтянуть вашу общую успеваемость. Почему я смело так утверждаю? Потому что я сам начинал учебу в академии убежденным троечником, а последнюю сессию сдал «на отлично». И это, во многом, благодаря предлагаемой методике. Уверяю вас, и вы так сможете.

Но почему,- возразит внимательный читатель,- именно эта методика скорописи является предпочтительнее остальных. Ведь имеются же в интернете и бесплатные альтернативы, стенография, наконец. Возможно, читатель будет прав. Но лично я в сети такого качественного материала не встречал. Нет, я не хвастаюсь. Справедливости ради надо сказать, что есть сайты и по этой тематике, но они, к сожалению, ограничиваются лишь некоторыми советами и редкими приемами. Стройной же, законченной философской системы, которая поможет даже новичку ходить на лекции учиться, отдыхая, я так и не нашел. Платных сайтов по теме я вообще не встречал. И пусть вас не пугает малый объём печатного материала (тонкая маленькая книжечка). В ней все необходимое изложено полностью. Методика имеет очень узкую направленность. Она предназначена исключительно для написания лекций и в ней отсутствуют ненужные, более универсальные приемы, т. е. «нет воды».           

Что касается стенографии. Несомненно, по скорости письма, опытный стенограф меня «сделает», читай, обгонит. Ведь скорость письма стенографиста возрастает в 4-7 раз по сравнению со скоростью обычного письма (по данным сайта Википедии). Методика дает возможность увеличить скорость в 2- 3 раза. Но это единственное, в чем уступает моя методика перед стенографией. Теперь преимущества: стенографии, по данным сайта http://stenografik.narod.ru, необходимо обучаться 2-3 месяца, еще 4-5 месяцев занимает закрепление знаний, итого 6-8 мес. Период обучения методики лекционной скорописи длиться 2-3 месяца, и это не отдельные, специальные занятия, а занятия, совмещенные с написанием самих лекций. Собственное время, потраченное на изучение, непосредственно, самой методики составляет пару часов, т. е. время прочтения самой брошюрки. Но даже это не главный минус стенографии. Есть статья: «Стенография – письмо нашей бурной эпохи» на сайте http://ru.convdocs.org. В разделе «Чего не может стенография» привожу дословно цитату: «закончился семестр, а на сессии он обнаружил, что прочитать записи он уже не может». Т. е., как утверждает автор статьи, «стенография предназначена для краткосрочной фиксации информации». Можно попытаться расшифровать свою стенограмму через несколько дней спустя её написания, но лучше перечитывать свои записи сразу после лекции. А какой нормальный студент будет делать это без крайней необходимости? Если занятие по этой лекции ещё через две недели, зачем читать сейчас свои записи? Я бы этого делать не стал. Стенограмму если не прочитать немедленно, то ее потом не расшифруешь. Записи же сделанные по моей методике легко читаются после любого периода времени. Можно впервые открыть конспект с записями лишь при подготовке к экзамену и трудностей с расшифровкой записей лекций не возникнет. Скажу больше. Лет пять назад я проходил повышение квалификации по специальности. В отличие от многих, лекции я писал добросовестно, но по своей методике. Написал и, естественно, я их больше никогда не читал… Прошли годы, я засел за написание брошюры Лекционной скорописи, и вспомнил про написанные, но никогда так и не прочитанные свои лекции ФПК. И, ради спортивного интереса, я их решил открыть и почитать. Каково же было мое удивление, когда пятилетние шифровки легко превращались в понятные и содержательные мысли.

Аудиозапись лекций – вариант тоже сомнительный. В бытность моей студенческой молодости уже можно было приобрести диктофон. И я тоже пытался записывать голос лектора на магнитную пленку. Но ничего из этой затеи не получилось. Я не буду упоминать про отсутствие тогда литиевых аккумуляторов, малый: заряд батареек и объём памяти магнитофонных кассет. Дело в другом. Все же лектор не повесть рассказывает, а лекцию диктует, т.е. говорит, сравнительно, медленно и часто повторяет свои фразы. И его аудио запись на слух воспринимать очень трудно. К тому же, наверное, и у вас к допуску на экзамен потребуют конспект с лекциями, а не флешку или CD диск с лекциями.

Вот и остается единственное – писать рукописью лекции, как это делали десятки поколений студентов сквозь столетия, но… несколько усовершенствованным и адаптированным способом, применительно именно к лекциям.

 Вопрос. Сколько времени понадобится для обучения данной методике? Вопрос сложный. Все зависит от индивидуальных качеств самого человека. Но мне кажется, что основная масса учащихся значительно облегчит себе письмо уже в течение одного месяца. В течение же семестра подавляющее большинство из Вас будут мастерами этого дела. Но еще раз напоминаю. В скорописи невозможно достичь идеального совершенства (к счастью). Практически на каждой лекции Вы будете открывать для себя что-то новое, то, которое будет Вам нести еще большее облегчение при письме. И этот процесс будет продолжаться вечно. Не правда ли, это так здорово!!! Необходимо добавить, что знания, обретенные с помощью данной брошюры, останутся с вами на всю жизнь. Они не забудутся.

  В конце брошюры даны образцы конспектов.

 

Урок № 1.

Слова сами хотят сократиться.

Это может показаться странным, но, в среднем, из десяти слов три не подлежат никакому сокращению, а остальные семь слов можно, так или иначе, сократить. Это соотношение будет примерно 1:3 в пользу сокращения. Русский язык в отличие от многих других языков мира, например от английского, состоит из длинных слов. Слова эти включают в себя, помимо прочего, еще суффиксы и окончания, которые своим значением просто уточняют смысл отдельно взятого слова. Это, зачастую, бывает лишним. Если просто откинуть в процессе письма некоторые суффиксы и, особенно, окончания, то при обретении определенной тренировки можно легко прочитать написанное. Возможно, смысл предложения и изменится, но не намного, основная суть останется прежней. Всем известны книжные сокращения: МЧС, КГБ, к.т. (кроме того), МГУ и т.д.… Кроме того, есть негласное правило: делать сокращение слова на двух подряд согласных буквах. Например: асфальтовое покрытие – асфальт. покр., спортивная площадка – спорт. пл. Можно иногда вырезать середину слова и тоже будет все понятно: производство – пр-во, количество – к-во. Усвоив один лишь первый урок, Вы уже почувствуете в облегчение при писании. К примеру, само слово «сокращение» можно сократить до «сокр.», что урезает его сразу, более чем, наполовину, и появляется время чуточку отдохнуть.

Чтобы было еще более убедительно, давайте призовем на помощь математику и подсчитаем время, которое Вы сами себе отпустите на отдых вместо того чтобы писать. Средняя скорость письма среднего человека составляет примерно 2 символа в секунду, по крайней мере, я сам пишу с такой скоростью. Чтобы эксперимент не носил на себе элементы искусственности, возьмем первое случайное предложение. Скажем, первое предложение этого урока. Вот оно. «Это может показаться странным, но, в среднем, из десяти слов три не подлежат никакому сокращению, а остальные семь слов можно, так или иначе, сократить». Это предложение

содержит в своем составе 128 символов и 24 слова, считая союзы. Я не считал за символ пробелы, потому как на их проставление тратится гораздо меньше времени. Время, затраченное на написание данного предложения, составит примерно 1 минуту, т.е. 64 сек. Теперь попробуем применить сокращения слов. Предложение теперь будет выглядеть примерно в таком виде: «Это м. показ. стран., но в ср., из 10 сл. 3 не подл. никак. сокр., а ост. 7 сл. м., т. или ин. сокр.». Считаем символы, их 77 штук. Т.е., их количество уменьшилось почти на половину, т.е. целых 25 из 64 секунд Вы будете отдыхать во время лекции. Впечатляет? Теперь слова: из всех 24 слов подвергнуты были сокращению 19, а 5 остались неизменными, соотношение даже почти 1:4. Эти пять не сокращенных слов содержат в своем составе по две-три буквы и сокращать их больше некуда. У вас, наверное, голову закружило от таких перспектив.

Однако давайте спустимся с небес методики на грешную землю Начинающего Скорописца. Можно я Вас так буду называть? Поверьте, ничего ироничного в этом нет, просто мне так будет удобнее с Вами общаться.

Замечание первое и, пожалуй, самое главное. Сокращать всё подряд так с ходу, ни в коем случае нельзя. Нужна постепенность. Для начала сокращайте только по одному слову в предложении, лучше по самому длинному слову. Спустя некоторое время можно будет сокращать и по два слова в предложении. Желательно, чтобы эти сокращённые слова стояли в разных местах предложения (например, в первой и во второй частях предложения), но не шли друг за дружкой. Легче будет потом понять написанное. Освоитесь, и можно будет уже сокращать и по три слова в предложении и т.д. Повторяю, главное постепенность.

Замечание второе. Это предложение, что я сейчас сократил, выглядит некрасиво, однобоко. И читается оно несколько тяжеловато. Я не буду сейчас объяснять детально, что это значит, потом Вы сами всё поймете. Замечу только, что числительные заменены цифрами. Это как-то сглаживает однобокость, но все же не настолько как хотелось бы. Я предпочитаю действовать комплексным подходом, применяя

несколько пунктов методики одновременно, чтобы просматривалась за сокращениями некая красота и гармония. Наверное, и Вы также потом будете работать, но пока это лишь первый урок. Этот урок всеобъемлющ. Он, как бы, охватывает почти всю методику с высоты птичьего полета. Но, вместе с тем, не стоит только на нем останавливаться.

Тяжело читаются механические сокращения слов. И смысл текста тяжело воспринимать. Поэтому, приучив себя сокращать до двух-трёх слов в предложении, при этом, легко потом, прочитывая предложения с этими сокращениями, смело переходите к изучению следующих пунктов методики.

Удачи вам, Начинающие Скорописцы!

 

 

Урок №2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: