Подбор группы участников похода

Дисциплина

«Планирование туристских маршрутов» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

Опорный конспект лекции №3

Тема № 3: Этапы организации и проведения туристского похода

Время: 1,5 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с этапами организации и проведения туристского похода.

Основные понятия: туристский маршрут, цели похода, выбор туристских маршрутов, этапы разработки маршрута.

Вопросы:

Этапы подготовки спортивного похода

Определение цели похода

Подбор группы участников похода

Состав и распределение обязанностей в туристской группе

Подготовка группы к маршруту и выбор маршрута

Ход проведения:

Любой туристский поход является итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.

В походе все взаимосвязано:

- цель похода определяет маршрут и состав группы;

- время проведения – особенности комплектования личного и группового снаряжения;

- от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д.

Схему организации спортивного туристского похода можно представить в систематизированном виде в форме сетевого графика (Приложение 1), ориентированного на события. Исходным событием (0) является момент времени, когда принято решение о проведении туристского похода.

Сетевой график – это динамическая модель проекта, которая отражает последовательность и зависимость работ, необходимых для успешного завершения проекта. При этом вершинами графика являются работы, а дуги обозначают взаимосвязь между ними. Сетевой график может отражать сроки выполнения запланированных работ и ресурсы, необходимые для их выполнения, а также прямые финансовые затраты, возникающие при реализации этих работ..

Сетевой график включает следующие события:

1 – определён состав группы и распределены обязанности;

2 – определён руководитель группы (выбирается членами группы или назначается);

3 – проведён анализ и обобщение имеющейся информации – получены карты, кроки;

4 – выбран район и сроки проведения похода;

5 – разработан основной маршрут группы;

6 – разработаны запасные и аварийные варианты маршрута;

7 – составлен календарный график похода, определены контрольные пункты и сроки;

8 – получены подтверждения МЧС (администрации района) о возможности проведения похода;

9 – составлен список группового снаряжения;

10 – составлен список личного снаряжения;

11 – составлен список продуктов питания;

12 – подготовлено и испытано групповое снаряжение;

13 – подготовлено и испытано личное снаряжение;

14 – подготовлены и опробованы продукты питания;

15 – завершена общетуристская подготовка членов группы;

16 – завершена техническая подготовка;

17 – завершена тактическая подготовка;

18 – завершена подготовка по технике безопасности;

19 – завершена топографическая подготовка;

20 – завершена физическая подготовка;

21 – завершена специальная подготовка;

22 – завершена психологическая подготовка;

23 – завершена интегральная подготовка (участие в соревнованиях, тренировочные походы);

24 – завершён врачебно-педагогический контроль;

25 – разработана маршрутная документация – заполнена маршрутная книжка;

26 – получено разрешение маршрутно-квалификационной комиссии;

27 – группа выехала в район похода.

 

Определение цели похода

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у потенциальных участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. Это может быть:

· - стремление отдохнуть на природе

· - пообщаться с друзьями или любимой девушкой

· - сделать очередной разряд или пройти поход следующей категории сложности

· - сходить в какой-нибудь (любой) поход из интереса

· - получить хорошую физическую нагрузку

· - половить рыбку в отдаленном озере

· - покорить вершину (порог, пещеру) и т.п.

Выяснение мотивов – дело непростое, требующее хорошего знания людей, с которыми собираешься идти. Усложняет ситуацию то, что человек редко сообщает (а иногда и не может сформулировать) такую информацию о себе. Сделать вывод о действительных побудительных мотивах можно, собрав косвенную информацию по направлениям:

· - уровень здоровья, наличие хронических заболеваний

· - общая физическая подготовка

· - специальная подготовка (туристская, альпинистская, медицинская, картографическая, музыкальная, ремонтная и т.д.)

· - психологические особенности (склонность к лидерству, конфликтность, инициативность, исполнительность, лень, ответственность и многое другое)

· - предыдущий опыт

· - установившиеся личные симпатии и антипатии

Подбор в группу участников с сильно отличающимися целями приводит к двум наиболее распространенным последствиям:

  1. Невозможно составить маршрут, удовлетворяющий всех участников
  2. Если маршрут и составлен, при прохождении возникнут множественные конфликты между очень разными участниками. Например, половина группы хочет пройти заявленный маршрут, а другой уже ничего не надо, кроме возвращения домой (рыбалки…).

Цели похода могут быть:

цель оздоровительная пропагандистско-агитационная познавательная военно-патриотическая
пример - Улучшить самочувствие - Снять стрессы - Пропагандировать ЗОЖ - пропагандировать туристскую песню - Познакомить с историей края - Познакомить с культурой народов - Познакомить с природой родного края - Познакомить с местами боевой и трудовой славы
цель учебная природоохранная спортивная тренировочная
пример - Обучить технике туризма - Установить кормушки для птиц - Очистить от мусора родники - Повысить туристскую квалификацию; - Совершенствовать навыки туристской техники - Подготовиться к более сложным походам

Каждый участник должен знать, куда и зачем он идет. Это исключит ошибки в комплектовании группы.

 

Подбор группы участников похода

Комплектуя группу, следует руководствоваться следующими требования ми:

1. Участники похода желательно должны быть одной возрастной группы;

2. Должны иметь одинаковую физическую подготовленность;

3. Иметь общие интересы.

Оптимальным считается состав группы от 8 до 10 человек. Небольшая численность группы положительно влияет на психологический климат, что создает благоприятную обстановку во время прохождения маршрута. Такой группой легче управлять, это позволяет руководителям держать под контролем все действия участников на маршруте. При организации бивака с небольшой группой можно быстро и достаточно компактно устраивать лагерь, а при прохождении сложных участков маршрута организовывать страховку.

Численность группы определяется видом туризма, категорией сложности похода, его целями, особенностями района. Одна из главных причин, определяющих численность группы, - обеспечение безопасности прохождения сложных участков маршрута.

При формировании группы необходимо придерживаться следующих правил:

· - В группе обязательно должны быть: руководитель, штурман (лучше несколько), завхоз, завснар, медик, ремонтник, хронометрист.

· - В группе хорошо бы иметь: повара, летописца, кино- фотооператора, комиссара, гитариста, комиссара, арбитра, казначея, кострового, специалиста по биваку и других специалистов. Допустимо совмещение должностей.

· - Все участники группы должны быть обеспечены личным снаряжением заранее и, желательно, не занимать его у других участников той же группы.

Обязательным условием для участия в походе является отсутствие медицинских противопоказаний!

В категорийных походах участники должны иметь соответствующий опыт предыдущих походов (на 1 категорию ниже) и преодоления категорийных перевалов (на 1 полукатегорию ниже планируемых).

В целом, обязанности каждого члена группы довольно очевидны из названия, но руководитель должен их представлять детально. Ниже перечислены:

1. Требования к специалисту.

2. Работы в период предпоходной подготовки

3. Работы в течение похода и после него.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: