Тема: Массовая информация и международные отношения
(сх. 1)
Вопросы:
1. Место массовой информации в международных социальных процессах.
2. Внешняя политика и международные отношения.
Вопрос.
ü - Сущностными особенностями СМИ являются обращенность к массовой аудитории, общедоступность, периодичность, ориентация на определенную аудиторию, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое или организационное воздействие на мнение и поведение человека4.
ü - СМИ представляют собой систему сложного комплекса операций с информацией, направленную на сообщение ее через печатные, технические, мультимедийные и другие формы населению. Кроме того, СМИ поддерживают коммуникацию между социокультурными и политическими субъектами и способствуют формированию, изменению и развитию общественного мнения. С этой точки зрения роль СМИ в политике очевидна.
ü - С точки зрения методологического анализа понятий СМИ и СМК следует отметить, что второе по содержанию шире, чем первое. Следовательно, это близкие, но не тождественные понятия.
|
|
ü - Под СМК преимущественно подразумеваются те формы, каналы, средства, методы и направления передачи информации, которые имеют официальный статус согласно государственной юрисдикции. Кроме того, СМК включают технико-технологическую составляющую и инфраструктуру информационной среды.
ü В связи со сказанным возрастает роль СМИ в современных международных отношениях. По мнению М. М. Лебедевой, «новыми акторами становятся также и “глобальные” СМИ, которые ориентированы на аудиторию, разбросанную по всему миру, прежде всего англоязычную. “Глобальные” СМИ способны отбирать и представлять информацию и тем самым влиять на политику государств, а также на определенные группы людей. Особенность СМИ как акторов заключается в сложных сетевых связях, которые они, соперничая и сотрудничая, устанавливают друг с другом, а также с государственными и бизнес-структурами».
ü - Г. Д. Лассуэлл выделяет три основные функции СМК: наблюдение за окружающей средой; соотнесение, взаимодействие различных частей общества в ответ на события, происходящие в окружающей среде; передачу социального наследия от одного поколения к следующему. По его мнению, эти функции осуществляется разными группами специалистов и первое место среди них занимают деятели сфер международных отношений6. Ч. Р. Миллс к этим функциям добавил развлекательную.
В. В. Фокина перечисляет функции СМИ как субъекта мировой политики: (сх.2)
u - информирование внутренней и внешней общественности;
u - манипулирование и убеждение граждан (формирование стереотипов, распространение идеологии, в некоторых случаях изменение сознания и формирование образа «врага» в лице представителей другого государства или этноса, психологическое воздействие на граждан других стран);
|
|
u - социализация и воспитание населения (внедрение этнокультурных образцов поведения, формирование социальной, национальной и классовой идентичности);
u - развлечение аудитории, отвлечение населения от проблем и кризогенных явлений во внутренней и внешней политике;
u - поддержание и регулирование отношений между институтами власти и обществом (в частности, апеллирование к общественному мнению);
u - контроль за правительством, его решениями и действиями;
- мобилизация населения для решения общественно значимых проблем;
u - прогнозирование и предсказание политических действий властей, в том числе их инициирование и коррекция.
ü - Современные каналы массовой информации — это не только информационная среда, которая сильно влияет на общественное мнение, но и мощная бизнес-структура. Финансовая мощь СМИ особенно ярко проявляется в деятельности международных медиакорпораций. Они формируют картину мира для жителей планеты, определяя, что именно они смотрят, слушают и читают каждый день. Интересы этих медиаимперий распространяются на каждый вид коммуникации человека: от газет и телеканалов до голливудских киностудий и книжных издательств10. У них огромные финансовые доходы11. СМИ являются необходимой площадкой свободного выражения мнений, они направлены на выраже-
ü (сх.3) Функции СМИ в политике
ü интересы государства. Их обеспечение.
Вопрос. Внешняя политика и Международные отношения. (Сх. 4)
Субъектами политических отношений внутри государства являются институты государства, политические партии, общественные организации, церковь, СМИ.
Между ними выстраивается отношения, в том числе и политические (ПК).
Отношения разных сфер, но все это – политические.
Отличие ВН П от МО. Внешняя политика — прерогатива государства. МО — многие. (Сх.5)
2. Субъектами международных отношений являются участники, которые по договоренности государств (системы), которые в полном соответствии с международным правом имеют обязанности и международные права в рамках этой системы и несут полную международную правовую ответственность за свою деятельность.
(Сх. 6)
внешнеполитическими субъектами выступают
Государства. Государства. Каждое государство на политической карте мира, не зависимо от занимаемой площади, количества населения, политического строя и дохода на душу населения является субъектом международных отношений
Межгосударственные (межнациональные) правительственные организации, созданные с целью укрепления и безопасности отношений на международном уровне, развития глобального сотрудничества между странами: ООН, МВФ, МБРР, Европарламент, ЮНЕСКО.
Организации, объединяющие государства, регионы, народы близкими по историческим и этническим признакам, которые связаны культурой и тесными торговыми отношениями: СНГ, Лига стран арабского мира, объединенная организация американских государств.
Неправительственные международные организации. Международные организации, как субъект международных отношений, которые не связаны межправительственными соглашениями. Их деятельность связана с развитием экономики, здравоохранения, науки и техники в мировом масштабе: ВОЗ, Всемирный Совет Мира, Всемирная организация профсоюзов, идеологические объединения (Коминтерн).
Государство, как субъект международных отношений, должно обладать следующими признаками:
· национально-государственный суверенитет;
|
|
· функционирование независимого правительства;
· наличие определенной, принадлежащей ему территории;
· проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.
Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:
1. поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;
2. создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;
3. внешнеполитические функции.
О государстве.
Цель, как результат, и интересы, как важнейшие потребности национального государства в системе международных отношений можно представить в четырех основных показателях (проявлениях):
1. государственный суверенитет, как основа контроля над определенной территорией и населением;
2. экономическое процветание и развитие;
3. военно-политическая безопасность;
4. высокий международный авторитет и способность влиять на определенное развитие системы международных отношений.
Внешняя политика государства
(Сх 7)
это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями.
Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д.
|
|
Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.
Внешней политике присущи следующие функции:
1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.
2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.
3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.
4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований, политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.