Изучение нового материала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока по дисциплине «История музыки и музыкальная литература»

Для обучающихся студентов 2 курса

Специальность 53.02.01 Музыкальное образование (базовая подготовка)

Обучающаяся: Протопопова Дарья Павловна

Специальность: 53.02.07 Теория музыки (углубленная подготовка)

Курс: 4, очное отделение

Минусинск

2020

 

 

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Симфоническое творчество Бетховена, симфония № 5»

Методическая разработка урока для студентов 2 курса специальности 53.02.01 Музыкальное образование составлена на основе Рабочей программы по дисциплине ОП.05. История музыки и музыкальная литература. Обучающиеся специальности «Музыкальное образование» чаще всего, не имеют музыкальной подготовки. Данную дисциплину изучают со 2 курса и к данной теме уже имеют представление о эпохах и стилях, о содержании музыкальных произведений и средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах и жанрах.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

образовательная: закрепление знаний о жизненном и творческом пути Л. в. Бетховена; формирование знаний о симфоническом творчестве Л. в. Бетховена на примере симфонии № 5;

развивающая: развитие умения формулирования выводов по изученному материалу; развитие навыков аналитического мышления; развитие образного мышления, художественного вкуса, развитие умение анализировать музыкальное произведение, умения сравнивать и выявлять главное;

воспитательная: воспитание музыкальной культуры, умения работать с музыкальным материалом, воспитание устойчивого интереса к классической музыке;

Методы обучения:

- Словесные методы (рассказ учителя, объяснение);

- Наглядные методы (демонстрация музыки)

- Практические методы (обучение эстетическому восприятию музыки, обучение слуховому анализу, передача своих впечатлений о музыке в рассказе, выполнение проверочной работы)

B качестве дидактического обеспечения на уроке выступают: раздаточный материал в виде схемы строения сонатного Allegro и сонатно- симфонического цикла, схемы анализа музыкального произведения.

В ходе проведения урока у обучающихся должны усвоиться знания о Венском классицизме, строении сонатного Allegro и сонатно – симфонического цикла. Также обучающиеся должны не просто усвоить знания о жизни и творчестве Людвиг ван Бетховена, о его симфоническом творчестве и симфонии №5, но и обосновать влияние биографии композитора на творчество композитора, изучаемыми симфоническими произведениями.

Формы контроля: устный и письменный контроль.

 

 

II. ХОД УРОКА:

1. Организационная часть:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Добрый день, уважаемые студенты. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема нашего занятия: «Симфоническое творчество Бетховена, симфония № 5». Сегодня мы с вами повторим основные факты биографии композитора и познакомимся с симфоническим творчеством на примере симфонии № 5. Сегодня на уроке мы многое успеем сделать и чтобы в конце урока вы смогли написать проверочную работу вам нужно быть максимально внимательными.

Актуализация знаний, полученных ранее

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас вам нужно ответить на вопросы, чтобы вспомнить всё, что пригодиться на уроке. Я предлагаю вам вытянуть листок с вопросом. У вас будет 1 минута на подготовку ответа.

-Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена.

-Годы жизни композитора и место рождения.

-Какое историческое событие оставило неизгладимый след в сознании Бетховена?

-В каких жанрах работал композитор.

-Сколько сонат написал композитор, какие сонаты вы знаете?

-Что такое симфония?

-Сколько частей в симфонии?

-Особенности жанра симфония?

-Кто из композиторов писал симфонии?

Итак, мы вспомнили основные факты биографии и творчества композитора и можем приступить к знакомству с симфоническим творчеством.

 

 

Изучение нового материала

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вклад Бетховена в мировую культуру определяется, прежде всего, его симфоническими произведениями. Он был величайшим симфонистом, и именно в симфонической музыке наиболее полно воплотились мировоззрение, и основные художественные принципы.

Путь Бетховена-симфониста охватил почти четверть столетия (1800- 1824), но влияние его распространилось на весь XIX и даже во многом на XX век. В ХIХ веке каждый композитор-симфонист должен был решить для себя вопрос, будет ли он продолжать одну из линий бетховенского симфонизма или попытается создать что-то принципиально иное. Так или иначе, но без Бетховена симфоническая музыка XIX века была бы совершенно иной.

У Бетховена 9 симфоний (10 осталась в эскизах). По сравнению со 104 гайдновскими или 41 моцартовскими это немного, но каждая из них - событие. Условия, в которых они сочинялись и исполнялись, коренным образом отличались от того, что было при Гайдне и Моцарте. Для Бетховена симфония это жанр, во-первых, сугубо общественный, исполняемый преимущественно в больших залах довольно солидным по тогдашним меркам оркестром; а во-вторых - жанр идейно очень значительный, не позволяющий писать такие сочинения сразу сериями по несколько штук. Поэтому бетховенские симфонии, как правило, гораздо крупнее даже моцартовских (кроме 1 и 8-й) и принципиально индивидуальны по концепции. Каждая симфония дает единственное решение – как образное, так и драматургическое. Правда, в последовательности бетховенских симфоний обнаруживаются некоторые закономерности давно замеченные музыкантами. Так, нечетные симфонии - более взрывчатые, героические или драматические (кроме 1-й), а четные-более «мирные», жанрово-бытовые (более всего 4, 6 и 8-я). Это может объясняться тем, что Бетховен нередко задумывал симфонии попарно и даже писал их одновременно или сразу друг за другом (5 и 6 на премьере даже «поменялись» номерами; 7 и 8 последовали подряд). Кроме симфоний, сфера симфонического творчества Бетховена включает и другие жанры. В отличие от Гайдна и Моцарта, у Бетховена совершенно отсутствуют жанры наподобие дивертисмента или серенады. Зато имеются жанры, не встречавшиеся у его предшественников. Это увертюра (в том числе самостоятельная, то есть не связанная с театральной музыкой). К симфонической музыке следует отнести и все бетховенские произведения концертного жанра, поскольку партия оркестра играет в них ведущую роль: 5 фортепианных концертов, скрипичный, тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели), и два романса для скрипки с оркестром.

 Главные особенности симфонического творчества Бетховена.

1.Показ образа в единстве противоположных, борющихся друг с другом элементов. (записать) Бетховенские темы часто строятся на контрастных мотивах, образующих внутреннее единство. Отсюда их внутренняя конфликтность, которая служит предпосылкой напряженного дальнейшего развития.

2.Огромная роль производного контраста. (записать) Под производным контрастом понимается такой принцип развития, при котором новый контрастный мотив или тема, является результатом преобразования предыдущего материала. Новое вырастает из старого, которое переходит в собственную противоположность.

3.Heпрерывность развития и качественных изменений образов. (записать) Развитие тем начинается буквально с самого начала их изложения. Так, в 5 симфонии в I части нет ни одного такта собственно экспозиции (за исключением «эпиграфа» - самых первых тактов). Уже на протяжении главной партии начальный мотив разительно преображается, и воспринимается одновременно как «роковой элемент» (мотив судьбы) и как символ героического сопротивления, то есть противостоящего року начала. Чрезвычайно динамична и тема главной партии «Героической» симфонии, которая также сразу дается в процессе бурного развития. Вот почему при лаконизме бетховенских тем - партии сонатных форм весьма развернуты. Начавшись в экспозиции, процесс развития охватывает не только разработку, но и репризу, и коду, которая превращается как бы во вторую разработку.

4.Качественно новое единство сонатно-симфонического цикла, по сравнению с циклами Гайдна и Моцарта. Симфония становится «инструментальной драмой», где каждая часть является необходимым звеном единого музыкально-драматургического «действия». Кульминацией этой «драмы» является финал. Ярчайший образец бетховенской инструментальной драмы - «Героическая» симфония, все части которой связаны общей линией развития, направленной к грандиозной картине всенародного торжества в финале.

 Пятая симфония (Под заголовок) стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году (студенты записывают), впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго - в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака-к свету, через борьбу-к победе». (записывают)

Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме - 3 и 9 симфонии, «Эгмонт»), является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь»). «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития.

Итак, сейчас слушаем 1 часть 5 симфонии (тема рока, ГП, ПП.), ваша задача проследить как менялась тема рока. (студенты слушают, определяют как изменялась тема рока, образ, выразительные средства, лад, темп и тд.)

А теперь давайте кратко запишем. Итак, сонатноe allegro I части (с-moll) почти всецело основано на принципе производного контраста. Он ярко проявляется в теме главной партии. Основа контраста - один и тот же мотив. Постоянно преображаясь, он воспринимается одновременно и как «роковой элемент», и как символ героического сопротивления, т.е. противостоящего року начала. Запишите: образ симфонии драматичный. Это выражается тональностью с-moll, маршевым ритмом и динамикой (фортиссимо.)

Запишите: II часть-Andante, As-dur, двойные вариации. 1 тема - более спокойная и песенная, содержит лирический элемент. 2 тема - фанфарная и маршевая. Прослушаем 2 темы, ваша задача сравнить их. (прослушвание, студенты определяют характер, выразительные средства)

III часть не содержит жанрового обозначения («менуэт» или «скерцо»). В eе беспокойной и суровой музыке нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца). Прослушаем фрагмент 3 части. (студенты слушают, анализируют образ, лад, темп, характер, как изменился мотив судьбы).

Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности, и развитие «мотива судьбы». Запишите: Темп allegro, pазмер 3/4, снова образ драматической борьбы.

Последняя часть симфонии становится ее праздничной кульминацией. А теперь прослушаем финал 4 части. (студенты слушают и определяют жанровость главной темы, выразительные средства, рассказывают какие образы возникли при прослушивании)

Отличительной особенностью тематизма финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами, победными кличами, пафосом ораторской речи. Подобные образы потребовали от композитора усиления оркестровых ресурсов: в партитуру финала впервые в симфонической музыке включены 3 тромбона, малая флейта (пикколо) и контрафагот. Запишите: Тональность части С-dur, главная тема маршевая, связующая — гимнична, побочная близка хороводному танцу, заключительная звучит как триумфальный клич.

Итак, мы познакомились с 5 симфонией и узнали, что идея симфонии- борьба человека с судьбой, которая развивается на протяжении всей симфонии. Воплощается эта идея с помощью таких средств музыкальной выразительности, как: ритм, тональность, темп, динамика. Особенности инструментовки: ввёл контрафагот, флейту-пикколо и группу тромбонов. 4-частный цикл 5 симфонии отличается монолитностью и обусловлен:

-единым замыслом;

-сквозным развитием ведущего образа - «мотива судьбы». Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь;

-ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету»). Тональность финала - С-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные эпизоды первых трех частей. Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками;

-интонационными связями между частями. (с-moll-ный марш из III части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров роднят лирику Andante c финалом.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: