Цель занятия: Научиться определять причины возникновения управленческих проблем.
Научиться анализировать пути решения проблем.
Научиться использовать методику выработки управленческих решений.
Форма работы: групповая.
Краткие методические указания:
В современных экономических условиях очень сложными и многосвязными стали задачи объектов управления, очень динамична внутренняя и внешняя среда организации. Чем изменчивее среда, в которой функционирует организация, тем больше возникает различных условий и обстоятельств, характеризующих реальные несовпадения ее желаемого состояния с действительным. Одни словом, возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Четкое формулирование, анализ и объективная оценка проблемы – это подготовительный этап для принятия управленческих решений. Решения, основанные на выявлении и анализе ситуаций, организации выполнения необходимых преобразований – это основа, центральное звено всей цепочки управления.
|
|
Для выполнения данного практического занятия необходимо изучить главу _____ с. __________ учебного пособия «Менеджмент».
Задание:
1 Прочитать предложенный преподавателем текст производственной ситуации (Приложение 3.1).
2 Проанализировать основные причины возникновения проблемной ситуации.
3 Рассмотреть возможные пути решения возникшей проблемы. Оценить их достоинства и недостатки.
4 Принять верное, на Ваш взгляд, управленческое решение и выработать план действий по устранению возникших проблем.
Составление отчета:
После выполнения практического задания студент должен представить отчет по практическому занятию по форме (Приложение 3.2).
Приложение 3.1
Мини-кейс «Теория принятия управленческих решений»
Людмила Петровна Ковалева уже двадцать лет возглавляет цех лакокрасочных покрытий на заводе, производящем металлоизделия. Вчера в цехе побывала комиссия по охране труда. Инспектор, возглавлявший комиссию, вынес постановление немедленно остановить производство до устранения обнаруженных в воздухе цеха вредных примесей, максимально превышающих нормативные показатели. С большим трудом директору завода удалось уговорить комиссию не закрывать цех, а дать месячный срок на устранение недостатков.
У Людмилы Петровны с директором завода состоялся серьезный разговор. Он твердо сказал, что, несмотря на предпенсионный возраст, освободит ее от должности, если в течение трех дней она не представит план мероприятий по устранению всех недостатков. Людмила Петровна пригласила начальника отдела охраны труда и председателя профкома на совещание. Начальник отдела охраны труда твердил одно: «Мы всегда так работаем, и сколько комиссий не было, никто никогда ни к чему не придирался. Кто же знал, что они натащат сюда разных приборов; такого же никогда не было. Однако цех Ваш, и Вы несете ответственность, а наше дело только инструктировать рабочих по технике безопасности».
|
|
Людмила Петровна и сама была удивлена, раньше все заканчивалось лишь обходом участков, обедом в заводской столовой и подарками. На этот раз новый инспектор от обеда и подарков отказался, что и насторожило Людмилу Петровну.
К тому же, когда во время пересменки она собрала рабочих и начала их отчитывать за то, что они работают без респираторов, в грязной спецодежде и пригрозила, что нарушителей лишит премии, рабочие заявили, что поднимут скандал, так как все уже имеют профзаболевания и подадут в суд на возмещение ущерба здоровью.
Закончился рабочий день, а Людмила Петровна сидела и думала, что же предпринять? «Может все бросить и досрочно уйти на пенсию?», «Неужели я за три дня не придумаю выхода из создавшейся ситуации?».
И, взяв в руки карандаш, она приготовилась искать решение.
Вопросы:
1 Определите основные причины превышения минимально допустимых величин содержания вредных веществ в воздухе цеха.
2 Определите возможные пути решения данной проблемы.
3 Составьте план действий по устранению недостатков.
Приложение 3.2
ОТЧЕТ
по практическому занятию № 3
Теория принятия управленческих решений
Студента ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа _____________________________________________
Задание:
1 Основные причины возникновения проблемы:
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2 Возможные варианты выхода из ситуации:
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3 План мероприятий по устранению недостатков
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
Выводы:
Практическое занятие 4
Теория принятия управленческого решения
(повышение качества успеваемости в группе)
Цель занятия: Уметь применять на практике методику принятия управленческих решений и моделировать производственные ситуации.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Краткие методические указания:
Для выполнения данного практического занятия необходимо изучить главу _____ с. __________ учебного пособия «Менеджмент».
Задание:
1 Диагностировать проблему: Как обеспечить качество обучения в учебной группе.
2 Определить факторы, влияющие на качество обучения.
3 Сформировать критерии и ограничения для принятия решения.
4 Оценить возможные альтернативные решения данной проблемы.
5 Осуществить окончательный выбор решения (экономически выгодного, рационального «Правильное решение», гуманного «любящий, отзывчевый человек»).
Составление отчета:
После выполнения практического задания студент должен представить отчет по практическому занятию по форме (Приложение 4.1).
Приложение 4.1
ОТЧЕТ
по практическому занятию № 4
Моделирование ситуации и разработка управленческого решения
Студента ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа _____________________________________________
Задание:
Проблема: Обеспечение качества обучения в учебной группе
№ п/п | Основные причины низкого качества подготовки | Критерии и ограничения | Пути решения проблемы | Тип решения (Э; Р; Г) |
1 | Пропуски занятий без уважительных причин | max 18 часов в год | · вызвать родителей · отчислить · педсовет · дополнительные занятия | |
2 | Низкий уровень обученности (остаточных знаний) | контрольный срез знаний min 3 балла | · | |
3 | Отсутствие мотивации | · | ||
· | ||||
· | ||||
· | ||||
· | ||||
· |
|
|
Выводы:
Практическое занятие 5