В соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об энергосбережении» (ст. 14) для потребителей и производителей энергоресурсов установлены следующие льготы:
· предприятия и организации, выпускающие продукцию с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями энергоэффективности, пользуются государственной поддержкой при проведении тарифной политики. Стоимость указанной продукции должна составлять не менее половины стоимости общего выпуска продукции предприятия;
· производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и региональной энергетической комиссией. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями;
· для установок, использующих нетрадиционные возобновляемые источники энергии, величина тарифов должна обеспечивать срок окупаемости капитальных вложений для этих установок не более 6-8 лет;
· предусмотреть в составе типового договора между потребителями и поставщиками топлива и энергии порядок, согласно которому потребители энергетических ресурсов – юридические лица, в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению;
· строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии;
· в целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов предусмотреть установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов – организаций и предприятий социальной сферы. Экономное рациональное использование топлива и энергии, а также воды ведет к уменьшению бюджетных средств на топливо- и энергообеспечение объектов этой сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней.
В настоящее время население оплачивает не более 30 % затрат на энергообеспечение всеми видами энергоресурсов, а остальные затраты оплачиваются из местных бюджетов различных уровней.
Проводимая жилищно-коммунальная реформа предусматривает к 2003 году оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме за счет населения. При этом дотации должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия оплачиваться по единым для всех тарифам.
До массовой установки в жилищно-коммунальном секторе приборов и систем учета предусматривается, исходя из базового расхода энергоносителей за последние 3-5 лет, абонентский тариф, при котором потребитель оплачивает услуги, обеспечивающие нормативный тепловой режим помещений, надежное газо- и водоснабжение. Для стимулирования экономии энергоресурсов необходимо ввести шкалу скидок с тарифов за осуществление стандартных мер экономии.
В целях своевременного оснащения организаций государственной собственности системами учета и регулирования потребления энергии следует установить порядок предоставления администрациями субъектов РФ необходимых гарантий по расчетам с отечественными и зарубежными инвесторами при финансировании ими работ по приборному обеспечению этих организаций.