Проблемные ситуации и задачи

1. Определите спрос на товар и его изменение в прогнозном пе
риоде.

Исходные данные. Спрос на товар Ст подчиняется следующей зависимости от цены товара Рт, товара-заменителя Ртз и уровня душевого дохода Д: Ст = 0,17 - 0,24 Рт + 0,31 Ртз + 0,37 Д;'расчетные значения цен Рт, Рт.з. и дохода Д в периоде, предшествующем прогнозному, равны соответственно 1 200 руб., 1 150 руб. и 1 700 тыс. руб.

В прогнозном периоде предусматривается рост цен и доходов на 25 %, 30 % и 40 % соответственно.

2. Рассчитайте спрос на мясо и мясопродукты в краткосрочном и
долгосрочном периодах.

Исходные данные. Рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов на одного человека в год — 82 кг. В базисном периоде фактическое потребление мяса и мясопродуктов на одного человека составило 60 кг, численность населения — 9,8 млн человек.

В прогнозном периоде, следующем за базисным, денежные доходы населения возрастут на 40 %, индекс цен на мясо и мясопродукты составит 130 %. В долгосрочной перспективе численность населения уменьшится на 7 %.

3. В базисном периоде потребление сыра на одного человека в год
составило 48 кг, цена 1 кг сыра — 4 200 руб. Эластичность спроса (по
требления) по цене равна (-0,6). В прогнозном периоде предусматри
вается рост цены до 4 800 руб. Доходы населения не изменятся.

Определите спрос на сыр и его изменение в прогнозном периоде.

4. Рассчитайте емкость национального потребительского рынка на
основе данных таблицы.

73


Показатели Значения показателя, трлн руб.
Производство товаров в стране 8,6
Уменьшение остатков товаров на складах предприя- 0,6
тий-производителей  
Увеличение запасов товаров в оптовой и розничной 0,8
торговле  
Экспорт товаров 3,0
Импорт товаров 2,5

5. Определите объем и структуру товарооборота в прогнозном пе
риоде.

Исходные данные. В базисном периоде продано продовольственных товаров на 3 трлн руб., непродовольственных товаров — на 3,4 трлн руб.

В прогнозном периоде предполагается увеличение реализации в сопоставимых ценах по этим товарным группам соответственно на 8 и 11 %. Индекс потребительских цен составит 132 %.

6. На основе исходных данных таблицы разработайте прогнозный
баланс спроса и предложения на молокопродукты и меры по обеспече
нию их сбалансированности.

 

Показатели Базисный периол Прогнозный период
Спрос внутреннего рынка, млн т 4,1  
Экспорт, млн т 0,8  
Отечественное производство 4,9  
Импорт 0,1  
Темпы роста спроса внутреннего рынка, %   11О
Темпы роста спроса внешнего рынка (экспорта), %   115
Темпы роста отечественного производства, %   103
Темпы роста импорта, %   102

7. Определите, какие решения следует принять по производству
товаров народного потребления, если в балансе денежных доходов и
расходов населения сумма средств для покупки товаров равна
11,7 трлн руб., товарные ресурсы составят 10,5 трлн руб.

8. Опишите последствия следующих ситуаций па потребитель
ском рынке:

а) спрос — 11,5 трлн руб., предложение — 13,0 трлн руб.

б) спрос — 11,5 трлн руб., предложение — 10,0 трлн руб.

в) спрос —11,8 трлн руб., предложение — 11,8 трлн руб.

74


Определите, как будет изменяться рыночная цена, возможны ли инфляционные процессы в этих ситуациях и какие меры следует предпринять для устранения негативных последствий в каждой из них.

9. Денежные доходы населения равны 11,2 трлн руб.; оплата услуг — 1,4 трлн руб.; обязательные платежи — 1,4 трлн руб.; сбережения, покупка ценных бумаг, валюты и другие расходы — 0,9 трлн руб., расходы на покупку товаров — 7,5 трлн руб.

Как изменится покупательный фонд, если денежные доходы населения увеличатся па 40 %, нетоварные расходы возрастут на 28 %, расходы на покупку цепных бумаг, валюты, сбережения уменьшатся на 5 %.

Каким образом можно устранить негативные последствия этих изменений?

Методические рекомендации

При решении задачи 1 необходимо сначала определить уровень цен па товар, товары-заменители и доходов, затем на основе уравнения регрессии рассчитать объемы спроса на товар в базисном и прогнозном периодах и путем их сравнения определить изменение.

Для решения задачи 2 следует определить расчетную норму потребления мяса и мясопродуктов в краткосрочном периоде на основе фактического потребления в базисном периоде, скорректированного на коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста денежных доходов населения и потребительских цен в прогнозном периоде, следующем за базисным.

Прогноз спроса на продовольственные товары в долгосрочном периоде следует осуществлять исходя из рекомендуемой нормы потребления.

Решение задачи 3 необходимо осуществлять по формуле исходя из коэффициента эластичности спроса, задачи 4 — по формуле расчета емкости рынка.

При решении задачи 5 вначале рассчитываются объемы реализации продовольственных и непродовольственных товаров с учетом темпов роста по товарным группам и потребительских цен, а затем определяется удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров.

Для решения задачи б необходимо знать содержание спроса и предложения, проработать варианты и меры, способствующие обеспечению сбалансированности спроса и предложения.

При принятии решений в ситуациях 7, 8, 9 следует исходить из необходимости увязки денежных доходов населения с покупательными фондами, необходимым объемом товарооборота и воздействия торговых организаций и государства па отечественных производителей.

75


5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ИНВЕСТИЦИЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И РАЗВИТИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ

Тема 14. Материально-техническое обеспечение

Основные понятия и тезисы

В данной теме рассматриваются формы обеспечения материально-техническими ресурсами в рыночных условиях, методы прогнозирования потребности в материально-технических ресурсах и планирование ноставок продукции производственно-технического назначения для государственных нужд.

Обеспечение субъектов хозяйствования материально-техническими ресурсами приобретает особое значение в условиях становления рыночных отношений.

В условиях директивного планирования обеспечение средствами производства предприятий и организаций осуществлялось централизованно, путем фондирования (формирования фондов).

При переходе к рыночным отношениям ресурсное обеспечение стало осуществляться:

на основе прямых горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями;

посредством государственного заказа на поставку важнейших видов продукции;

с помощью посреднических фирм и других организаций, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и потребителями на договорной основе;

через систему организованных товарных рынков: товарных бирж, ярмарок, аукционов и других рыночных структурных образований.

Потребности в материально-технических ресурсах должны определяться по всем направлениям их использования. Прогнозирование потребности в ресурсах целесообразно осуществлять с применением системы методов. Выбор тех или иных методов зависит от уровня планирования и управления, временного аспекта, наличия необходимых исходных данных для проведения расчетов.

На начальных этапах при разработке краткосрочных прогнозов целесообразно использовать методы экстраполяции, среди которых следует выделить метод подбора функций.

76


Наиболее широкое распространение в действующей практике для определения потребности в материально-технических ресурсах получил нормативный метод. Он применяется на всех уровнях управления экономикой.

На макроуровне используется метод укрупненных нормативов, который предполагает применение среднеотраслевых нормативов расхода продукции г'-й отрасли — производителя на единицу продукции j-й отрасли — потребителя аij.



 


где Аi - потребность в продукции i-й отрасли-производителя; хj. — объем производства /-й отрасли-потребителя.

На мезоуровне (региональном и отраслевом) применяются групповые нормы расхода материальных ресурсов, например норма расхода сахара на 1 т кондитерских изделий. Зная прогнозируемые объемы производства продукции в групповом ассортименте и групповые нормы расхода, можно рассчитать потребность в конкретном ресурсе на определенный период.

На микроуровне нормативный метод определения потребности в ресурсах носит название "метод прямого счета". Он основан на использовании объема производства продукции (выполняемых работ) и норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ). Потребность в конкретном материальном ресурсе Аi определяется по формуле

где п — количество разновидностей продукции или работ, на которые используется данный материал; Н.. — норма расхода j - гоматериала на единицу j-го вида продукции или работ; qi — прогнозируемый объем производства j - говида продукции.

В практике прогнозирования и планирования применяются модификации метода прямого счета. В частности, потребности в материальных ресурсах могут определяться по аналогии (по типовым представителям), если на запланированное к производству новое изделие еще нет норм расхода. Расчет производится по формуле

где Hir — норма расхода i-го материала на единицу типового представителя данной группы изделий; q — план производства группы изделий.

77



На всех уровнях управления экономикой может применяться индексный метод определения потребности в материально-технических ресурсах. Расчет производится по формуле


где Aнi, A6i — потребность в i-м материале в плановом периоде и фак-тическое его потребление в базисном периоде; J Q — индекс изменения объема производства продукции в плановом периоде; Jнi — индекс изменения норм расхода i-ro материала в плановом периоде.

Этот метод отличается исключительной простотой расчетов потребности в материальных ресурсах и оперативностью.

В ряде отраслей пищевой промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов для определения потребности в материальных ресурсах используется метод рецептурного состава. Например, по рецептуре расход муки на 1 т хлеба и хлебобулочных изделий составляет а кг. При объеме производства этой продукции в плановом периоде О потребность в муке А составит

где Кв — коэффициент выхода продукции.

В современных условиях для определения потребности в сырье, материалах и топливно-энергетических ресурсах целесообразно применять методы оптимизации. Они позволяют формировать структуру ассортиментного выпуска продукции с учетом рационального использования ресурсов. Их применение предполагает формирование экономико-математической модели, которая должна обязательно включать ограничения по особо важным, дефицитным ресурсам. Потребность в г-м материале определяется па основе норм расхода аij и искомого количества продукции в оптимальном варианте плана х j.

Прогнозирование потребности в материалах должно включать определение запасов (текущих, страховых, подготовительных).

G целью удовлетворения потребности в материально-технических ресурсах необходимо развивать лизинг, внедрять прогрессивные технологии и технику, новые виды материалов, разрабатывать программы ресурсосбережения и механизм их реализации.

Планирование поставок важнейших видов продукции для государственных нужд производится соответствующими органами управления (министерствами, концернами и др.) исходя из потребности.

Органы управления по закрепленной за ними номенклатуре продукции определяют общую потребность в ней и разрабатывают балан-

78


сы производства и потребления средств производства, подготавливают предложения о величине централизованных закупок и импорта необходимой продукции с целью обеспечения устойчивой производственной деятельности предприятий и экономической стабильности народного хозяйства.

Поставка важнейших видов продукции производственно-технического назначения в соответствии с межправительственными соглашениями другим государствам осуществляется на основании квот, доводимых регулирующими органами до предприятий и организаций-поставщиков.

Размещение заказов среди предприятий может осуществляться на условиях обязательного задания или на конкурсной основе. Закупка продукции для государственных нужд производится по свободным рыночным ценам, кроме продукции, по которой сохранено государственное регулирование цеп.

Государственные заказчики разрабатывают условия конкурса, определяют порядок его проведения и критерии выявления победителя.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для республиканских государственных нужд могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами, другие льготы.

Приобретение предприятиями необходимых для производства материальных ресурсов и других товаров, а также сбыт произведенной продукции, за исключением заказанной для государственных нужд, осуществляется в основном самостоятельно.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: