Фирма в условиях чистой конкуренции

2.1  Понятие, условия возникновения и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия.


Рисунок 2.1. Виды конкуренции

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала. По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

2.2 Чистая конкуренция и её характерные черты

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

 

2.3 Преимущества и недостатки чистой конкуренции

Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие:

1. Оптимальное ценообразование. Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти отдельной фирмы или административного диктата. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену. Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для потребителя и предельными издержками для производителя. Каждый товар будет потребляться до уровня, при котором предельная полезность уравнивается с рыночной ценой (MU = Р). При этом потребитель максимизирует полученную полезность. Предприниматель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить продукцию до такого объема, при котором цена сравняется с предельными издержками (МС = Р). Если MU = Р и МС = Р, то MU = МС. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

2. Производственная эффективность. Р = AСmin. Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным способом. Конкуренция вынуждает фирмы минимизировать издержки (иначе они будут вытеснены с рынка) и устанавливать цену, соответствующую этим издержкам. Это, очевидно, весьма благоприятная ситуация для потребителей. К тому же, поскольку товары в конкурирующих отраслях гомогенны (однотипны), в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно включаются в издержки производства при определении цены продукта.

3. Оптимальное распределение ресурсов. Вспомним, что кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения - с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие равновесия конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МС = MR, то S = D). Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

4. Способность к саморегулированию. Рыночный механизм совершенной конкуренции, как было рассмотрено выше, способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

 

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка.

Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и целый ряд специфических недостатков. Отметим основные из них:

1. Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, по не гарантирует равенства результатов. Не следует забывать, что, обеспечивая эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, совершенная конкуренция исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

2. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами. Она не предусматривает производства общественных благ (национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эту задачу должно решить государство.

3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что чисто конкурентная система рынка игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам. По этой же причине рынок несовершенной конкуренции не в состоянии стимулировать научно-технический прогресс. Небольшим фирмам не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители не только учитывают непосредственное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, на послепродажное обслуживание и т.д. А это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства и в конечном счете цены.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Хотя рыночные силы саморегулирования работают здесь с наибольшей эффективностью, они не преодолевают общих проблем рыночной экономики. Существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции, и предполагается активное участие государства в регулировании реальных рыночных процессов.

2.4 Эффективность фирмы в условиях чистой конкуренции

Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, спрос на продукцию является абсолютно эластичным, а цена продукции – заданной извне текущим состоянием рынка. В таких условиях цена товара совпадает с предельным доходом продавца.

Обратимся теперь к вопросу об эффективности взаимодействия субъектов данного рынка. Понятие «эффективность» относительно: с точки зрения интереса одной категории субъектов какое-либо действие эффективно, с точки зрения другой — неэффективно; среди субъектов, интересы которых, как правило, в той или иной мере противоречат друг другу, единой оценки нет.

В отношении типа рыночной структуры принято оценивать эффективность с точки зрения всего сообщества, хотя, конечно, в силу вышеуказанного эта оценка достаточна условна. С точки зрения каждой отдельной фирмы критерием эффективности является чистая прибыль. Однако общественную эффективность можно измерить с позиции того, насколько полно удовлетворяются потребности всех членов общества или насколько рационально (с учетом вышеуказанного) используются имеющиеся ресурсы. Соответственно под оптимальной эффективностью понимается такое использование ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребностей. Эта эффективность обеспечивается выполнением двух условий (критериев оценки общей эффективности) — достижением оптимума производственной эффективности и эффективности распределения ресурсов:

• оптимальная эффективность распределения (Р = МС) —распределение (между фирмами и отраслями) ресурсов, обеспечивающее производство наиболее необходимого потребителям ассортимента продукции; этот оптимум достигается, когда никакое дальнейшее изменение структуры производства не дает обществу прироста благосостояния (добавочного удовлетворения потребностей);

• оптимальная производственная эффективность (Р = ACmin) — производство каждого товара, включенного в оптимальный состав продукции, осуществляемое наименее дорогостоящим способом.

Итак, оптимум экономической эффективности требует равенства цены, предельных издержек и минимальных средних издержек. В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам: Р = МС. Это равенство означает отсутствие необходимости использования в данной отрасли дополнительных ресурсов; с общественной точки зрения распределение ресурсов является оптимальным. Почему? При дальнейшем увеличении объема ресурсов предельные издержки превысят уровень цены и, таким образом, доход отрасли станет недостаточным для оплаты добавочных ресурсов. Следовательно, в отрасли используется максимально возможный объем ресурсов, т.е. обеспечивается оптимальная эффективность их распределения.

Цена равна минимальным средним издержкам: P=ACmin. Это равенство означает, что фирмы получают чистую нулевую прибыль (их доходы равны вмененным издержкам), т.е. продукция производится с минимально возможными (при данной технологии) средними издержками. Другими словами, равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма применяет наиболее эффективную (из доступных) технологию и реализует продукцию по минимально возможной цене. Значит, для этого типа рынка характерна оптимальная производственная эффективность.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции имеет место тройное равенство — цены, предельных издержек, средних издержек, т.е. рынок совершенной конкуренции является максимально эффективным типом рыночной структуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: