IV этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений (1-2-е полугодия 3 класса)

На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных ка­честв младших слабовидящих школь­ников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10-11-летние дети готовятся к вступ­лению в новую фазу возрастного раз­вития, когда ведущим видом деятель­ности становится интимно-личност­ное общение. С другой стороны, изве­стно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе обще­ния с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов, бедностью и фрагментарно­стью образов представления, наруше­ниями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нрав­ственного развития.

Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основ­ные задачи:

1. Развитие коммуникативной ком­петенции.

2. Развитие способности к осозна­нию себя и своих возможностей, позитивация образа Я.

3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

4. Формирование адекватных спосо­бов поведения в различных жизненных ситуациях.

5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения.

6. Перенос нового позитивного опы­та в реальную жизнедеятельность.

В состав группы по коррекции ком­муникативной деятельности входят сла­бовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития.

Структура игровых занятий:

I ч. Вводная.

Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.

Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог-ребе­нок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему.

II ч. Основная.

По своему содержа­нию представляет реализацию соответ­ствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы.

Цели:

Ø расширение поведенческого ре­пертуара детей за счет социально одоб­ряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм поведения;

Ø обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленнос­ти ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта сов­местной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование ком­муникативных действий и операций;

Ø коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоле­ние неуверенности в себе;

Ø формирование предпосылок ре­гуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожнос­ти, страхов, фобических реакций;

Ø развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувст­вам другого человека.

III ч. Заключительная.

Подведение итогов. Рефлексия, планирование сле­дующего занятия. Ритуал прощания.

Эффект коррекционного воздейст­вия игротерапии, оцениваемый с помо­щью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особен­ностях поведения детей (самостоятель­ности, возможности саморегуляции по­ведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Воз­растает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способ­ность к сопереживанию и сочувствию.

V этап. Диагностика и формирование необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене (1-2-е полугодия 4 класса)

К концу младшего школьного возра­ста у учащихся должны быть сформи­рованы такие психологические новооб­разования, как произвольность, ре­флексия, внутренний план действия, понятийное мышление.

Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.

Проведение комплекса диагности­ческих методик позволяет определить наличный уровень психического раз­вития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и труд­ности, мешающие ему успешно перей­ти в среднюю школу.

Задачами диагностического обсле­дования являются:

1. Определить общее отношение к школе, учению.

2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика.

3. Определить учебные интересы младшего школьника.

4. Выявить умение младшего школь­ника подчинить свои действия опреде­ленным требованиям, условиям дея­тельности.

5. Выявить степень сформировйнности у младших школьников способности действовать осмысленно.

6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности.

7. Определить уровень самооценки младшего школьника.

На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные заня­тия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные за­нятия – для учащихся с полным вари­антом неготовности к обучению в сред­нем звене школы.

Структура занятия:

I ч. Вводная.

Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.

II ч. Основная.

1. Задания на развитие понятийного мышления.

2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действий.

III ч. Заключительная.

Рефлексия.

Подведение итогов.

По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено.

Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: