На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств младших слабовидящих школьников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10-11-летние дети готовятся к вступлению в новую фазу возрастного развития, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. С другой стороны, известно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов, бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нравственного развития.
Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основные задачи:
1. Развитие коммуникативной компетенции.
2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивация образа Я.
3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.
4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.
5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения.
6. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.
В состав группы по коррекции коммуникативной деятельности входят слабовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития.
Структура игровых занятий:
I ч. Вводная.
Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.
Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог-ребенок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему.
II ч. Основная.
По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы.
Цели:
Ø расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм поведения;
Ø обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций;
Ø коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
Ø формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций;
Ø развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.
III ч. Заключительная.
Подведение итогов. Рефлексия, планирование следующего занятия. Ритуал прощания.
Эффект коррекционного воздействия игротерапии, оцениваемый с помощью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особенностях поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Возрастает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию.
V этап. Диагностика и формирование необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене (1-2-е полугодия 4 класса)
К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие психологические новообразования, как произвольность, рефлексия, внутренний план действия, понятийное мышление.
Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.
Проведение комплекса диагностических методик позволяет определить наличный уровень психического развития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднюю школу.
Задачами диагностического обследования являются:
1. Определить общее отношение к школе, учению.
2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика.
3. Определить учебные интересы младшего школьника.
4. Выявить умение младшего школьника подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности.
5. Выявить степень сформировйнности у младших школьников способности действовать осмысленно.
6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности.
7. Определить уровень самооценки младшего школьника.
На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные занятия – для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы.
Структура занятия:
I ч. Вводная.
Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.
II ч. Основная.
1. Задания на развитие понятийного мышления.
2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действий.
III ч. Заключительная.
Рефлексия.
Подведение итогов.
По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено.
Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации.