Глава 1. Теоретические аспекты проблемы этнической идентичности И стрессоустойчивости студентов психологических специальностей

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения»

 (название дисциплины)

 

на тему: Стрессоустойчивость и этническая идентичность

 

студентов психологических специальностей

 

 

Студента 3 курса ПСД/c-17-1-о группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности», профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ 37.03.01 «Психология»

                         Эмирусеинов Э.Э

(фамилия и инициалы студента)

 

Руководитель к.пед.н.,доцент Моторная С.Е.

                (должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)  

 

 

Национальная шкала ______________________   

Количество балов: __________Оценка: ECTS _____

                                         

                                     Члены комиссии     ______________ __________________________

                                                                                   (подпись)                  (фамилия и инициалы)

 

                                                                            ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                                                           ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

г. Севастополь – 2020 г

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психологии»

Направление подготовки: 37.05.02 Психология служебной деятельности

 

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой

«Психологии»

 ____________________ _________________

(подпись) (инициалы, фамилия) «____» __________________ 20___г.

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения» студенту ____ Эмирусеинову Эмирсе Эмиралиевичу ____________________ (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы: Стрессоустойчивость и этническая идентичность студентов психологическихспециальностей

Руководитель работы (проекта)

Моторная Светлана Евгеньевна к.пед.н.,доцент

(фамилия, имя, отчество, степень, звание, должность) утверждена приказом по СевГУ ГПИ № ____ от«___»_____________ 20__ г. 2. Срок подачи студентом законченной работы «___»_____________ 20__ г. 3. Входные данные к работе:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованныхисточников, который включает 27_наименований. Основной текст работы изложен на 38страницах печатного текста. Работа содержит автореферат на 2 страницах, приложение на 12страницах. Общий объем работы 55 страниц.

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):

1.    Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме этническойидентичности и стрессоустойчивости

2.    Рассмотреть психологическую характеристику особенностей стрессоустойчивостистудентов в аспекте её взаимосвязи с этнической идентичностью студентов

 

6. Консультантыразделов работы (проекта)

 

Раздел

 

Фамилия, инициалы и должность консультанта

Подпись, дата

задание выдал задание принял

 

     
         

 

3.    Провести диагностику и проанализировать полученные результаты по взаимосвязистрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей

 

 

7.       Дата       выдачи       задания       ___        ____________15       сентября2019_________________________


 


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

 

  № п/п   Название этапов работы (проекта) Срок выполнения этапов работы (проекта)   Примечание
1 Выбор темы и разработка плана написания работы 15.09.2019 - 17.09.2019  
2 Разработка научного аппарата исследования 18.09. 2019 - 20.09. 2019  
3 Анализ теоретических источников и составление библиографического списка 21.09. 2019 - 24.09. 2019  
4 Написание       чернового       варианта теоретической части работы 25.09. 2019 -25.10. 2019  
5 Работа над замечаниями по теоретической части работы 26.10. 2019 -10.11. 2019  
6 Подготовка эмпирического исследования: отбор методик, подготовка протоколов 11.11. 2019 -02.12. 2019  
7 Проведение                    констатирующего эксперимента и обработка эмпирического материала 04.12. 2019 -24.12. 2019  
8 Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов констатирующего исследования 04.01.2020-28.02. 2020  
9 Написание эмпирической части работы 05.02. 2020-01.03. 2020  
10 Работа над замечаниями по эмпирической части работы 03.03.2019-04.04..2019  
11 Написание выводов, заключения 06.04. 2020- 16.04. 2020  
12 Оформление   работы,   представление чернового варианта работы научному руководителю 17.04. 2020– 24.04. 2020  
13 Устранение замечаний по работе 25.04. 2020—27.04. 2020  
14 Представление чернового варианта работы на кафедру 29.04. 2020  
15 Предзащита итоговой работы 14.05. 2020  
16 Устранение замечаний, оформление чистового варианта работы 14.05.2020  
17 Представление чистового варианта работы научному руководителю на кафедру 15.05..2020  
18 Знакомство с отзывом и рецензией 05.06.2020  
19 Защита итоговой аттестационной работы 13.06..2020 -19.06.2020  

 

Студент       Эмирусеинов Э.Э. _____________ _

                                               (фамилия и инициалы)               (подпись)                 

Руководитель работы (проекта) Моторная С.Е.. _______        

                               фамилия и инициалы)                                               (подпись) 

 

Аннотация курсовой работы

По учебной дисциплине «Психология стресса и стрессустойчивого поведения»
Направление подготовки 37.05.02
Профиль / специализация: Психология служебной деятельности
Выполнил студент: Эмирусеинов Эмирса Эмиралиевич
Курс        III          Группа      ПСД/с17-1-о            Семестр V
Тема: «Стрессоустойчивость и этническая идентичность студентов психологических специальностей»
Научный руководитель: Моторная Светлана Евгеньевна
Объект: этническая идентичность студентов психологических специальностей.
Предмет: взаимосвязь стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.
Цель: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.
Гипотеза: существует взаимосвязь этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов психологических специальностей.
Задачи:                                                        1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме этнической идентичности и стрессоустойчивости 2. Рассмотреть психологическую характеристику особенностей стрессоустойчивости студентов в аспекте её взаимосвязи с этнической идентичностью студентов 3. Провести диагностику и проанализировать полученные результаты по взаимосвязи стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.
Методы исследования: ¾ теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; ¾ эмпирические: психодиагностические методики: 1. Методика оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко. Н.М.Лебедева) 2. Методика измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни) 3. Тест на профессиональный стресс Г. Селье 4. Тест на стрессоустойчивость (Холмса и Раге)
Краткие выводы: Теоретическое и методологическое значение понятия «идентичность» связано с его многозначностью как социально-психологического феномена, предоставляющего личности форму присвоения и непрерывности переживания опыта, а также психологическую конкретизацию. Идентичность рассматривается этническая, в качестве определенной формы соответствия культуры, индивида. Этническая идентичность это и есть уровень, только наиболее зрелый, этнического самосознания, либо он считает, что этническая идентичность — это форма его конечного и более развитого состояния. Этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, которые определены такими характеристиками, как валентность и определенность. Взаимосвязи стрессоустойчивости и этнической принадлежности прослеживаются в осознание и принятие того, что для каждого народа существует своя среда, ограниченная «психологической границей», в рамках которой существуют свои культурные стандарты, которые помогают сохранить свою этническую неповторимость. В результате нашего исследования мы определили, что: – у 86,66% студентов психологов содержится эмоциональный компонент позитивной этнической идентичности, у 13,33% студентов-психологов неопределенность этнической идентичности; – у 53,3% студентов – психологов выраженность когнитивного компонента этнической идентичности, у 46,6% студентов – психологов выраженность аффективной компонента этнической идентичности; – профессиональный стресс у студентов – психологов показал следующее: высокий уровень – 13,33%, умеренный – 36,66%, средний – 30%, высокий - 20% студентов; – у 20% высокая сопротивляемость к стрессу у студентов – психологов, у 66,66% – пороговая и у 13,33% низкая стрессу у студентов – психологов. Результаты корреляционные анализа показали, что, чем выше уровень и глубина знаний этнической идентичности, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов. Таким образом, тема исследования раскрыта, задачи все решены.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав с 5 параграфами, выводами к каждой главе и заключения, библиографического списка, приложения А, Б, В, Г. Работа имеет рисунки и графики 27-35 страницах.

 

Краткие выводы по работе: 1. Социализация личности – это двусторонний процесс усвое­ния индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства, и наращивания им систем социальных связей и отношений, в кото­рых он развивается — с другой. 2.  Профессиональное самоопределение личности играет ведущую роль в процессе самоопределения личности и, соответственно, непосредственно влияет на профессиональный выбор личности. Основной целью самоопределения исследования является анализ влияния факторов социализации личности на ее профессиональный выбор. Основными стадиями данного процесса являются возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда;  профессиональное обучение как освоение выбранной специальности особенности процесса профессионального самоопределения личности тесно связаны с социальными ролями и ценностями личности; профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;  овладение операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. 3. Профессиональное самоопределение - всегда двусторонний процесс. С одной стороны - личность (субъект выбора), с другой - профессия (объект выбора). И субъект, и объект наделены многими характеристиками, что предопределяет неоднозначность данного явления.
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников) 27 единицы.

 

 


Содержание

Введение…………………………………………………………………8

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы этнической идентичности И стрессоустойчивости студентов психологических специальностей………………………………11

1.1. Понятие этнической идентичности в психолого-педагогической литературе… ……………………………………………………………………11

1.2. Анализ психологических исследований по проблеме стрессоустойчивости…………………………………………………………….17

1.3. Психологическая характеристика особенностей стрессоустойчивости студентов психологических специальностей в аспекте взаимосвязи с этнической идентичностью…………………………………….22

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28

Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей………………29

2.1. Организация и методика исследования стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей……29

2.2. Анализ полученных результатов исследования……………………29

ВыводыК ГЛАВЕ 2……………………………………………………42

Заключение …………………………………………………………..43

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….…...46

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...49

 

 



Введение

Актуальность исследования. По составу Россия выступает поликонфессиональной, полинациональной страной, которая в соответствии с Конституцией России выступает светской страной. По этой причине в современном обществе особо актуальны вопросы этнической идентичности, что выражается в усиливающемся интересе к важным вопросам сохранности культурного наследия. Вопросы этнической идентичности до настоящего времени актуальны, побуждают общество к действиям. Крым считается в качестве одного из существенных компонентов в системе обеспечения российской национальной безопасности, что определено уникальным культурным, историческим наследием, геополитическим положением, полиэтническим составом граждан.

Таким образом, учитывая крымскую специфику молодым специалистам, студентам-психологам важно проявлять толерантность и стрессоустойчивость к проблемам межнациональных взаимоотношений в своей профессиональной деятельности в условиях поликультурного пространства полуострова и этнической идентичности.

Важно отметить, что этническая идентичность личности студентов-психологов влияет на жизненную стрессоустойчивость, поэтому студентам психологических специальностей необходимо её развивать, то есть набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Характерной особенностью проявления у студентов стрессоустойчивости проявляется в стабильной переносимости, эмоциональном спокойствии, способности контролировать себя в стрессовой ситуации.

В трудах психологов, педагогов, которые посвящены социальным, психологическим проблемам, рассмотрены определенные основы личностной идентичности, в том числе этнической, в частности: Г.М.Андреевой, А.Г. Асмоловым, Дж. Брунером, А.Л. Журавлевым, В.В.Знаковым, А.А. Гостевым, А.А. Дергачом, А.Л. Журавлевым, А.В.Мудриком, А. Шуцем и другими.

Проблема стрессоустойчивости среди отечественных авторов изучалась: А.А.Баранов, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, П.Б.Зильберман, О.А.Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.А. Реан, С.В.Субботин, Ю.В.Щербатых; среди зарубежных: Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р.С Лазарус, Л. Мерфи, Г.Селье, С. Фолькман.

Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.

Объект исследования – этническая идентичность студентов психологических специальностей.

 Предмет исследования – взаимосвязь стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.

Задачи исследования:

4. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме этнической идентичности и стрессоустойчивости

5. Рассмотреть психологическую характеристику особенностей стрессоустойчивости студентов в аспекте её взаимосвязи с этнической идентичностью студентов

6. Провести диагностику и проанализировать полученные результаты по взаимосвязи стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов психологических специальностей.

Методы исследования:

¾ теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

¾ эмпирические: психодиагностические методики:

5. Методика оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко. Н.М.Лебедева)

6. Методика измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни)

7. Тест на профессиональный стресс Г. Селье

8. Тест на стрессоустойчивость (Холмса и Раге)

База исследования: гуманитарно-педагогический институт              ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты – психологи в количестве 60 человек, возрастом 21-22 года.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы, приложения.

 

 



Глава 1. Теоретические аспекты проблемы этнической идентичности И стрессоустойчивости студентов психологических специальностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: