Преподаватель дважды медленно зачитывает текст (один раз, затем через 3-5 минут второй раз). Обучающимся предстоит передать содержание отрывка, используя один или несколько видов сжатия текста.
Требования к проведению изложения
Преподаватель дважды медленно зачитывает законченный по смыслу отрывок текста.
Обучающемуся же предстоит выполнить следующие операции:
• Передать содержание отрывка, применив один или боле видов сжатия текста.
• Грамотно написать текст изложения, проверить работу.
• Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание текста, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Технология написания изложения
Во время чтения преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).
Во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы.
|
|
Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта.
Проследить, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы. Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
Примерное распределение времени и последовательность выполнения работы на экзамене
Работа над изложением во время экзамена длится 210 минут.
Объём текста сжатого изложения – 150 слов.
Объём творческого задания – от 150 слов.
Общее количество слов – не менее 300.
На проведение экзаменационного изложения отводится три с половиной часа (с 9 до 12.30).
Ход проведения письменного экзамена
Первое прочтение текста и его восприятие на слух.
Небольшая пауза (три-пять минут), сосредоточение на услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов.
Второе прочтение текста учителем или преподавателем.
Написание черновика (план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового варианта (когда отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего часа перед сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением текста и т.д.).
Самопроверка текста в течение последнего часа (около 60 минут).