ЗАДАНИЯ
Общерайонного школьного этапа олимпиады
По учебным предметам «Русский язык. Русская литература»
Класс
Русский язык
Задание 1.
Расставьте ударения в словах:
Жалюзи, звонит, украинский, мельком, каталог, квартал, кремень, газопровод, обеспечение, форзац, танцовщица, цепочка, туфля, баловать, сливовый, закупорить
Задание 2.
Составьте слова из следующих звуков
А) [ш], [й,], [о]
Б) [в,], [ж], [о], [т], [ы]
Задание 3.
Выпиши только существительные, которые можно употребить с местоимением ЭТОТ.
Цунами, Тбилиси, торнадо, крупье, сальто, иглу, зануда, тюль.
Задание 4.
Соотнеси заимствованные слова с русскими.
афиша | наблюдение |
Мониторинг | согласие |
Рейтинг | представление |
Консенсус | подросток |
Презентация | объявление |
Тинейджер | коэффициент популярности |
Задание 5.
Выполните морфемный разбор всех слов. У подчёркнутых слов выполните словообразовательный разбор вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.
Задание 6.
Замените одним словом следующие фразеологизмы:
|
|
мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, ахиллесова пята.
Задание 7.
Отредактируйте текст, объясните написание приставок
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.
Задание 8.
Запиши словами числительное 4568 в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
Задание 9.
Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.
- Он написал свою автобиографию.
- К счастью, Карлсон вернулся назад.
- Он разговаривал, жестикулируя руками.
- Он всегда вовремя оплачивал за проезд.
- Цены на фрукты постоянно растут вверх.
- Еда была сытой и вкусной.
Задание 10.
Напиши только слово-термин
- Раздел науки о языке, изучающий части речи – …
- Часть речи, указывающая, но не называющая предметы, признаки и количества –…
- Часть слова, заключающая основное лексическое значение –…
- Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей –…
- Слова, близкие по звучанию (например, сытый - сытный) –…
Русская литература
Задание 11.
Найди в отрывке из стихотворения И.Бунина все изобразительно-выразительные средства. Выпиши их вместе с примером.
За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
|
|
Задание 12.
Соотнесите жанр с названием произведений, приведённых ниже.
1.басня | А.«Царевна-лягушка» |
2.рассказ | Б.«Бородино» |
3.сказка | В.«Дубровский» |
4.стихотворение | Г.«Свинья под дубом» |
5.повесть | Д.«Лошадиная фамилия» |
Класс
Комплексная работа по русскому языку и литературе
(2016/2017 учебный год)
ОТВЕТЫ
Русский язык
Задание 1.
Расставьте ударения в словах:
ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый, закУпорить
По 0,25 за правильный ответ. Всего: 4 балла
Задание 2.
Составьте слова из следующих звуков
А) [ш], [й,], [о] - ёж
Б) [в,], [ж], [о], [т], [ы]- живёт
По 0,5 за слово. Всего: 1 балл
Задание 3.
Выпиши только существительные, которые можно употребить с местоимением ЭТОТ.
Тбилиси, торнадо, крупье, зануда, тюль.
По 0,5 за правильный ответ. Всего: 2,5 балла
Задание 4.
Соотнеси заимствованные слова с русскими.
афиша | объявление |
Мониторинг | наблюдение |
Рейтинг | коэффициент популярности |
Консенсус | согласие |
Презентация | представление |
Тинейджер | подросток |
По 0,5 за правильный ответ. Всего: 3 балла
Задание 5.
Выполните морфемный разбор всех слов. У подчёркнутых слов выполните словообразовательный разбор. вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.
Приставка | Корень | Суффиксы | Окончание | |
вешалка | -веш- | -а- -лк- | -а | |
бесконечный | бес- | конеч- | -н- | -ый |
денёчек | ден- | -ёч- -ек- | O | |
приморский | при- | мор- | -ск- | -ий |
шахматистка | шахмат- | -ист- -к- | -а |
Бесконечный ← конец (приставочно-суффиксальный)
Денёчек ← денёк (суффиксальный)
Шахматистка ← шахматист (суффиксальный)
По 1 баллу за правильно разобранное слово. Всего: 8 баллов
Задание 6.
Замените одним словом следующие фразеологизмы:
мозолить глаза | надоедать |
точить лясы | разговаривать, болтать |
клевать носом | дремать |
бить баклуши | бездельничать |
ахиллесова пята | уязвимое место человека |
По 1 баллу за слово. Всего: 5 баллов
Задание 7.
Отредактируйте текст, объясните написание приставок
ПрИкатился клубок, прИостановился. ПрИсмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. ПрИкрикнул он на клубок, а тот прЕспокойно на месте лежит. Иванушка прЕхорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прИлечь, только прИкоснулся к траве, а трава в росе. ПрИсел на придорожный камень. ПрИзадумался.
По 0,5 за исправленные ошибки + по 0,1 за объяснение. Всего: 6 баллов
Задание 8.
Запиши словами числительное 4568 в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.
И.П. Четыре тысячи пятьсот шестьдесят восемь
Р.П. четырёх тысяч пятисот шестидесяти восьми
Д.П. четырём тысячам пятистам шестидесяти восьми
Т.П. четырьмя тысячами пятьюстами шестьюдесятью восьмью
П.П. о четырёх тысячах пятистах шестидесяти восьми
По 0,5 за правильный ответ. Всего: 2 балла
***Если тема «Числительное» не изучалась, исключите это задание.
Задание 9.
Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.
- Он написал автобиографию. (Он написал свою биографию)
- К счастью, Карлсон вернулся.
- Он разговаривал, жестикулируя.
- Он всегда вовремя оплачивал проезд.
- Цены на фрукты постоянно растут.
- Еда была сытной и вкусной.
По 0,5 за правильный ответ. Всего: 3 балла
Задание 10.
Напиши только слово-термин
1.Раздел науки о языке, изучающий части речи – МОРФОЛОГИЯ
2.Часть речи, указывающая, но не называющая предметы, признаки и количества –МЕСТОИМЕНИЕ
3. Часть слова, заключающая основное лексическое значение - КОРЕНЬ
4.Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – ДОПОЛНЕНИЕ
|
|
5.Слова, близкие по звучанию (например, сытый - сытный) – ПАРОНИМЫ
По 0,5 за правильный ответ. Всего: 2,5 балла
Русская литература
Задание 11.
Найди в отрывке из стихотворения И.Бунина эпитет, олицетворение, метафору. Выпиши их вместе с примером.
За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной! | Эпитет (сладка печаль) Олицетворение (сердце просит) Метафора (песни зазвенели) |