Моральные проблемы изъятия органов от трупа

В исследованиях по биоэтике обычно рассматривают три типа забора органов от трупа, которые отличаются по моральному содержанию: 1. рутинный забор; 2. забор, основанный на презумпции согласия; 3. забор, осуществляемый через механизмы информированного согласия (презумпция несогласия). Рутинный забор (СССР) основан на практике, согласно которой власти могут по своему усмотрению распоряжаться телом умершего человека. Службы здравоохранения получают полномочия проводить вскрытие, забирать органы и ткани для разных целей. Тело умершего человека в данном случае трактуется как государственная собственность, которую медики могут использовать в общественных интересах. Данный подход соответствует утилитаристской этике, когда критерием морально оправданного действия служит наибольшее благо для наибольшего числа людей. Подобная практика морально ущербна, так как лишает человека права быть хозяином своего тела. Рутинный забор органов для пересадки затрагивает и моральные ценности семьи покойника, поскольку нару- 9 шаются традиции неприкосновенности останков и почтительного к ним отношения. Этот вид забора практиковался в советской системе здравоохранения с 1937 по 1992 год. Сегодня такой вид изъятия является неправомерным, поэтому правильнее будет характеризовать два оставшихся принципа. Моральная оценка заборов органов и (или) тканей, основанных на презумпции согласия или несогласия, не столь однозначная, как при рутинном заборе, поскольку названные презумпции имеют как преимущества, так и недостатки. Модель презумпции согласия (или предполагаемого согласия) отличается от рутинного забора тем, что констатируется отсутствие отказа от такого забора, хотя согласие и не испрашивается, но предполагается (неиспрошенное согласие).

В соответствии со второй моделью презумпции несогласия забор материала проводится только в том случае, если при жизни человек явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо родственники четко выражают согласие на изъятие (в случае, когда умерший не оставил такого заявления). Иными словами, без явно выраженного согласия запрещено изымать органы умершего чело- века. Первая

Первая модель предполагает, что если человек при жизни не запретил пересадки своих органов или тканей при жизни, то он как и каждый россиянин вроде бы изначально «согласен», что его ор- ганы после смерти будут использованы для пересадки другим. В противном случае его родственники (законные представители) должны заявить о своем несогласии на забор его органов (тканей). человек при жизни не запретил пересадки своих органов или тканей при жизни, то он как и каждый россиянин вроде бы изначально «согласен», что его ор- ганы после смерти будут использованы для пересадки другим. Обе модели имеют свои достоинства и недостатки, которые противоположны друг другу в каждой из моделей.

Презумпция согласия обеспечивает большее количество материала для пересадки (что очень хорошо с точки зрения потребностей системы здравоохранения), а также проста с процедурной точки зрения, так как здесь не нужно получать согласия от родных умершего человека или устанавливать, какова была его прижизненная воля. Один из основных недостатков состоит в том, что облегченная процедура изъятия органов может способствовать различным злоупотреблениям (например, теневой торговле органами). 10 Презумпция несогласия привлекательна тем, что защищает фундаментальное право человека на распоряжение своим телом, а также снижает возможности злоупотреблений. Основные недостатки — потенциально меньшее количество органов для пересадки, более сложные процедурные аспекты

Важным и обязательным аспектом проблемы изъятия органов у умирающего человека является проблема определения смерти его мозга.

Условиями этически корректной смерти мозга является соблюдение трех принципов: единого подхода, коллегиальности, финансово-организационной независимости бригад, участвующих в трансплантации. Принцип единого подхода заключается в соблюдении одинакового подхода к определению смерти мозга независимо от того, будут ли в дальнейшем органы использоваться для

трансплантции. Принцип коллегиальности заключается в обязательном участии нескольких врачей в диагностике смерти мозга. Минимально допустимое количество специалистов — три. Этот принцип позволяет уменьшить вероятность злоупотреблений. В соответствии с принципом организационной и финансовой независимости бригад должны действовать три бригады, каждая из которых занимается различными функциями: первая констатирует смерть мозга, вторая проводит забор органов, третья — бригада транс- плантологов — пересаживает органы

ВОПРОС 63


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: