Список используемых источников

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 Тема: Проект декоративных жаккардовых тканей «Я так больше не играю!» с ориентацией на производственную базу ОАО «Узор»

 

Студент: Клековкина М. К.

                                         

Группа: ДТ-31

 

Руководители: преп. Орлова П. С.,

                                консультант доц. Ермолаева М. И.

 

 

Оценка:_______________________________

 

 

Санкт-Петербург

2020

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А. Л. ШТИГЛИЦА»

Кафедра Художественного текстиля

Специальность 54.03.01, Дизайн

Специализация  профиль Дизайн текстиля

 

 

Семестр 6  Группа ДТ-31

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

Студенту Клековкиной М. К.

 

Тема курсовой работы: Проект декоративных жаккардовых тканей «Я так больше не играю!» с ориентацией на производственную базу ОАО «Узор»

 

Исходные данные:

 (материал, размер, назначение, ассортиментная группа, др.)

 

Основные разделы и график выполнения курсовой работы (проект) (пример)

 

Наименование разделов, подлежащих разработке Срок сдачи
ВВЕДЕНИЕ  
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

 

Перечень материалов, представляемых к защите (пример):

пояснительная записка (примерно 20 стр.),

проектная часть — от 4-х планшетов (140×100 см).

 

 

Дата выдачи задания _________ Руководитель__________________преп. Орлова П. С.

 (подпись)

 

Дата выдачи задания _________ Руководитель__________________доц. Ермолаева М.И.

 (подпись)

Дата получения задания__________ Студент _________________ Ф.И.О.              

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..... 4

Основная часть…………………………………………………………………… 5

Теоретическая часть………………………………………………………………5

Определение целевой аудитории………………………………………….5

Обзор и анализ современных трендов, проектных разработок…………6

Описание и характеристика текстильной техники проекта……………..7

Практическая часть…………………………………………………………….. 10

Дизайн-концепция………………………………………………………...10

Эскизные предложения…………………………………………………...11

Дизайн-решение…………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемых источников……………………………………………..14

Приложение………………………………………………………………………15

 

 

Введение

Целью курсовой работы по дисциплине «Проектирование в дизайне текстиля» является: разработать проекты жаккардовых тканей с ориентацией на заданный архитектурный объект общественного назначения.

Задачами курсовой работы:

· при разработке проекта необходимо уделить внимание масштабу и колористическому решению орнамента. Масштаб рисунка согласовать с габаритами помещения и архитектурным пространством. Проект включает выполнение перспективы интерьера по каждой теме, с возможным использованием текстильных аксессуаров (панно, подушки, пледы) для более полного раскрытия образного содержания среды.

· ткани должны быть четко ритмически организованы. Ясно выявлены композиционные принципы построения рисунка в заложенной раппортной схеме. Возможно членение на горизонтальные и вертикальные полосы, клетки; повтор мотивов в шахматном порядке.

· при разработке мотива необходимо учитывать две точки обозрения тканей в интерьере: с дальнего расстояния (обобщенность, декоративность, лаконичность) и с близкого (тщательная прорисовка элементов рисунка).

· проектирование жаккардового рисунка идет параллельно с проектированием фактуры. Фактура поверхности непосредственно влияет на колористическую разработку рисунка, на преобладание графических или живописных решений.

· цветовая гармония может быть организована как по принципам нюансных отношений, так и на контрасте, в зависимости от выбранной темы.

 В настоящее время жаккардовые ткани обладают большой популярностью и высоким спросом на рынке текстильной продукции. Такие ткани используются и в качестве штор, и в качестве обивки мебели, и в качестве мелкой текстильной продукции, такой как подушки и др.

Жаккардовые ткани имеют свои внешние и составные особенности. Жаккардовое переплетение состоит из множества ниток, и в зависимости от расположения, цвета, фактуры, толщины этих ниток, будет иметься совершенно необычный рисунок. Такие переплетения могут давать эффект блеска, объема, имитировать природные структуры, такие как камень, мох, дерево, минерал. Также жаккард может иметь разную толщину, для подушек или легких штор может использоваться тонкое переплетение, а для обивки мебели – плотное.

Именно поэтому задание такого типа имеет актуальность. Изучение темы и разработка своего проекта дает возможность понять систему создания жаккардовых тканей, какими техниками для этого нужно владеть, какая аудитория будет заинтересована в данном проекте. В дальнейшем это поможет специалистам в разработках своих проектов для заказчиков или для собственного пользования.

 

Теоретическая часть

Определение целевой аудитории

Жаккардовые ткани многофункциональны и разнообразны. Поэтому можно создать ткань, которая будет подходить любому интерьеру. Это могут быть ткани для жилого интерьера или для общественного, они могут предназначаться для пользования детьми или взрослыми. Исходя из требований задания или заказчика, ясно, в каком помещении и какими людьми будут использованы ткани, и. соответственно, как их нужно выполнять. В данном проекте идет ориентировка на общественное помещение: ресторан, бар или кафе, в котором расположены винтажные игровые автоматы. Несмотря на то, что целевая аудитория мест общего питания обычно состоит из людей всех возрастов, наличие игровых автоматов сужает аудиторию до молодых людей и подростков. Соответственно, целевая аудитория данного проекта – люди 14-35 лет, интересующиеся старыми игровыми автоматами или эстетикой кафе 1980-х.

Обзор и анализ современных трендов, проектных разработок, изделий в области текстильного дизайна или декоративно-прикладного искусства

Жаккардовая техника предлагает множество вариаций композиций, расцветок, ткань может быть крупно-раппортной или мелко-раппортной. На данный момент большей популярностью пользуются крупноузорчатые ткани, но также актуальны ткани-компаньоны с мелким рисунком. Есть несколько изобразительных мотивов, которые всегда пользуются спросом. Среди них геометрические мотивы, такие изображения подойдут в любой интерьер: от детской комнаты до ресторана. Также это растительные узоры – самая популярная тема среди потребителей. На любой выставке, где представлены предметы текстиля, обязательно будут присутствовать эти две темы, они наиболее универсальны и имеют огромное количество возможностей для развития мотива.

На выставке Heimtextil 2020, которая проводится в Европе с 1971 года, дизайнерами были представлены разнообразные направления интерьерных тканей от обивки для мебели и постельного белья, до ковров и ткацких полотен. Все выставленные предметы были разделены на 5 тем, актуальных для современного человека:

· Урбанизация. Здесь главное – функциональность, использование замысловатых принтов и графических текстур.

· Максимальный гламур. Эстетика чрезмерной роскоши и разнообразия. Огромное количество невероятных принтов, фактур и градиентов. Наиболее частое использование жаккарда.

· Чистая духовность. Натуральность и простота. Фактуры, имитирующие природные мотивы.

· Роскошь наследия. Обращение к прошлому. Богатая отделка и палитра цветов, также используются жаккардовые ткани.

· Многонациональность. Смешение традиционных и современных мотивов. Разнообразная палитра цветов и материалов. [6]

Учитывая тренды и собственные пожелания, а также опираясь на целевую аудиторию и заведение, для которого создавалась коллекция тканей, была начата работа над проектом.

 

Описание и характеристика текстильной техники проекта

«Жаккардовыми называются ткани, выработанные на ткацком станке, оснащенном жаккардовой машиной. Их особенностью является раппорт, в строение которого может быть от 32 до 4000 различно переплетающихся нитей основы и утка. Это дает возможность выполнять ткани с рисунками различного масштаба и сложности, а также штучные изделия (картины, сумки, календари и т. д.). Жаккардовая машина дает возможность отдельно управлять каждой нитью основы или небольшими группами, благодаря чему есть возможность вырабатывать ткани со сложными рисунками вплоть до портретов и пейзажей.

Техника жаккардового переплетения хранит в себе традиции ручного узорчатого ткачества, имеющие многовековую историю, начинающиеся в Древнем Китае, где более трех тысяч лет тому назад появился первый ткацкий станок. Постепенно шелковое ткачество распространялось на Ближний Восток, а с конца XVII в. и в Европу. В XVII в. первые попытки развития производства шелковых тканей были предприняты и в России. Выполнение тканей осуществлялось на ремизных станках вручную, что было трудоемким, дорогостоящим и длительным процессом. Такие ткани ценились очень высоко как за внешний вид, так и за сложность производства, а использовали их в основном для одежды царственных особ и церковного облачения.

К началу XIX в. в России сложились три основных центра производства узорных тканей ручного ткачества — в Москве, Петербурге и Владимире, — и каждый из них обладал своим особенным стилем. Производимые на российских фабриках ткани не уступали по качеству изделиям всемирно известной Лионской мануфактуры.

 Изобретение в 1804 г. Жозефом-Мари Жаккаром (Жаккардом) машины для раздельного управления нитями основы ознаменовало начало новой эры в развитии узорного ткачества. До этого выработка узорчатых тканей была чрезвычайно сложной, так как подъем нитей основы, необходимых по рисунку, производился вручную. Благодаря изобретению Жаккара произошла модернизация выработки ткани, выраженная в автоматическом управлении каждой основной нитью или небольшой их группой. Это позволило вырабатывать ткани с узорами любой сложности, включая крупномасштабные рисунки, а также пейзажи и портреты, в раппорте которых количество различно переплетающихся нитей основы достигало 3–4 тысяч. К концу XIX столетия расцвет шелкового жаккардового ткачества охватил все европейские страны.

Не менее значимым этапом усовершенствования выработки жаккардовых тканей стало относительно недавнее внедрение компьютерных технологий в работу станка на производстве. Новый метод художественного проектирования и программирования жаккардового рисунка с использованием компьютера позволил значительно сократить скорость таких технических процессов как создание раппорта рисунка, определение вида проборки аркатных шнуров в кассейную доску, расчет канвовой бумаги, выбор способа патронирования рисунка, составление полного технического расчета. Использование специальных графических программ позволяет облегчить и ускорить процесс от подготовки эскиза до выработки ткани. Преимуществом компьютерного проектирования является возможность создать большое количество вариантов рисунка на основе одного элемента или мотива — быстрее реализовать творческий замысел художника, чем при традиционном способе работы.

Современные ткацкие предприятия оснащаются компьютерными технологиями для конструирования рисунков и дальнейшей выработки их в жаккардовых тканях. После создания художником рисунка в графической программе информация о каждом цвете и тоне в рисунке передается по специальному алгоритму на ткацкий станок, готовый к выработке текстильного полотна. Цветной дисплей позволяет увидеть рисунок в уменьшенном или увеличенном виде, откорректировать стыки раппортов, подобрать для каждого цвета соответствующее переплетение. Все это дает возможность художнику визуально представить будущую ткань и в значительно более короткие сроки, чем раньше, получить пробные метры ткани, выработанные на станке по его рисунку.

Развитие новых технологий производства, появление новых текстильных материалов дает возможность разнообразить и расширить ассортимент жаккардовых тканей, благодаря этому быстро реагировать на смену тенденций моды и вырабатывать ткани на самом высоком художественном и техническом уровне». [2, с. 5-8]

 

 

Пратическая часть

Дизайн-концепция

В начале практической работы была выбрана жаккардовая ткань для копирования: ткань компании Rosso «Алиса в стране чудес». Были сделаны выкраски ради точного подбора цвета. Затем были выполнена сама копия с имитацией жаккардовой фактуры. Вся работа с копией была проделана под руководством преподавателя кафедры художественного текстиля Н. М. Дзембак.

После анализа современных трендов в текстиле и выполнения копии жаккардовой ткани было принято решение создать комплекс декоративных тканей для кафе с винтажными игровыми автоматами. Следовательно, тематика тканей должна соответствовать тематике заведения. ­Общая стилистика должна быть примитивной и геометризированной, должна напоминать об играх 80-х и 90-х годов прошлого столетия. Могут быть использованы мотивы с элементами игр или отсылающих к ним предметами. Сначала полагалось, что это будет ряд тканей с изображением разных игр, таких как «Змейка», «Пакмэн», «Тэтрис», но позже было принято решение обратиться к менее известным играм. Сейчас жанр компьютерных игр «шутер» является основным и знаковым для всей индустрии видеоигр. Одним из первых представителей этого жанра была игра «Galaga», с ней и было решено поработать в этом проекте. Но ткани, только повторяющие элементы этой игры были бы скучны и банальны, поэтому были добавлены другие классические игровые элементы ради создания эстетики старых игр. В итоге, было решено сделать линейку, отображающую все этапы игры. Начиная с загрузки, затем сама игра, за ней так называемый «босс» и конец игры. Таким образом, при просмотре тканей вместе можно будто бы «сыграть» в игру. Заведения с винтажными игровыми автоматами обычно имеют довольно темный интерьер и находятся в полуподвальных помещениях. Поэтому ткани к такому кафе могут быть яркими, но не «перекрикивающими» главные элементы интерьера – автоматы. Была выбрана цветовая гамма с различными красными: от светло-красного до краплака и в дополнение к ним добавлены белый, серый и черный. Такая палитра довольно насыщенная и яркая, но не многоцветная и не пестрая. Подобные ткани будут привлекать и настраивать на игру посетителей, но не будут отвлекать их от приема пищи и приятного времяпрепровождения.

 

Эскизные предложения

В начале работы были сделаны первые эскизы по мотивам различных игр, таких как «Змейка», «Пакмэн», «Тэтрис». Эти эскизы были ярких голубых, желтых, красных, зеленых цветов, контрастные по отношению друг к другу. Было решено отказаться от этих эскизов и перейти к работе над мотивами игры «Galaga», выполнить новые эскизы в более сдержанной гамме. Сначала были представлены эскизы с мотивами самолетов и насекомых – элементами, непосредственно, игры. После них стали использоваться надписи, характерные играм: «game over», «loading». Было решено использовать гамму красных, белого, черного и серого. Такая гамма хорошо впишется в подобное помещение, не будет привлекать слишком много внимания, но и не оставит посетителя равнодушным. Затем началась работа с масштабами выбранных элементов. Какие-то мотивы были увеличены, какие-то убраны, какие-то сдвигались. Работа с фактурой была проведена на протяжении работы с эскизами, а затем и в итоговой ткани. Чтобы передать эффект жаккардовой фактуры были использованы воскография и восковые мелки. Все мотивы были отрисованы от руки гуашью и мелками, затем перенесены в компьютер. И в программе Photoshop составленный раппорт повторялся и образовывалась ткань с раппортным построением. В итоге, появились четыре ткани с разными мотивами, объединенные одной темой и общим колоритом. Все ткани были составлены в соответствии с условной высотой потолка предполагаемого помещения (4 метра). Ширина раппортов также совпадает с требованиями производства жаккардовых тканей (66 или 33 сантиметра). Выразительность тканей была получена путем отбора различных вариаций использования элементов и мотивов, путем улучшения композиции и цветовых решений. Все ткани были помещены в интерьер кафе с винтажными игровыми автоматами, нарисованный самостоятельно от руки. Ткани выгодно вписались в этот интерьер.

 

Дизайн-решение

Особенности художественного решения дизайн-разработки состоят в том, что были использованы и переработаны мотивы винтажных игр. Использовались нестандартные цвета для подобных мотивов, обычно игры имеют яркую контрастную гамму. В этом проекте гамма более сдержанная. Также для придания рисунку фактурности были использованы воскография и мелки, что также не типично для мира игр. В финальной линейке тканей присутствуют две итоговые ткани, изображающие саму игру. Одна из них отображает один из уровней игры с самолетом и насекомыми, другая – самолет и босса игры. Эти ткани наиболее нагружены и сюжетны из всей линейки. Другие две ткани имеют в себе шрифты и характерные играм надписи. Они, в свою очередь, не сюжетны, но отлично дополняют основные ткани.

Ткани соответствуют задачам, которые были поставлены при начале работы с проектом. Масштаб и колористика работ соответствуют выбранному помещению. Был сделан интерьер, отображающий предполагаемое заведение и расположение тканей в нем. Раппорт выстроен грамотно, ткани одновременно лаконичны и детальны. В проекте показаны фактуры, характерные для жаккардовых тканей.

Проектная работа может быть выполнена на производстве. Все параметры, нужные для материализации проекта, были учтены.

Итоговые ткани, выполненные на производстве, могут быть использованы в реальной жизни. Они подойдут тематическому кафе или бару, а также просто любителям винтажных игр для их домашнего интерьера.

 

                                                         

 

 

Заключение

Таким образом, была проведена работа над проектом, включившая в себя следующие этапы: изучение трендов, выполнение копии жаккардовой ткани, выбор собственной темы и концепции, разработка эскизов, создание итоговых тканей, отрисовка фрагмента одной ткани от руки и создание интерьера. Была выбрана тема «Я так больше не играю!» для создания ряда тканей для интерьера кафе с винтажными игровыми автоматами. После продолжительной работы над эскизами получились 4 ткани с игровыми мотивами. Все ткани объединены общими темой и цветовой гаммой. В результате, ткани выгодно смотрятся в отрисованном интерьере и дополняют друг друга. Масштабы тканей и раппортов выверены под интерьер с высотой 4 метра, ширина раппортов соответствует ширине раппортов тканей на производстве. Также ткани разномасштабные, имеют мелкие, средние и крупные элементы. Все раппорты выстроены в сетку без сдвига. Вблизи можно увидеть детали и фактуру тканей, издалека они смотрятся цельно и лаконично. Интерьер был выполнен в соответствии с представлениями о кафе, для которого делался проект.

Возможность внедрения проектной разработки в производство существует, все ткани были спроектированы в соответствии с требованиями жаккардового производства. Работа может быть выполнена в материале и использована в реальном интерьере.

За время работы над проектом были освоены принципы проектирования декоративных тканей для производства, внедрения в них различных техник рисования для имитации жаккардового эффекта. Было изучено оформление нарисованного интерьера в связи с темой проекта. Полученная и изученная информация и приобретенные навыки могут быть использованы в дальнейшей работе с декоративными тканями и жаккардовой техникой.

 

 

Список используемых источников

1. Грановский, С. Г. Жаккардовые ткани (патронирование рисунков). М.: Легкая индустрия, 1971

2. Дзембак, Н. М. Конструирование жаккардовых тканей: учебное пособие. СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2018. 5-8 с.

3. Кутепов, О. С. Патронирование ремизных и жаккардовых тканей. М.: Легкая индустрия, 1966

4. Михайлова, Л. В. Цветы в художественном текстиле (от природных форм к орнаментальным композициям и текстильным изделиям). СПб.; М.: Речь, 2015

5. Николаева, О. А. Декорирование тканями. М.: РИПОЛ классик, 2014

6. Маслова Д. Heimtextil: тренды 2020/2021. Interior+Design. 2020

https://www.interior.ru/design/7233-heimtextil-trendy-2020-2021.html

 

Приложение

Декоративная жаккардовая ткань, выбранная для копирования и копия

 

Рис. 1. Rosso «Алиса в стране чудес», декоративная жаккардовая ткань

 

 

 

 

Рис. 2. Копия жаккардовой ткани фирмы Rosso

Эскизы

 

 

 

 

 

Рис. 3-5. Эскизы к тканям


Рис. 6. Отрисованный в размер фрагмент первой ткани


Рис. 7. Линейка тканей

 

Рис. 8. Интерьер с тканями




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: